Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:03, курсовая работа
Цель курсовой работы непосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования сущности и видов налогового правонарушения, а также обращения к статистике их возникновения для выявления наиболее распространенных в настоящее время налоговых правонарушений в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить основные признаки налогового правонарушения с помощью юридических категорий для определения состава налогового правонарушения;
проанализировать причины возникновения и существования налоговых правонарушений путем;
рассмотреть основные виды налоговых правонарушений путем изучения Налогового кодекса РФ и проанализировать наиболее распространенные правонарушения;
выявить основные способы совершения налоговых правонарушений в Российской Федерации, а также отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество нарушений налогового законодательства путем исследования приведенной статистики с целью установления наиболее распространенных налоговых правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Правоотношения и правовая база в сфере налоговых отношений 5
1.2. Участники налоговых правоотношений и контроль в сфере налогов 8
1.3. Ответственность за нарушения налогового законодательства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ ЗА ПЕРИОД 2009-2011 ГОДА 17
2.1. Способы и мероприятия по выявлению правопримененительнольной практики в сфере налогов 17
2.2. Анализ нарушений налоговой дисциплины за период 2009-2011 года 19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕШЕНСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 24
3.1.Проблематика правонарушений в сфере налоговых отношений 24
3.2.Направления совершенствования борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере налогов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Налоговые органы составляют
единую централизованную
Контроль в налоговой сфере представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения. В широком смысле налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды).
В соответствии с законодательством налоговый контроль в РФ осуществляют следующие органы: налоговые органы; таможенные органы; органы государственных внебюджетных фондов. [7, c.6]
Порядок осуществления налогово
Налоговый контроль осуществляется вышеуказанными
органами в отношении налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов.
При этом непосредственными целями налог
выявление налоговых правонарушений и
налоговых преступлений;
предупреждение их совершения в будущем;
обеспечение неотвратимости наступления
налоговой ответственности.[1, c. 32]
Для
достижений указанных целей
получение объяснений фискально обязанных
лиц;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых
для извлечения дохода (прибыли); контроль
за расходами физических лиц и др.
1.3.Ответственность за нарушения налогового законадательства
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога, сбора и пени.
Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах делится на административную и уголовную.
Основным отличием
между этими видами ответственности
является то обстоятельство, что уголовная
ответственность может
Составы правонарушений и санкции за их совершение указаны в приводимой ниже таблице1.
Таблица 1. Составы правонарушений и санкции за их совершение [1,c. 69]
Правонарушение |
Санкция |
Административная
ответственность | |
Статья 116 НК РФ Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на период 90 дней и менее - на срок более 90 дней |
5 тыс. руб.
10 тыс.руб. |
Статья 117 НК РФ Ведение организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности без постановки на учет в налоговом органе
- более трех месяцев |
10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс.руб. 20% от таких доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней |
Статья 118 НК РФ Нарушение налогоплательщиком срока представления информации об открытии или закрытии счета в банке |
5 тыс.руб. |
Статья 119 НК РФ Непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации на период 180 дней и менее
- в течение более 180 дней |
5% суммы налога
по декларации за каждый 30% суммы налога и 10% этой суммы за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня |
Статья 120 НК РФ Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения в течение одного налогового периода - в течение более одного налогового периода - если эти деяния повлекли занижение налоговой базы |
5 тыс.руб.
15 тыс.руб. 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс.руб. |
Статья 122 НК РФ Неуплата (неполная уплата) сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога, других неправомерных действий (бездействий) - умышленно |
20% неуплаченных сумм налога
40% неуплаченных сумм налога |
Статья 123 НК РФ Неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом |
20% суммы, подлежащей перечислению |
Статья 124 НК РФ Незаконное
воспрепятствование доступу должностного
лица, проводящего налоговую |
5 тыс.руб. |
Статья 125 НК РФ Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест |
10 тыс.руб. |
Статья 126 НК РФ Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ актами законодательства о налогах и сборах
Отказ предоставить предусмотренные НК РФ документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, иное уклонение от их предоставления либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями (при отсутствии правонарушения по ст. 135. 1 НК РФ) - организацией - физическим лицом |
50 руб. за каждый не предоставленный документ
5 тыс.руб. 500 руб. |
Административная ответственность свидетелей, экспертов, переводчиков, иных лиц | |
Правонарушения |
Санкция |
Статья 128 НК РФ Неявка (уклонение от явки) без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля Неравномерный отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний |
1 тыс.руб.
3 тыс.руб. |
Статья 129 НК РФ Отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода |
500 руб.
1 тыс.руб. |
Статья 129.1 НК РФ Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу - повторно в течение календарного года |
1 тыс.руб.
5 тыс.руб. |
Административная ответственность банков | |
Статья 132 НК РФ Открытие счета
организации или индивид. Предпринимателю
без предъявления ими свидетельства
о постановке на учет в налоговом
органе, открытие счета при наличии
решения о приостановлении Несообщение налоговому органу сведений об открытии (закрытии) счета организацией или индивидуальным предпринимателем |
10 тыс.руб.
20 тыс.руб. |
Статья 133 НК РФ Нарушение срока исполнения поручения плательщика налога или сбора либо налогового агента о перечислении налога (сбора) |
1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки |
Статья 134 НК РФ Исполнение при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (сбора) либо иного платежного поручения, имеющего преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд) |
20% от перечисленной суммы, но не более суммы задолженности |
Статья 135 НК РФ Неправомерное неисполнение в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога (сбора), а также пени
Совершение действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа |
1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки 30% не поступившей в результате таких действий суммы |
Статья 135.1 НК РФ Непредставление по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или индивидуальных предпринимателей в установленный срок |
10 тыс.руб. |
Административная
ответственность граждан и | |
Пункт 12 ст.7 Закона РФ от 21.03.91 №943-1 - сокрытие (занижение) прибыли (дохода) или сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения, отсутствие бухгалтерского учета, ведение его с нарушением установленного порядка и искажение бухгалтерских отчетов, непредставление, несвоевременное представление, представление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, декларации и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов - указанные действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания - нарушение законодательства о предпринимательской деятельности или занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение, отсутствие учета доходов или ведение его с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление декларации либо включение в декларацию искаженных данных гражданами - указанные действия, совершенные повторно в течение года после наложения взыскания Невыполнение должностными лицами организаций и гражданами следующих требований налоговых органов: - предоставить справки, документы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика, необходимые для правильного налогообложения; - представить возможность обследовать любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения; - устранить выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах; - приостановить операции организаций и граждан по счетам в банках в установленных случаях |
От 2 до 5 МРОТ на каждого виновного должностного лица организации
От5 до 10 МРОТ
От 2 до 5 МРОТ
От5 до 10 МРОТ
|
Статья 11 Закона РФ от 24.06.93 №5238-1 Невыполнение должностными лицами организаций и гражданами следующих требований налоговой полиции: - допуска в любые производственные, складские, торговые и иные помещения, используемыми налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли); - устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, представления отчетной, иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости – восстановления бухгалтерского учета; |
До 100 МРОТ |
Уголовная ответственность граждан и должностных лиц | |
Статья 198 УК РФ Уклонение физического лица от уплаты налога путем непредоставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере
То же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных статьями 194,198,199 УК РФ |
От 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, или арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до двух лет От 500 до 1000 МРОТ или размер заработной платы или одного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо лишение свободы до 5 лет |
Статья 199 УК РФ Уклонение от уплаты
налогов с организации путем
включения в бухгалтерские |
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет либо арест от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до 4 лет |
То же деяние, совершенное: - группой лиц по предварительному сговору; - лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 194,198,199 УК РФ; - неоднократно; - в особо крупном размере |
Лишение свободы от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет |
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ ЗА ПЕРИОД 2009-2011 ГОДА
2.1.Способы и
мероприятия по выявлению
Основным участником правоприменительной деятельности являются налоговые органы. Для реализации своих основных задач, налоговые органы наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций:
1 .Полномочия по учету налогоплательщиков.
2. Полномочия по контролю за соблюдением налогового законодательства.
3. Полномочия по ведению оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и других платежей.
4. Полномочия по применению мер, направленных на пресечение нарушений налогового законодательства.
5. Полномочия по применению мер ответственности.
6. Полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля.
7. Полномочия налоговых инспекций по взысканию сумм штрафов, наложенных иными государственными и контрольными органами, исполнению судебных актов и др. [12, c.1]
Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК.
Налоговая проверка является основным методом правоприменения. Налоговая проверка может быть камеральной или выездной.
Если камеральная налоговая проверка проводится в самом налоговом органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных декларации и документов, то выездная налоговая проверка проводится в отношении организации и индивидуальных предпринимателей на местах .
Налогоплательщик, к которому для проведения выездной налоговой проверки прибыло должностное лицо налогового органа, вправе потребовать предъявления должностным лицом своего служебного удостоверения и постановления руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. При этом налоговый орган не может провести в один год две выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика, за исключением случаев, когда вторая проверка связана с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. [11, c. 14]
Налоговые органы наделены правом требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
Так же для выявления налоговых преступлений весьма эффективны: встречная сверка документов и операций; анализ различных направлений хозяйственной деятельности и балансовых счетов в их взаимосвязи; проверка контролирующих регистров одновременно с документами; динамический анализ хозяйственных процессов с сопоставлением однородных операций; проверка соответствия списания материальных ценностей нормам затрат; сравнение объяснений тех, кто осуществлял хозяйственные операции, и др.
Возможно приминение
метода взаимного контроля, который
состоит в сопоставлении нескольких документов,
прямо или опосредованно отражающих проведение
интересующей хозяйственной операции.
Он основан на том, что сведения о таких
операциях отражаются, как правило, в нескольких
коррелирующих между собой учетных документах.
При проверке правильности налоговых
платежей этот метод позволяет сопоставить:
1) сведения, отраженные
в формах налоговых расчетов, с данными
бухгалтерского баланса и приложений
к нему;
2) расчеты по налогам
с первичными документами;
3) содержание последних
со сводными формами и записями чернового
учета;
4) бухгалтерские документы
разных структурных подразделений предприятия
либо разных предприятий между собой.
В результате выявляются операции, учтенные
при расчете налогов, но не за документированные
либо учтенные не полностью. [7, c.13]
2.2.Анализ нарушений налоговой дисциплины за период 2009-2011 года
Налоговая система является основой деятельности любого государства, а любой фактор, отрицательно влияющий на него, требует особого внимания. Таким фактором являются налоговые правонарушения, результатом которых становится не полное поступление денежных средств в бюджеты всех уровней.
К основным моделям поведения налогоплательщиков, в процессе их стремления к снижению налогового бремени, относятся уклонение от налогов, избежание налогов и минимизация налогов.
Как свидетельствуют данные статистики за 2011 год, основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной продукции (40,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (15,7%), завышение себестоимости (11,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных правонарушений.
Другие способы совершения налоговых нарушений встречаются значительно реже: осуществление коммерческой деятельности без лицензии (3%), превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными (5%), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности (2,8%), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции (3,9%).
Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размере выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (19,3%), торговле (15,4%), строительстве (18%), сельском хозяйстве (10,6%). Среди отраслей промышленности следует выделить пищевую (6,3%), машиностроение и металлообработку (5%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (1,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составила 3,7%, в кредитно-финансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений.
Наиболее опасными отраслями народного хозяйства по доле предприятий с выявленными нарушениями налогового законодательства в крупном и особо крупном размере от общего количества предприятий являются: промышленность (0,9% от общего числа предприятий отрасли), транспорт (0,8%), строительство (0,7%), кредитно-финансовая сфера (0,5%), сельское хозяйство (0,4%), торговля (0,3%). Более детальный анализ промышленной сферы показывает высокий уровень криминализации топливно-энергетического комплекса (13,7% от общего числа предприятий ТЭК), в том числе добыча и переработка газа (25,1%), нефтедобывающая промышленность (23,2%), нефтеперерабатывающая промышленность (15,7%), электроэнергетика (11,3%), угольная промышленность (11,2%). Уровень криминализации в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 5,1%, черной металлургии - 3,2%, цветной металлургии – 1,5%.[9, c. 17]
Проанализируем динамику налоговых правонарушений в Российской Федерации (табл. 1).
Таблица 1. Количество правонарушений , выявленных
подразделениями
по расследованию налоговых правон
Категория преступлений |
2009 |
2010 |
2011 |
всего |
18 650 |
23 820 |
26 627 |
в том числе: |
|||
I. Уклонение от уплаты налогов
и (или) сборов |
2 886 |
4 287 |
4 979 |
II. Уклонение
от уплаты налогов и (или) сборов |
3 817 |
4 906 |
6 118 |
III. Неисполнение обязанностей налогового |
418 |
972 |
1 529 |
IV. Сокрытие
денежных средств либо имущества организации |
1 694 |
2 188 |
1 927 |
Информация о работе Правонарушения в сфере налоговых отношений