Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:59, курсовая работа
Актуальность исследования. Право является одной из самых мощных движущих сил в человеческом обществе. Поэтому интерес к праву никогда не был случайным, и сегодня он является основополагающим. Исследуем ли мы проблемы взаимодействия государства и права, становления правового государства, проблемы укрепления законности и правопорядка или формирования правовой системы общества, то всякий раз оказывается, что проблема гласно или негласно начинает решаться с представления о праве, о его содержании, предназначении, специфики правопонимания.
Таким образом, успешное решение проблем правопонимания весьма важно не столько само по себе, сколько для изучения других неразрывно связанных с понятием права явлений и отражающих их категорий и понятий.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВО КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ…………..………….5
1.1. Понятие, признаки и сущность права…………………………………5
1.2. Понятие и теории правопонимания……………………………………10
1.3. Толкование права………………………………………………………16
ГЛАВА 2. ДИСКУССИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ…20
2.1. Проблемы определения понятия права………………………………20
2.2. Различные подходы к определению понятия права……..……………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…29
Внутренними факторами, обеспечивающими реализацию правовых установлений являются различного рода правовые стимулирующие средства, к примеру, поощрения, рекомендации и так далее. Такими средствами государство оценивает определенное поведение как наиболее благоприятное не только для личности, но и для государства. Такое психологическое воздействие со стороны права влияет на потребности, интересы, мотивы и установки человека, меняются ценностные ориентации личности, а внутреннее стимулирование определенной деятельности дополняется внешней поддержкой со стороны заинтересованных сообществ. Для адресатов законодательно закрепляются определенные льготы внешнего характера.
Итак, право можно определить как систему общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных и общественных интересов, а также регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.
Право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, которые выражают общественную, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование социальных связей.
Теперь рассмотрим понятие и теории правопонимания.
1.2. Понятие и теории правопонимания
Правопонимание является научной категорией, отражающей процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, который включает в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Существует много различных направлений, школ и персональных концепций правопонимания, но можно выделить две основные теории, в которые укладываются все эти учения: естественно-правовая модель и эмпирико-позитивистская. Соперничество этих двух парадигм проходит через всю историю философии права. В современной западной философии права делается попытка найти некий «третий путь», преодолевающий крайности обозначенных выше подходов.
Теории «естественного права»4. Древние греки различали «право по закону» и «право, справедливое по природе», римляне употребляли выражение «естественный закон», а в средние века ссылались на «божественное право» или «вечный закон». В идее естественного права выражена очень важная мысль: общественные отношения базируются на каком-то высшем начале, ориентируясь на которое и следует вырабатывать нормы человеческих взаимоотношений. Правовые нормы, которые действуют в правовом пространстве определенной страны, часто осуждаются из-за их несовершенства, и основанием для такого осуждения служит убеждение, что существует «идеальное» право, с которым критикуемые нормы права не согласуются. Это «идеальное» право и стали называть «естественным» правом5.
Естественное право апеллирует к различным инстанциям:
а) к божественному мировому порядку («космологическое естественное право») – наиболее разработанную концепцию естественного права с точки зрения христианской догматики представил Фома Аквинский;
б) к человеческой сущности («антропологическое естественное право») – так, Г. Гроций исходил из того, что природа человека имеет общественный характер, а потому есть основания говорить о существовании норм, признаваемых всеми цивилизованными сообществами в качестве естественных;
в) к Разуму («рациональное естественное право») – максимального логического оформления данная концепция достигла в немецкой классической философии, в особенности у Канта и Гегеля. Общим для всех вариантов теорий «естественного права» является то, что в них ведется поиск основополагающих принципов, которые служили бы источником для всякого позитивного права6.
Эмпирико-позитивистские теории права. Сущностью направлений, школ и персоналий, которые объединены под этим общим названием, является то, что они отвергают наличие метафизических предпосылок права и утверждают, что право не открывается, а создается с учетом опыта и истории7.
Право, которое благодаря государственной власти распространяется на все общество в виде общеобязательных норм, состоит из позитивных законов; законы имеют своим источником позитивные парламентские решения, проводятся в жизнь с помощью позитивных исполнительных органов, а в спорных случаях отправляются на истолкование в суд. Тем самым государственно-правовой порядок предстает в качестве сложного комплекса исключительно позитивных правил, инстанций и властей. И в таком позитивном комплексе апелляция к естественно-правовой критической инстанции теряет смысл.
Внутри эмпирико-позитивистских теорий права выделяют: позитивистские теории; «историческую школу» в праве; социологическое направление; психологическое направление8.
Позитивистские теории права. Одной из первых позитивистских теорий права в истории человечества считают легизм, появившийся в Китае в IV-III столетиях до н.э. Основателем и главным теоретиком легизма считают Шан Яна. Его философия управления базировалась на трех принципах: страна должна управляться по строгим и ясным законам; выполнение законов должно быть обеспечено; власть должна иметь возможность проводить законы в жизнь.
Теоретически обоснованные позитивистские концепции права появляются только в Новое время. Отцом и теоретиком современного правового позитивизма считают Т. Гоббса, обращая внимание на его ключевую фразу: «Не истина, но авторитет создает закон»9. В противоположность наивному мышлению естественного права Т. Гоббс утверждает, что правовые нормы не являются природными нормами. Они производятся людьми и являются искусственными образованиями.
Весьма распространенным вариантом позитивизма в обосновании природы права является утилитаризм, который в качестве основания морали и права берет принцип полезности. Для утилитаризма центральными являются понятия “общего блага” и “общей пользы”10. Только они могут служить критерием для оценки положительного права и политических действий. Основными представителями утилитаризма являются британские философы И. Бентам, Д.С. Милль и Дж. Остин.
Нормативная концепция права является одной из разновидностей правового позитивизма. Основными представителями этой концепции считают Г. Кельзена и Г. Харта. Г. Кельзен (1881-1973) – австрийский юрист, пытавшийся построить «чистую теорию права». Он исходил из того, что позитивная правовая наука может быть построена в качестве науки о фактически значимых нормах, то есть речь идет о науке, свободной от всех метафизических (внепозитивных) элементов. Кельзен сосредотачивает внимание на исследовании позитивного, то есть действующего, права. При нормативном подходе право трактуется как система регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон. Государственная власть является источником права. Достоинство этого подхода состоит в том, что он, во-первых, фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; во-вторых, указывает на прямую связь государства и права и на его общеобязательность; в-третьих, подчеркивает формальную определенность права, т.е. закрепление правил поведения в нормативно-правовых актах государства.
«Историческая школа» в праве. Основоположник «исторической школы» – немецкий теоретик права Ф.К. Савиньи (1779-1861) выразил суть своего подхода к происхождению права в следующих положениях:
1) каждый народ или нация обладают специфической, только им присущей ментальностью – совокупностью духовных черт. Эту ментальность в исторической школе назвали «духом народа»;
2) каждый народ имеет
свою историю, которая органична
и в которой нет места
3) «дух народа» также подвержен истории, в ходе которой в нем раскрывается все его содержание, появляются различные его формы. Право есть одно из проявлений «духа народа»;
4) законодатель – это выразитель «духа народа», а законы и обычаи есть не что иное, как формы распознавания права, таящегося в глубине народного духа11.
Социологические концепции права. То обстоятельство, что право существует как социальный феномен, является исходным аргументом для построения социологических теорий обоснования права. Именно общество является той средой, в которой следует искать право. Наиболее значительными из социологических теорий права являются концепции М. Вебера, Р. Иеринга, Е. Эрлиха и Л. Дюги. Так, Е. Эрлих (1862-1922) утверждал, что во все времена центр тяжести в развитии права находился не в законодательстве и не в учении о праве, а в самом обществе. Именно в общественной среде происходит стихийный процесс образования права, и как раз это «живое» право является предметом изучения науки и философии12. Социологический подход к пониманию права отдает предпочтение действиям или правоотношениям, которые и составляют центральное звено в правовой системе. Собственно право составляют правоотношения и складывающийся на их основе правопорядок. Предписания закона становятся нормами права, когда они фактически применяются на практике. Законодатель не создает новую норму права, а закрепляет лишь то, что сложилось на практике. Достоинство данного подхода состоит в том, что придается большое значение судебной и арбитражной практике, свободе судейского усмотрения, изучению эффективности правовых норм и юридической практики.
Психологическая теория права. В основе психологического подхода к объяснению природы права лежит концепция реальности как совокупности физических и психических феноменов. При этом объектом исследования становятся не правовые нормы и принципы, а механизмы человеческого сознания. Право и мораль рассматриваются в психологической теории как психологический опыт человека, содержащий позитивную или негативную оценку в осознании долга. Наиболее последовательно психологический подход к праву реализован в учении Л.И. Петражицкого (1867-1931). Он исходил из того, что право и мораль являются психическими феноменами и различаются между собой по типу эмоций. Отличие правовых эмоций Петражицкий видел в их императивно-атрибутивном характере, а в правовое пространство включал такие области, как игры, спорт, поведение учителей, правила гостеприимства и этикета, религиозное право, отношения между друзьями и т.д. Петражицкий делит право на две категории: интуитивное (автономное) и позитивное (гетерономное) право; официальное и неофициальное право. Он считал интуитивное право важнейшим фактором личного поведения и общественной жизни. Содержание интуитивного права определяется индивидуальными условиями личности и поэтому имеет индивидуальное разнообразие. Позитивное право обладает единой структурой правил для всего сообщества. Предписания интуитивного права соответствуют индивидуальным обстоятельствам конкретной человеческой жизни, в то время как указания позитивного права игнорируют индивидуальные особенности. Интуитивное право более динамично и адаптивно, а позитивное право часто отстает от общественных изменений. Права и обязанности позитивного права являются временными и локальными, а права и обязанности интуитивного права – универсальными13.
Таким образом, естественно-правовая традиция исходит из того, что начала права существуют объективно, и задача состоит лишь в том, чтобы их обнаружить. Эмпирико-позитивистская традиция считает, что источником права является человеческий опыт, накапливаемый в ходе истории. В основе своей эти две традиции несовместимы. В юридической науке философский, социологический и психологический подходы принято именовать широким пониманием права, а нормативный – узким.
1.3. Толкование права
Под толкованием права в основном понимают выяснение точного смысла правовой нормы с целью либо применения такой нормы в юридической практике, либо разъяснения соответствующей нормы заинтересованной стороне, либо определения адекватности конкретной нормы права сущности правового акта в целом, общему пониманию права. Такое выявление обычно становится актуальным, когда воля лица, издавшего ту или иную норму права, не является очевидной для заинтересованных сторон, когда возникает различное понимание отдельной нормы права и в силу этого создается конфликтная ситуация.
Толкование права имеет важное значение:
1. для развития правовой науки; толкование права является одним из методов исследования как в теоретической юриспруденции, так и в развитии отраслевых юридических наук;
2. в процессе реализации права, т.к. для того, чтобы использовать, исполнять или соблюдать норму права, необходимо понять ее смысл; особенно большую роль такое уяснение имеет в правоприменительной практике, когда от того, каким образом понимается норма права, зависит охрана или защита чьих-то прав;
3. в процессе правотворчества, ибо, регулируя нормами права определенные социальные отношения, необходимо видеть последствия издания той или иной правовой нормы, избегать по возможности ее двойственного толкования в практике14.
Подчеркнем, особую роль толкования права для разрешения юридических конфликтов. Часто причиной возникновения таких спорных ситуаций, например, в сфере гражданского права, становится неоднозначное понимание той или иной нормы права конфликтующими сторонами. В этой ситуации разрешение такого спора во многом зависит от того, насколько глубоко и полно будет уяснено содержание его предмета. Поэтому в толковании нормы права большую роль играют органы, осуществляющие административное или судебное производство. В силу этого подчас толкование права может использоваться как инструмент манипуляции, разрешения дела в интересах определенных политических или экономических сил.
Сказанное, позволяет сделать вывод о том, что понятие «толкование права» предусматривает: во-первых, уяснение смысла и содержания правовой нормы; во-вторых, разъяснение понятого смысла нормы права.
В теории права различают следующие виды толкования права.
1. Официальное и неофициальное
толкование – в зависимости
от того, кто дает такое толкование
и в соответствии с этим, какое
значение имеет такое
а) нормативным, имеющим общий характер и обязательное значение для рассмотрения всех возможных случаев применения данной правовой нормы; исходящим только от компетентного органа (толкование законодателя по любому вопросу государственной жизни, правительства – актов органов исполнительной власти, Пленума Верховного Суда РФ с обобщением судебной практики и разъяснением по вопросам применения законодательства при рассмотрении определенной категории дел);
б) казуальным – разъяснением нормы права применительно к конкретному казусу, которое имеет обязательную силу только для решения того дела, в связи с рассмотрением которого было дано (учитывая, что каждое решение суда по гражданскому делу или приговор по уголовному делу включает мотивацию – обоснование вынесенного решения или приговора, можно считать, что суд при рассмотрении каждого дела дает казуальное толкование определенной нормы права)15.
Информация о работе Различные подходы к определению понятия права