Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – исследование бюджетной системы РФ и ее основных звеньев.
Задачи работы:
раскрыть понятие «бюджетная система РФ»;
охарактеризовать федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ;
дать характеристику территориальным фондам в бюджетной системе;
рассмотреть существующие внебюджетные государственные фонды;
ответить на тесты по данной теме работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы…………………………………………………………………..4
Федеральный бюджет как ведущее звено бюджетной системы РФ…...7
Территориальные бюджеты…………………………………………..…14
Внебюджетные фонды…………………………………………...….......17
Заключение…………………………………………………...………….21
Тесты…………………………………………………………………………...22
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

бюджетная система.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Регулирующие доходы - это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие  с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом  власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения.

Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования  и законодательного акта о бюджете  на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Расширение процесса урбанизации, динамично развивающиеся  экономические и социальные процессы отражаются на расходной части территориальных бюджетов.

Обязательные расходы  территории – это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям: социальное обслуживание граждан (жилище, здравоохранение, образование, транспорт и т. д.) [8]

Дискреционные расходы – денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями, но по собственному усмотрению: управление, охрана правопорядка, дорожное хозяйство, ЖКХ, окружающая среда, культура, спорт, досуг, уборка улиц, пожарная охрана, сбор и утилизация отходов и т. д.

Структура расходов отдельных  видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам  разного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским  органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный и может быть > 40%. [6]

В ведении районных, поселковых, сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, на которые и приходится подавляющая часть расходов (т.е. финансирование социально-культурных мероприятий).

В настоящее время  одним из главных направлений  использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы, как основы получения в будущем собственных доходов.

Одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов должны стать ассигнования на охрану окружающей среды, улучшение благоустройства городов и сел и др. Имеют тенденцию к увеличению расходы на финансирование народного хозяйства, что связано с ростом и усложнением местного хозяйства. [10]

 

  1. Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды  государства – это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы, порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Хотя внебюджетные фонды и находятся в собственности государства, они являются автономными от федерального и местного бюджетов.

Внебюджетные фонды  представляют собой один из методов  перераспределения органами власти в пользу определенных групп населения.

Основными методами мобилизации НД при формировании фондов являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займа.[9]

Внебюджетные фонды  имеют ряд особенностей и преимуществ:

  • у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства;
  • целевое использование средств фондов обеспечивает эффективный контроль;
  • возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях - наличие активного сальдо.

В состав бюджетов государственных  внебюджетных фондов входят бюджеты  государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

1) бюджет Пенсионного  фонда Российской Федерации;

2) бюджет Фонда социального  страхования Российской Федерации;

3) бюджет Федерального  фонда обязательного медицинского  страхования.

Бюджетами территориальных  государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования. [5, c. 262]

Пенсионный  фонд РФ - Финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации, управляющее средствами государственного социального страхования. Создан в 1992 г.

Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным  учреждением, осуществляющим целевой  сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов:

  • на выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
  • на выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;
  • на оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
  • на другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. [11]

Средства ПФР формируются  за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;
  • страховых взносов иных категорий работающих граждан;
  • ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
  • средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
  • средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
  • добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Фонд социального  страхования РФ - Государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 3-летнего возраста, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также для других целей социального страхования. Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.[3, c. 218]

Источниками образования  фонда социального страхования  являются:

  • страховые взносы работодателей;
  • страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
  • ассигнования из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других объектах;
  • добровольные взносы граждан и юридических лиц;
  • прочие доходы.

Структурно в Фонд социального страхования РФ входят региональные и центральные отраслевые отделения (исполнительные органы Фонда социального страхования РФ), управляющие соответственно средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ и в отдельных отраслях хозяйств, а также их филиалы. Исполнительные органы Фонда социального страхования РФ обладают правами юридического лица. Управление Фондом осуществляют председатель и его заместители, назначаемые Правительством РФ, а также правление Фонда социального страхования РФ как коллегиальный орган.

Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования РФ совместно с Государственной налоговой службой РФ, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - совместно с участием профессиональных союзов.

Фонд обязательного  медицинского страхования РФ - Самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, юридическое лицо, действующее в соответствии с законодательством РФ. [11]

Цель Федерального фонда  обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ.

В рамках системы обязательного медицинского страхования Федеральный фонд проводит финансирование целевых программ, осуществляет сбор и анализ информации о финансовых ресурсах, участвует в создании территориальных фондов, обобщает практику применения нормативных актов, ведет работу по подготовке кадров и международному сотрудничеству, аккумулирует финансовые средства и осуществляет финансово-кредитную деятельность (размещение банковских депозитов, приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг и др.). [8]

Федеральный фонд руководит  и взаимодействует с системой территориальных фондов обязательного  медицинского страхования.

 

Заключение

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Именно бюджет, показывая  размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны. Именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода, внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Совершенствование бюджетной системы в целом способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.

 

Тесты

1.Бюджетный процесс – это:

  1. процесс составления проектов, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов;
  2. организационные принципы построения бюджетной системы;
  3. совокупность всех действующих на территории страны бюджетов;
  4. централизованное распределение и перераспределение ВВП и НД между звеньями финансовой системы. Ответ: а

2.Число стадий бюджетного  процесса РФ составляет:

  1. две стадии;
  2. три стадии;
  3. четыре стадии;
  4. пять стадий. Ответ: с

3.Четвертая стадия бюджетного  процесса заканчивается:

  1. рассмотрением бюджета законодательными органами власти;
  2. утверждением отчета об исполнении бюджета;
  3. утверждением бюджета законодательными органами власти;
  4. корректировкой основных показателей бюджета в соответствии с финансово-экономической ситуацией. Ответ: b

4.Укажите, различаются  ли по странам продолжительности  бюджетного процесса:

Информация о работе Понятие «бюджетная система РФ». Состав и принципы построения этой системы