МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ АО СПО Астраханский государственный
политехнический колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Бюджетная
система РФ»
ТЕМА: «ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО
КОНТРОЛЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЕГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»
Руководитель:
Преподаватель специальных
дисциплин Тураева Е.П.
Исполнитель:
студент группы ЭФ – 331
Кужанкулова Д.
Астрахань 2013г.
Содержание
Введение
|
3 |
- Бюджетный контроль как составная часть государственного финансового контроля
|
4 |
- Основные элементы бюджетного контроля
|
6 |
- Виды и формы бюджетного контроля
|
6 |
- Методы проведения бюджетного контроля
|
9 |
- Органы, осуществляющие бюджетный контроль
|
12 |
- Проблемы бюджетного контроля на современном этапе (на примере работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области)
|
20 |
- Краткая характеристика Контрольно-счетной палаты Астраханской области
|
20 |
- Контроль за формированием и исполнением бюджета Астраханской области
|
22 |
- Предложения по совершенствованию направления работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области на 2013г.
|
27 |
Заключение
|
30 |
Список использованной литературы
|
32 |
Приложение А Таблица - Показатели,
характеризующие деятельность Контрольно-счетной
палаты за 2011г.
|
33 |
Введение
В настоящее время в России складывается
новый тип государственности. Успешное
реформирование российской экономики
кроме всего прочего предполагает
и учет теории и практики в отношении
основных функций системы государственного
управления на всех его уровнях. Например,
одна из основных функций государственного
управления - создание и поддержание эффективной
финансовой системы и, соответственно,
адекватной системы финансового контроля.
На современном этапе организации
финансовый контроль претерпевает серьезные
изменения. Это связано с принципиально
новым характером товарно-денежных
отношений в современной России,
появлением разнообразных форм собственности
и нового для страны финансового
рынка.
Ни одна из острейших социально-экономических
проблем не будет решена, ни о
каком возрождении российской государственности
не может быть и речи, пока не будет
наведен должный порядок в
бюджетно-финансовой сфере, пока системе
финансового контроля не будет придана
надлежащая стабильность. Поэтому эффективный
и действенный финансовый контроль
является необходимым условием сильной
власти, важнейшим фактором государственного
строительства.
Тема данной работы актуальна, т.к.
в условиях рыночной экономики, когда
усложняются межбюджетные отношения,
усиливается роль налогов как основного
источника формирования доходной базы
бюджета, и тогда многократно возрастает
значимость бюджетного контроля. Его значение
заключается в содействии успешной реализации
бюджетной политики государства, в обеспечении
процесса формирования и эффективного
использования денежных средств.
Целью курсовой работы является рассмотрение
сущности бюджетного контроля, выявление
проблем и предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели определены
следующие задачи:
- определить понятие контроля и его значение;
- раскрыть виды и формы, методы бюджетного контроля;
- рассмотреть полномочия органов бюджетного контроля;
- на примере работы Контрольно-счетной палаты Астраханской области исследовать проблемы бюджетного контроля на современном этапе и предложить направления совершенствования контрольной деятельности.
1 Бюджетный контроль как составная часть
государственного финансового контроля
Финансовый контроль является
неотъемлемым элементом управления
финансами и денежными потоками
с целью обеспечения целесообразности
и эффективности финансовых операций.
Финансовый контроль прямо и непосредственно
вытекает из контрольной функции
финансов. Но если в контрольной
функции выражается сущность финансов,
то финансовый контроль - это регламентированная
деятельность специально созданных контролирующих
органов за соблюдением финансового законодательства
и финансовой дисциплины всех экономических
субъектов.
Финансовый контроль
можно разделить на две взаимосвязанные
сферы: государственный и негосударственный
контроль.
Государственный контроль
- это неотъемлемая часть государственного
устройства, одна из важнейших функций
управления страной, обязательное условие
нормального функционирования финансово-кредитной
системы. Во многом это обусловлено тем,
что именно на государственные органы
ложится большое количество функций по
защите финансовых прав и интересов членов
общества, использование различных способов
предотвращения и предупреждения злоупотреблений
и краж.1
Государственный финансовый
контроль представляет собой регламентированную
деятельность государственных органов
власти и управления по проверке финансовых
операций, связанных с образованием, распределением
и использованием централизованных и
децентрализованных денежных фондов.
Поэтому государственные контролеры наделены
правом осуществлять ревизии и проверки
как в государственном секторе, так и в
сфере частного и корпоративного бизнеса.
В соответствии с
Указом Президента РФ от 25 июля
1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля
в Российской Федерации» государственный
финансовый контроль включает
контроль за:
- исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- организацией денежного обращения;
- использованием кредитных ресурсов;
- состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
- предоставлением финансовых, налоговых льгот и преимуществ.
Бюджетный контроль - это составная
часть государственного финансового контроля,
представляющая собой деятельность уполномоченных
государственных органов по проверке
законности, целесообразности и эффективности
действий при образовании, распределении
и использовании централизованных денежных
средств государства и местных органов
власти.
Основными задачами
бюджетного контроля являются:
- контроль за соблюдением действующего бюджетного и налогового законодательства;
- обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств гражданами и хозяйствующими субъектами перед государственным бюджетом;
- проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
- контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
- выявление резервов роста доходов бюджетов разных уровней;
- обеспечение сохранности государственной собственности.
2 Основные элементы бюджетного
контроля
2.1 Виды и формы бюджетного контроля
Успешное выполнение сложных
задач в различных сферах финансово-экономической
жизни общества зависит от соответствующей
организации, видов контроля, форм и
методов его проведения.
В зависимости от того, кто
осуществляет бюджетный контроль, различают:
- государственный бюджетный контроль, осуществляемый органами государственной власти. Он обеспечивает интересы государства и общества, проверяет выполнение налогоплательщиками обязательств перед бюджетом и целевое использование бюджетных ассигнований;
- ведомственный контроль, проводимый контрольно ревизионными управлениями министерств и ведомств. Ведомственный контроль ограничен кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности от контролирующего министерства или ведомства. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи из бюджета. Основными задачами ведомственного контроля являются: проверка законности финансово - хозяйственных операций, произведенных предприятиями, соблюдение ими финансовой, бюджетной, сметной и налоговой дисциплины; выявление хищений, злоупотреблений и незаконного расходования материально - денежных средств и ценностей и т. д.;
- общественный контроль осуществляется неправительственными организациями и учреждениями;
- независимый контроль, проводимый специализированными аудиторскими фирмами и службами;
- внутрихозяйственный контроль финансово - экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом контроля выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования, включая уплату налогов в бюджет и налоговое планирование;
- правовой контроль осуществляется правоохранительными органами в форме ревизий, судебно - бухгалтерской экспертизы и т. д.;
- гражданский контроль осуществляется физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами, при составлении и подаче налоговых деклараций, а так же при получении средств из бюджета (зарплата, пенсия, стипендия, пособие, и т. д.);
- аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.2
Также выделяют налоговый,
таможенный, валютный, контроль в страховой
сфере (страховой), денежно-кредитный,
контроль за деятельностью внебюджетных
фондов и др.
Совокупность контрольных
действий и операций, осуществляемых субъектами
контроля, может быть выражена в той или
иной форме, зависящей от целого ряда факторов.
С учетом этих факторов (время и место проведения
контроля, периодичность его проведения
и др.) выделим следующие формы бюджетного
контроля, представленные в Таблице 1.
Таблица 1 - Основные формы бюджетного
контроля
Признак классификации |
Форма бюджетного контроля |
Время проведения контроля |
Предварительный, текущий, последующий |
Направление воздействия субъекта на объект контроля |
Внешний, внутренний |
Место проведения контроля |
Камеральный, выездной |
Полнота охвата проверяемого материала (информации) |
Сплошной, выборочный |
Периодичность проведения контроля |
Систематический, периодический, единовременный |
Повторяемость изучения источников контроля |
Первичный, повторный, дополнительный |
По времени проведения
бюджетный контроль подразделяют
на:
- предварительный, который осуществляется на стадии составления, рассмотрения, и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов для получения дотаций, субвенций, субсидий и других средств из бюджета, разработки и принятия законодательных актов по бюджетным и налоговым вопросам. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению неправильного, неэффективного, расходования бюджетных ресурсов, выявлению резервов роста доходов и соответствия проектируемых показателей бюджета с данными программ социально - экономического развития территорий и страны в целом;
- текущий контроль - основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдение финансовых норм и нормативов. Данный контроль опирается на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа, посредствам которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально -экономического развития путем использования бюджетно-налогового механизма;
- последующий контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов) выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом выявляются: причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышенной доходной базы и др. Последующий контроль тесно связан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно - аналитической работы, проводимой после завершения бюджетного периода.