Расходы бюджета на здравоохранение, физическую культуру и порядок их финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

В современных экономических исследованиях все более серьезное внимание уделяется проблемам деятельности государства. Усиление его роли находит отражение в количественном росте государственных расходов, в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Переориентация государственной финансовой политики на вмешательство в экономические процессы обуславливает потребность в переосмыслении традиционно сложившихся подходов к необходимости государственного регулирования экономики и механизму функционирования бюджетной политики, которая в новых условиях становится одним из ведущих звеньев системы государственного регулирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру…………………………………………………………………………..4
Расходы бюджета на здравоохранение……………………………4
Расходы бюджета на физическую культуру и спорт……………10
Глава 2. финансирование здравоохранения, физической культуры и спорта…………………………………………………………………………….13
2.1. Финансирование сферы здравоохранения в РФ…………………13
2.2. Финансирование учреждений физической культуры и спорта……………………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

бюдж.сист..doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Анализ исполнения бюджетных  ассигнований в 2009 году и истекшем периоде 2010 года (по состоянию на 1 июля 2010 года) показал, что одновременно с ростом ресурсных возможностей падает эффективность  управления ими органами власти всех уровней, в том числе в сфере здравоохранения. Низкое освоение бюджетных ассигнований на государственные капитальные вложения в 2010 году (по состоянию на 1 июля 2010 года) обусловлено в основном поздними сроками заключения соглашений о предоставлении в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, причинами чего являются неосвоение средств, предоставленных в рамках соглашений на софинансирование объектов в 2009 году, а также непредставление документов для заключения соглашений, неявка представителей субъектов Российской Федерации для заключения соглашений.

Другой проблемой является несвоевременная подготовка нормативных  правовых актов, отсутствие четких расчетов и обоснований по отдельным видам расходов, что создает риски неэффективного использования бюджетных ассигнований.

 

    1. Расходы бюджета на физическую культуру и спорт

 

Рассмотрим более подробно функциональную, ведомственную экономическую классификацию расходов бюджетов в аспекте финансирования физической культуры и спорта. Первый уровень функциональной классификации расходов представлен разделами, определяющими расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Важнейшим для отрасли  разделом бюджета является «Здравоохранение и физическая культура». Доля средств  государственного бюджета РФ по дан- ному разделу в последние годы составляла: 2000 г. - 1,88%; 2002 г. - 1,78%; 2003 г. - 1,87%; 2005 г. - 1,86% расходной части бюджета.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Раздел «Здравоохранение и ФК РФ» состоит из трех подразделов - «Здравоохранение», «Санитарно-эпидемиологический надзор» и «ФКиС». Доля средств государственного бюджета по подразделу «Физическая культура и спорт» в последние годы составляла: 2000г. - 0,09 (4,6% от расходов по разделу «Здравоохранение и физическая культура»); 2002 г. - 0,08 (4,6%); 2003 г. - 0,09 (4,7%); 2005 г. - 0,07% (4,6%) расходной части бюджета.

Третий уровень функциональной классификации расходов образуют целевые статьи, отражающие финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов.

Подраздел «ФКиС» предусматривает  следующие целевые статьи расходов: «Государственное управление и местное  самоуправление», «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», «Образование», «Здравоохранение и физическая культура».

Четвертый уровень функциональной классификации расходов составляют виды расходов, которые детализируют направления финансирования расходов в пределах целевых статей.

Целевая статья «Здравоохранение и физическая культура» подраздела «Физическая культура и спорт» предусматривает, например, такие виды расходов, как «финансирование части расходов на содержание сборных команд», «ведомственные расходы на физическую культуру и спорт» и «прочие расходы (нужды) на федеральные целевые программы».

Для финансирования отрасли  периодически используются также резервные  фонды Президента и Правительства  Российской Федерации.

Ведомственная классификация  расходов бюджетов Российской Федерации  предназначена для обеспечения  адресного выделения финансовых ресурсов и отражает распределение  бюджетных ассигнований по главным  распорядителям средств, реализующим  функциональные разделы и подразделы бюджетной классификации расходов.

Главными распорядителями  средств федерального бюджета в  отрасли «физическая культура и  спорт» в настоящее время являются Федеральное агентство по физической культуре и спорту и Российская оборонная  спортивно-техническая организация (РОСТО).

Экономическая классификация  расходов бюджетов РФ отражает виды финансовых операций, с помощью которых государство  выполняет свои функции, и состоит  из следующих важных для физической культуры и спорта категорий расходов.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных организаций, оказание государственной поддержки бюджетам других уровней и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

В категорию «Текущие расходы» включены: «Закупки товаров  и оплата услуг» (оплата труда государственных  служащих - основной оклад, надбавки к  заработной плате; начисления на оплату труда - страховые взносы в Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования; приобретение предметов снабжения и расходных материалов - канцелярских принадлежностей, мягкого инвентаря; командировки и служебные разъезды; оплата транспортных услуг; оплата услуг связи; оплата коммунальных услуг, в том числе аренды помещений); «Субсидии, субвенции и текущие трансферты» (субсидии и субвенции; текущие трансферты; трансферты населению - выплата пенсий и пособий, стипендий) и др.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

В категорию «Капитальные расходы» включены: «Капитальные вложения в основные фонды» (приобретение оборудования и предметов длительного пользования; капитальное строительство; капитальный ремонт); «Создание государственных запасов и резервов»; «Приобретение земли и нематериальных активов»; «Капитальные трансферты» и др.

 

Глава 2. финансирование здравоохранения  и физической культуры

2.1. Финансирование сферы здравоохранения в РФ

 

Во времена советской экономики финансирование учреждений, организаций здравоохранения, которые в то время практически сплошь были государственными, осуществлялось из средств государственного и местного бюджетов. По мере становления рыночных отношений России бюджетные ресурсы стали только одним из источников финансирования, наряду с ресурсами обязательного и добровольного медицинского страхования и другими источниками. Источники финансирования здравоохранения в России представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 -  Источники финансирования здравоохранения в РФ

Финансирование здравоохранения  из средств бюджетов разных уровней имеет место в форме бюджетных ассигнований, безвозмездно выделяемых для финансового обеспечения деятельности бюджетных лечебно-профилактических учреждений.

В условиях рыночной экономики  медицинские учреждения финансируются из нескольких источников. Среди них - бюджетные ассигнования на неработающее население, средства на целевые государственные программы, средства обязательного медицинского страхования, средства фонда добровольного медицинского страхования, другие средства (благотворительность и др.). В 1999 г. на здравоохранение планировалось около 7% всех расходов консолидированного бюджета: 1,7% - расходы федерального бюджета, 13% - расходы бюджетов территорий.

В настоящее время  частично сохраняется порядок планирования расходов на здравоохранение, действовавший до появления системы медицинского страхования. Он предусматривает составление смет расходов медицинских учреждений, сводных смет расходов на здравоохранение к проекту территориального бюджета, разработку расчетных показателей финансирования. Составление индивидуальной сметы медицинского учреждения осуществляется исходя из нормативов расходов в расчете на единицу объема выполненных работ и показателей объема работы каждого подразделения: среднегодового количества коек, количества койко-дней, среднегодового числа должностей медицинского и административно-хозяйственного персонала, количества поликлинических посещений и т.д. Например, по амбулаторно-поликлинической помощи расходы планировались по числу врачебных посещений в поликлинике (примерно 12 посещений в год), а по стационарной помощи - по среднегодовому количеству коек.

Смета расходов медицинского учреждения включает следующие статьи: 
1. фонд заработной платы, устанавливающийся в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы (составляет 60% затрат на содержание медицинских учреждений); 
2. начисления на заработную плату в размере 39-40%; 
3. расходы на медикаменты в стационарах (по норме расхода на койко-день) и на бесплатную и льготную выдачу медикаментов; 
4. расходы на канцелярские и хозяйственные нужды (по норме расхода на одну койку в год); 
5. расходы на питание больных (по норме расхода на койко-день); 
6. расходы на приобретение оборудования и мягкого инвентаря (по дифференцированным нормам, в зависимости от профиля отделения); 
7. командировочные расходы в соответствии с действующими нормами; 
8. расходы на капитальный ремонт зданий (на основе финансово - сметных расчетов); 
9. прочие расходы: оплата летных часов санитарной авиации, проведение культурно-массовых мероприятий среди больных и др.). 
При инфляции закладываемый размер расходов корректируется на коэффициент инфляционных ожиданий.

Контроль за использованием выделенных средств медицинским  учреждением проводится в форме ревизий и тематических проверок. В сводном планировании расходов по районам, городам областного и краевого подчинения, области (края) среди расчетных показателей финансирования используются следующие: 
• Цена конкретной медицинской услуги, определяемая на базе сметы расходов. 
• Оплата средней стоимости пролеченного больного на основе средней стоимости лечения. 
• Оплата одного завершенного случая лечения на основе клинико-статистических групп или медико-экономических стандартов. Стоимость лечения устанавливается по группам заболеваний, в рамках которых определяются одинаковые расценки за лечение. 
• Финансирование по среднедушевому нормативу на работающее и неработающее население. Размер норматива зависит от возможностей территориальных бюджетов. 
• Комбинация перечисленных методов.

Выбор модели (расчетных  показателей) финансирования осуществляется местным органом исполнительной власти. В Москве принята схема  расчетов за услуги. В Калужской  области - за пролеченного больного. В  Липецкой и Брянской областях - по клинико-статистическим группам.

2.2. Финансирование учреждений физической культуры и спорта

Одним из приоритетных направлений  социально-экономического развития Российской Федерации является воспитание здорового  молодого поколения граждан страны посредством привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Правительством РФ утверждена Концепция федеральной целевой  программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации  на 2006 - 2015 годы».

В ней отмечается, что  в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных развитие физической культуры и спорта во многом отстало от развитых стран современного уровня. В концепции приводится обоснование  перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования и выделяются следующие основные преимущества программно-целевого метода:

- комплексный подход  к решению проблемы;

- распределение полномочий  и ответственности; 

- эффективное планирование  и мониторинг результатов реализации Программы.

Финансирование программных  мероприятий предусматривается  осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования предусмотренный программой с учетом прогноза цен на соответствующие годы составляет 129 340,7 млн. рублей, в том числе на развитие массового спорта – 101 068,8 млн. руб. При этом если рассматривать направление развитие массового спорта, то обязательства по финансированию мероприятий распределились практически поровну между федеральным бюджетом – 48 026,8 млн.руб. и средствами бюджетов субъектов Российской Федерации – 47 962 млн. рублей. Финансирование из внебюджетных источников заложено в размере 5 080 млн. рублей.

Финансирование направления «Спорт высших достижений» в размере 28 271,9 млн.руб. полностью возложено на федеральный бюджет.

Согласно ФЗ от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и  спорте в Российской Федерации» средства органам государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Данный Федеральный  закон подробно регламентирует организацию  деятельности в области физической культуры и спорта. Так, введен новый вид общественного объединения – спортивная федерация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов сборных команд.

Федеральным законом  впервые разграничены расходные обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по финансовому обеспечению физической культуры и спорта.

Установлено, что финансирование организации и осуществления  региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, региональных физкультурно-спортивных учреждений, подготовки спортивных сборных команд субъектов РФ и их выступлений на соревнованиях осуществляют субъекты РФ. Кроме того, в законе более подробно урегулированы вопросы организации международного сотрудничества в области физической культуры и спорта.

Информация о работе Расходы бюджета на здравоохранение, физическую культуру и порядок их финансирования