Проблемы бюджетного контроля и предложения по его совершенствованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетного контроля, выявление проблем и предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
− определить понятие контроля и его значение;
− раскрыть виды и формы, методы бюджетного контроля;
− рассмотреть полномочия органов бюджетного контроля;
− на примере работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области исследовать проблемы бюджетного контроля на современном этапе и предложить направления совершенствования контрольной деятельности.

Содержание работы

Введение
1 Бюджетный контроль как составная часть государственного финансового контроля
2 Основные элементы бюджетного контроля
2.1 Виды и формы бюджетного контроля
2.2 Методы проведения бюджетного контроля
3 Органы, осуществляющие бюджетный контроль
4 Проблемы бюджетного контроля на современном этапе (на примере работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области)
4.1 Краткая характеристика Контрольно-счетной палаты Астраханской области
4.2 Контроль за формированием и исполнением бюджета Астраханской области
4.3 Предложения по совершенствованию направления работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области на 2013г.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

3курсовая Кужанкуловой Д..docx

— 77.11 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ  ГБОУ АО СПО Астраханский государственный  политехнический колледж

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Бюджетная система РФ»

ТЕМА: «ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»

 

 

 

 

 

Руководитель:

Преподаватель специальных

дисциплин Тураева Е.П.

Исполнитель:

студент группы ЭФ – 331

Кужанкулова Д.

 

 

 

Астрахань 2013г. 

Содержание

Введение

3

  1. Бюджетный контроль как составная часть государственного финансового контроля

4

  1. Основные элементы бюджетного контроля

6

    1. Виды и формы бюджетного контроля

6

    1. Методы проведения бюджетного контроля

9

  1. Органы, осуществляющие  бюджетный контроль

12

  1. Проблемы бюджетного контроля на современном этапе (на примере работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области)

20

    1. Краткая характеристика Контрольно-счетной палаты Астраханской области

20

    1. Контроль за формированием и исполнением бюджета Астраханской области

22

    1. Предложения по совершенствованию направления работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области на 2013г.

27

Заключение

30

Список использованной литературы

32

Приложение А Таблица - Показатели, характеризующие деятельность Контрольно-счетной палаты за 2011г.

33


 

 

Введение

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики  кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении  основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления - создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля.

На современном этапе организации  финансовый контроль претерпевает серьезные  изменения. Это связано с принципиально  новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности  и нового для страны финансового  рынка.

Ни одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, ни о  каком возрождении российской государственности  не может быть и речи, пока не будет  наведен должный порядок в  бюджетно-финансовой сфере, пока системе  финансового контроля не будет придана  надлежащая стабильность. Поэтому эффективный  и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной  власти, важнейшим фактором государственного строительства.

Тема данной работы актуальна, т.к. в условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, и тогда многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его значение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетного контроля, выявление проблем и предложений по его совершенствованию.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • определить понятие контроля и его значение;
  • раскрыть виды и формы, методы бюджетного контроля;
  • рассмотреть полномочия органов бюджетного контроля;
  • на примере работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области исследовать проблемы бюджетного контроля на современном этапе и предложить направления совершенствования контрольной деятельности.

 

1 Бюджетный контроль как составная часть государственного финансового контроля

 

Финансовый контроль является неотъемлемым элементом управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Финансовый контроль прямо и непосредственно  вытекает из контрольной функции  финансов. Но если в контрольной  функции выражается сущность финансов, то финансовый контроль - это регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

 Финансовый контроль  можно разделить на две взаимосвязанные  сферы: государственный и негосударственный  контроль.

 Государственный контроль - это неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Во многом это обусловлено тем, что именно на государственные органы ложится большое количество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества, использование различных способов предотвращения и предупреждения злоупотреблений и краж.1

 Государственный финансовый  контроль представляет собой регламентированную деятельность государственных органов власти и управления по проверке финансовых операций, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Поэтому государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса.

 В соответствии с  Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля  в Российской Федерации» государственный  финансовый контроль включает  контроль за:

  • исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • организацией денежного обращения;
  • использованием кредитных ресурсов;

 

  • состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
  • предоставлением финансовых, налоговых льгот и преимуществ.

Бюджетный контроль - это составная часть государственного финансового контроля, представляющая собой деятельность уполномоченных государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий при образовании, распределении и использовании централизованных денежных средств государства и местных органов власти.

 Основными задачами  бюджетного контроля являются:

  • контроль за соблюдением действующего бюджетного и налогового законодательства;
  • обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
  • обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств гражданами и хозяйствующими субъектами перед государственным бюджетом;
  • проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
  • проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
  • контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
  • выявление резервов роста доходов бюджетов разных уровней;
  • обеспечение сохранности государственной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Основные элементы бюджетного контроля

2.1 Виды и формы бюджетного контроля

 

Успешное выполнение сложных  задач в различных сферах финансово-экономической  жизни общества зависит от соответствующей  организации, видов контроля, форм и  методов его проведения.

В зависимости от того, кто  осуществляет бюджетный контроль, различают:

  • государственный бюджетный контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;
  • ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово - хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной,  сметной и налоговой дисциплины; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально - денежных средств и ценностей и т. д.;
  • общественный контроль  осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;
  • независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;
  • внутрихозяйственный контроль финансово - экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование;
  • правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно - бухгалтерской экспертизы и т. д.;
  • гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении  средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.);
  • аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.2

Также выделяют налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.

Совокупность контрольных  действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) выделим следующие формы бюджетного контроля, представленные в Таблице 1.

Таблица 1 - Основные формы бюджетного контроля

Признак классификации

Форма бюджетного контроля

Время проведения контроля

Предварительный, текущий, последующий

Направление воздействия субъекта на объект контроля

Внешний, внутренний

Место проведения контроля

Камеральный, выездной

Полнота охвата проверяемого материала (информации)

Сплошной, выборочный

Периодичность проведения контроля

Систематический, периодический, единовременный

Повторяемость изучения источников контроля

Первичный, повторный, дополнительный


 

По времени проведения бюджетный контроль подразделяют   на:

  • предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного,  расходования бюджетных ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально - экономического развития территорий и страны в целом;
  • текущий контроль - основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдение финансовых норм и нормативов. Данный контроль опирается на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа, посредствам которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально -экономического развития путем использования бюджетно-налогового механизма;
  • последующий  контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно - аналитической  работы, проводимой после завершения бюджетного периода.

Информация о работе Проблемы бюджетного контроля и предложения по его совершенствованию