Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – исследование бюджетной системы РФ и ее основных звеньев.
Задачи работы:
раскрыть понятие «бюджетная система РФ»;
охарактеризовать федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ;
дать характеристику территориальным фондам в бюджетной системе;
рассмотреть существующие внебюджетные государственные фонды;
ответить на тесты по данной теме работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы…………………………………………………………………..4
Федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ…...7
Территориальные бюджеты…………………………………………..…14
Внебюджетные фонды…………………………………………...….......17
Заключение…………………………………………………...………….21
Тесты…………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

бюджетная система.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Структура доходов  федерального бюджета  за 2008-2012 гг.

Виды доходов

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

млрд руб.

% к ВВП

млрд руб.

% к ВВП

млрд руб.

% к ВВП

млрд руб.

% к ВВП

млрд руб.

% к ВВП

Всего

9275,9

22,5

7337,8

18,9

8305,4

18,4

11366,0

20,4

12853,7

20,5

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

3584,9

8,7

2683,3

6,9

3227,7

7,1

4664,7

8,4

4962,7

7,9

Налоги, сборы и регулярные платежи за использование природных  ресурсов

1637,5

4,0

1258,3

3,2

1442,6

3,2

2046,9

3,7

2442,8

3,9

Налоги на товары (работы, услуги) на территории РФ

1169,1

2,8

1006,3

2,6

1408,3

3,1

1985,0

3,6

2228,0

3,6

Налоги на ввозимые товары на территорию РФ

1128,6

2,7

893,2

2,3

1199,6

2,7

1543,8

2,8

1713,0

2,7

Налоги на прибыль, доходы

761,1

1,8

509,8

1,3

427,8

0,9

380,1

0,7

643,3

0,9

Прочие доходы

899,6

2,4

986,9

2,5

599,3

1,3

745,5

1,3

963,8

1,5


Источник: Официальный сайт Министерства Финансов РФ http://info.minfin.ru/fbrash.php

В представленной таблице  отражена положительная динамика доходов  федерального бюджета РФ в течение  с 2008 по 2012 года, где видно увеличение доходов в среднем на 18-20% ежегодно. Только видны последствия мирового финансового кризиса в 2009 г., доходы снизились на 1 938,1 млрд. рублей в сравнении с 2008 г. Но с 2010 г. вновь наблюдается положительная тенденция прироста общей суммы доходов, они увеличиваются в среднем на 12-14% ежегодно. В представленной структуре доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности варьируются от 31% (2008г.) до 38%(2012 г.).

Доходы, полученные от налогов  за использование природных ресурсов – от 16% до 19%, от налогов на товары на территории РФ – от 13% до 18%, от ввозимых товаров – от 10% до 13%, от налога на прибыль – от 3% до 7%, прочие доходы – от 8 до 14%.

Организация государственных  расходов основана на принципах: целевого использования средств, безвозвратности  государственных расходов (за исключением  государственных кредитов) и соблюдения режима экономии.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы бюджетов, в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.

Капитальные расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с классификацией. [8]

В расходной части  бюджетов всех уровней предусматривается  создание резервных фондов органов исполнительной власти. В федеральном бюджете он не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Эти средства расходуются на финансирование непредвиденных расходов: проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевщих место в текущем финансовом году. [4, c. 220]

Далее приведен анализ динамики расходов федерального бюджета за последние  пять лет (2008-2012 гг.):

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета  за 2008-2012 гг.

Виды расходов

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

млрд руб.

% к ВВП

млрд руб.

% к ВВП

млрд руб.

% к ВВП

млрд руб.

% к ВВП

млрд руб.

% к ВВП

Всего

6729,8

16,3

8686,3

22,4

9054,7

20,0

10935,2

19,6

12890,8

20,6

Межбюджетные трансферты

2674,6

6,5

3593,4

9,3

4135,9

9,2

3128,5

5,6

3859,8

6,2

Национальная оборона

1014,0

2,5

1638,1

4,2

1206,0

2,7

1790,2

3,2

1968,8

3,1

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

777,1

1,9

806,4

2,1

836,4

1,9

1516,0

2,7

1843,0

2,9

Общегосударственные вопросы

574,0

1,4

693,3

1,8

743,7

1,6

1259,8

2,3

1812,3

2,9

Национальная экономика

562,9

1,4

621,9

1,6

682,7

1,5

787,4

1,4

806,0

1,3

Прочие расходы

1127,2

2,7

1333,2

3,4

1449,9

3,2

2453,4

4,4

2601,2

4,2


Источник: Официальный сайт Министерства Финансов РФ http://info.minfin.ru/fbrash.php

В представленной таблице видно, что за данный период расходы растут. Расходы по межбюджетным трансфертам варьируются от 33% до 40% от общей величины расходов. Расходы на национальную оборону – от 14 до 17%, на национальную безопасность – 12-15%, на решение общегосударственных вопросов – от 11 до 12%, на национальную экономику – от 8% до 12%, прочие расходы составляют от 15% до 18%.

Согласно Федеральному закону от 23 ноября 2012 года № 143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»:

Предельный объем расходов рассчитан исходя из средней цены на нефть за 5 лет. При этом дефицит  бюджета не должен превышать 1% ВВП. Все дополнительные нефтегазовые доходы планируется направлять в Резервный фонд до достижения нормативной величины в 7% ВВП. Его используют как "подушку безопасности" в случае снижения цен на нефть. После заполнения Резервного фонда половину сверхплановых нефтегазовых доходов направят в Фонд национального благосостояния, а остальное - на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком.

Доходы федерального бюджета в 2013 г. составят 12 865,9 млрд руб., 2014 г. - 14 063,4 млрд руб., 2015 г. - 15 615,5 млрд руб. Расходы будут на уровне 13 387,3 млрд, 14 207 млрд и 15 626,3 млрд руб. соответственно. Дефицит бюджета прогнозируется в размере 521,4 млрд, 143,6 млрд и 10,8 млрд руб. Покрывать его планируется за счет госзаимствований и доходов от приватизации федеральной собственности. Ненефтегазовые доходы сформированы за счет налоговых и таможенных поступлений, продажи материальных и нематериальных активов, использования госимущества и других источников. Прогнозируется, что инфляция в 2013 г. не превысит 5,5%, в 2014-2015 гг. - 5%.

В бюджет заложены приоритетность и рост расходов на образование, науку  и инфраструктуру. Увеличена господдержка сектора исследований и разработок. Предусмотрена ежегодная индексация стипендий. Возрастут расходы на национальную оборону и безопасность, социальную политику, культуру.

С 1 января 2013 г. на 5,5% проиндексированы детские пособия и материнский  капитал. В 2013 г. также планируется выделить регионам бюджетные кредиты на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в размере до 8 млрд руб., сокращена численность федеральных госслужащих на 20%. При этом с 1 октября 2013 г. на 5,5% будут увеличены зарплаты бюджетникам.

В 2013-2015 гг. предусмотрено сокращение на 5% затрат на госзакупки (кроме расходов судебной системы, Федерального дорожного фонда и по государственной программе вооружения).

То есть в среднесрочном  и долгосрочном плане предполагается сохранение существующей модели бюджетной  политики, исходящей из необходимости сокращения доли государственных расходов в ВВП. Это обосновывается  стремлением обеспечить сбалансированность бюджетной системы и поддержать темпы роста.  Однако вызывает сомнение, что такой подход позволит в полной мере реализовать задачу коренной модернизации экономики и использовать такие факторы экономического роста, как стимулирование инвестиций и увеличение денежных доходов населения. [10]

 

3. Территориальные бюджеты

Территориальные бюджеты  являются финансовой базой территориальных органов власти. Территориальные бюджеты – фонды денежных средств, формируемых административно-территориальными единицами для обеспечения выполнения своих полномочий. Территориальные бюджеты – основная составляющая местных финансов, осуществляет финансирование предприятий местного подчинения, определяет уровень обязательных инвестиций в регионе. Через эти бюджеты реализуется социальная политика, сбалансируются потребности экономической и социальной сферы. [5, c. 188]

Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют ряд функций:

  • формирование денежных фондов, представляющих финансовое обеспечение деятельности территориальных органов власти;
  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственным этим органам власти.

Велика роль территориальных  бюджетов в реализации общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь, в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры.

Доходы территориальных  бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные, или закрепленные доходы - это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или  в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий  бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. [5, c.192]

Основа собственных доходов (до 60-70%) - местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Собственные доходы не являются основным источником формирования территориальных  бюджетов.

Информация о работе Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы