Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:03, курсовая работа
Цель курсовой работы непосредственно заключается в анализе существующих в Российской Федерации налоговых правонарушений путем исследования сущности и видов налогового правонарушения, а также обращения к статистике их возникновения для выявления наиболее распространенных в настоящее время налоговых правонарушений в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить основные признаки налогового правонарушения с помощью юридических категорий для определения состава налогового правонарушения;
проанализировать причины возникновения и существования налоговых правонарушений путем;
рассмотреть основные виды налоговых правонарушений путем изучения Налогового кодекса РФ и проанализировать наиболее распространенные правонарушения;
выявить основные способы совершения налоговых правонарушений в Российской Федерации, а также отрасли экономики, в которых наблюдается наибольшее количество нарушений налогового законодательства путем исследования приведенной статистики с целью установления наиболее распространенных налоговых правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1. Правоотношения и правовая база в сфере налоговых отношений 5
1.2. Участники налоговых правоотношений и контроль в сфере налогов 8
1.3. Ответственность за нарушения налогового законодательства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ ЗА ПЕРИОД 2009-2011 ГОДА 17
2.1. Способы и мероприятия по выявлению правопримененительнольной практики в сфере налогов 17
2.2. Анализ нарушений налоговой дисциплины за период 2009-2011 года 19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕШЕНСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 24
3.1.Проблематика правонарушений в сфере налоговых отношений 24
3.2.Направления совершенствования борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере налогов 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Рассматриваемые четыре категории правонарушений не являются полным перечнем существующих налоговых правонарушений . Поэтому в таблице 2 определяем , какую часть составляет каждая из рассматриваемых категорий налоговых правонарушений в их общем количестве.
Таблица 2. Структура категорий налоговых правонарушений,
% от общего числа
Категория преступлений |
2009 |
2010 |
2011 |
I. Уклонение от уплаты налогов
и (или) сборов |
15,47 % |
18 % |
18,7 % |
II. Уклонение
от уплаты налогов и (или) сборов |
20,47 % |
20,6 % |
23 % |
III. Неисполнение обязанностей налогового |
2,24 % |
4,08 % |
5,74 % |
IV. Сокрытие
денежных средств либо имущества организации |
9,08 % |
9,19 % |
7,24 % |
Вывод: из анализа становиться понятно, что наибольшую долю по количеству выявленных правонарушений занимают категория : уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, а наименьшую долю - категория : неисполнение обязанностей налогового агента.
Проанализируем динамики количества лиц, привлеченных к уголовной ответственности (табл.3.)
Таблица 3. Количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение налоговых правонарушений [15, c. 1]
Категория преступлений |
2009 |
2010 |
2011 |
всего |
4 600 |
5 738 |
6 214 |
в том числе: |
|||
I. Уклонение от уплаты налогов
и (или) сборов |
919 |
1447 |
1644 |
II. Уклонение
от уплаты налогов и (или) сборов |
817 |
1002 |
1241 |
III. Неисполнение обязанностей налогового |
437 |
564 |
519 |
IV. Сокрытие
денежных средств либо имущества организации |
545 |
850 |
1026 |
Таблица 4. Количество лиц, привлеченных к уголовной
ответственности, % от общего числа
Категория преступлений |
2009 |
2010 |
2011 |
I. Уклонение от уплаты налогов
и (или) сборов |
20 % |
25,22 % |
26,46 % |
II. Уклонение
от уплаты налогов и (или) сборов |
17,76 % |
17,46 % |
19,97 % |
III. Неисполнение обязанностей налогового |
9,5 % |
9,83 % |
8,35 % |
IV. Сокрытие
денежных средств либо имущества организации |
11,85 % |
14,81 % |
16,52 % |
Вывод: из анализа становиться понятно, что наибольшую долю по количеству лиц, привлеченных к уголовной ответственности занимают категория : уклонение от уплаты налогов и сборов с физических лиц, а наименьшую долю - категория : неисполнение обязанностей налогового агента.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕШЕНСТВОВАНИЯ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Проблематика
правонарушений в сфере
В настоящее время существуют две точки зрения на проблему профилактики налоговых правонарушений . В соответствии с первой борьба с правонарушениями является прямой обязанностью налоговых органов. Именно таких взглядов придерживается 80% населения по данным социологических опросов. Среди мер по снижению правонарушений опрашиваемые называли активные действия налоговых инспекций, ужесточение наказаний, введение чрезвычайного положения, т.е. нетрудно заметить преобладание силовых мер. И лишь единицы связывают свои надежды на улучшение ситуации с профилактикой правонарушений.
Вторая точка зрения на современную профилактику исходит из того, что правонарушения – продукт общества, поэтому борьба с ней может быть эффективной лишь при наличии широкой социальной основы, активном включении разнообразных общественных механизмов. Однако предпринимаемые в настоящее время попытки создать систему новых общественных формирований по борьбе с преступностью пока не дают желаемых результатов. [10, c. 10]
Государственная Дума Федерального Собрания РФ 1 января 2010 года приняла закон, осуществивший ряд существенных поправок в УК РФ, УПК РФ и НК РФ в части регулирования сферы налоговых правонарушений. Не секрет, что в непростой экономической ситуации налоговые органы уделяют повышенное внимание контрольным мероприятиям, и риски привлечения к уголовной ответственности за налоговые правонарушения значительно увеличились. [2, c. 23]
Несмотря на эту тенденцию проект можно оценить как позитивный для налогоплательщиков. Основное нововведение заключается в следующем. Если лицо впервые привлекается к уголовной ответственности за уголовные правонарушение, составы которых установлены ст. 198 и 199 УК РФ, то оно автоматически освобождается от уголовной ответственности при выполнении одного условия. Суммы недоимки и соответствующих пеней, а также штрафов указанного лица в размере, определяемом в соответствии с НК РФ, должны быть полностью уплачены до окончания предварительного расследования по делу.
Законопроект предполагает закрепление в НК РФ следующего порядка. По результатам налоговой проверки инспекция направляет налогоплательщику требования об уплате налога, сумм пеней и штрафов. Когда срок его исполнения истекает, налогоплательщику предоставляется два месяца для погашения задолженности. Если истекает и этот срок, инспекция будет обязана в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, проект закона предусматривает существенное повышение лимита недоимки, превышение которого признается налоговым преступлением. Данная поправка связана с тем, что изменяются суммовые показатели, характеризующие крупный особо крупный размер совершенного уклонения от уплаты налогов (ст.198, 199, 199 УК РФ).
Таким образом, проблема налоговых правонарушений – одна из наиболее сложных в практике налогообложения. Общественная опасность уклонения от налогов и сборов, то есть умышленное невыполнение конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в не поступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. [11, c. 9]
3.2.Направления совершенствования борьбы с налоговыми правонарушениями в сфере налогов
Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.
В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям.
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот.
3. Акцизное налогообложение.
4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями
5. Налог прибыль организаций.
6. Налогообложение природных ресурсов.
7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.
8. Введение налога на недвижимость.
9. Налоговое администрирование.
Предлагается механизм снижения тарифов страховых взносов приведет к существенному снижению эффективной ставки обложения взносами, причем в наибольшей степени выгоды от такого снижения получат низкооплачиваемые категории работников. При этом снижение эффективной ставки обложения взносами коснется и других категорий работников, чья заработная плата существенно превышает средние по стране показатели.
В рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах и в целях расширения налоговой автономии региональных и местных властей в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов будет продолжена работа по оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам.
В части налогообложения акцизами периодическая индексация ставок акциза будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции. Одновременно с этим повышение акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов будет производиться опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также по сравнению с пивом и натуральными винами.
Вопросы, связанные с
Предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в частности, с 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности,
В Бюджетном послании
Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Поэтому для реализации этих целей необходимо проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
Совершенствование налогового
Информация о работе Правонарушения в сфере налоговых отношений