Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 18:15, курсовая работа
Дальневосточный экономический район, один из крупных экономических районов России, включает Приморский, Хабаровский край, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую, Сахалинскую область, Чукотский и Корякский автономные округа. Приморское положение Дальнего Востока предопределяет его выгодное экономико-географическое положение по отношению к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Введение……………………………………………………………………….…3
1.Экономико-географическое положение и условия развития хозяйства….…4
2. Население и трудовые ресурсы района………………………………………6
3. Транспорт и экономические связи района……………………………….…11
4. Природно-ресурсный потенциал и организация хозяйства……………..…17
5. Направления и перспективы развития Дальнего Востока……………...…..25
Заключение………………………………………………………………...……..27
Список литературы………………………………………………………...……28
Уровень жизни населения на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем по России, особенно в северных территориях региона. По социальным показателям Дальневосточный экономический район уступает большинству районов России. Долгое время держится высокий уровень безработицы. Продолжительность жизни населения ниже на 4-5 лет, а у коренных жителей на 8-10 лет, чем в среднем по России из-за суровых климатических условий. Детская заболеваемость в северных территориях в 2-2,5 раза превышает аналогичные показатели в среднем по России. С каждым годом снижается рождаемость и увеличивается смертность, что ведет к обострению демографических проблем.
В регионе ощущается большая
нехватка больниц, поликлиник, высококвалифицированного
медицинского персонала и необходимого
оборудования. Особенно остро эта
проблема стоит в отдаленных районах,
где местное население
3. Транспорт и экономические связи района
Доля промышленности Дальнего Востока,
строительства и транспорта составляет
9/10 общественного производства. При
этом основную часть промышленной продукции
дают добывающие отрасли. В последние
десятилетия здесь ускоренными
темпами развивали как отрасли
специализации, так и вспомогательные,
и обслуживающие с целью
Машиностроение имеет
Сельскохозяйственное
Далее рассмотрим отрасли , дополняющие территориальный комплекс :
Топливная промышленность представлена добычей угля, нефти и природного газа.
Черная металлургия пока еще развита недостаточно. В районе имеется завод передельной металлургии - “Амурсталь” в Комсомольсе-на-Амуре , работающий на металлоломе. Посторен второй передельный металлургический завод.
Легкая промышленность Дальнего Востока представлена текстильной , швейной , трикотажной , кожевенно-обувной и другими отраслями , предприятия которых размещены в основном в средних и крупных городах.
Помимо развития основной отрасли пищевой промышленности - рыбной , на Дальнем Востоке созданы и другие отрасли : мукомольная , крупнейшим предприятием которой является Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая крупные мясокомбинаты в Благовещенске , Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре , Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя), представленная масло жиро комбинатами в Хабаровске и Уссурийске.
Агропромышленный комплекс. Важной отраслью района является сельское хозяйство. Ведущее место в сельском хозяйстве занимает производство зерна, сои и малотранспортабельных продуктов для местного потребления. Сельскохозяйственные угодья расположены преимущественно на юге (Амурская область, Хабаровский и Приморский края, южные районы Республики Саха).
Основное место в посевах занимают зерновые культуры , прежде всего яровая пшеница , а также ячмень , озимая рожь , овес. На юге Приморского края значительны посевы риса. Главная техническая культура - соя. Развивается овощеводство закрытого грунта , особенно на Камчатке , где для выращивания овощей используются горячие подземные воды. Большие площади отведены под кормовые культуры и многолетние травы , что создает устойчивую кормовую базу для животноводства. Развито животноводство преимущественно на юге. Особое место принадлежит оленеводству. На севере, где расположены обширные пастбища , разводят северных оленей , а на юге , в Приморье , развито пантовое оленеводство. Большое значение приобрело пушное звероводство , созданы зверофермы , зверопитомники и совхозы. В лесах насчитывается более 40 видов ценных пушных зверей.
Транспорт и экономические связи. Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта , так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей , основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе представлены все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного
Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока связано с Байколо-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали Россия получила выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск - “Малый БАМ”, а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.
В значительном объеме межрайонные
и внутрирайонные перевозки грузов
Дальневосточного района осуществляются
морским транспортом. Плавание в
суровых арктических морях
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах , оторванных от других транспортных путей , значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей , например , с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан - Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта , как для связей с другими районами России , так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного района , необходимо отметить что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы , концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района, появились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось на структуре грузооборота.
Так, усиление международной торговл, развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность топливно-энергетического баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений при сахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности.
Наиболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии, в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях “двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.
Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного региона России являются:
-дальнейшее госсударствование экономики района;
-возникновение элементов свободной конкуренции;
-создание рыночной инфраструктуры;
-устранение перечисленных и других факторов , препятствующих развитию промышленности.
4.Природно-ресурсный потенциал и организация хозяйства.
Ведущие отрасли рыночной специализации Дальневосточного района основывается на широком использовании его природных богатств. Главными отраслями индустрии, с которыми район выступает в межрайонном разделении труда, являются рыбная, лесная и горнорудная. Из отраслей, укрепляющих комплексное развитие района, значительное развитие получили машиностроение и металлообработка, топливно-энергетическое хозяйство, промышленность строительных материалов, пищевая и легкая индустрия
Перед Дальним Востоком стоят
большие и разносторонние задачи
дальнейшего его
Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного района принадлежит металлургическому комплексу, который района включает горнорудную промышленность, а также передельную черную металлургию.
Горнорудная промышленность района представляет собой добычу золота, алмазов, оловосодержащих, вольфрамовых, свинцово-цинковых и других руд, производство цветных металлов, а также передельную черную металлургию.
Быстро росла на Дальнем Востоке добыча цветных металлов, да и сейчас она испытывает не такой значительный спад, как в других отраслях производства. На Дальнем Востоке добывается основная часть олова страны, значительна доля района в общероссийской добыче золота, серебра, вольфрама, свинца, цинка, ртути, флюорита, висмута и других ценнейших полезных ископаемых. Добыча золота по регионам Дальнего Востока в 1998-1999 гг. указана в приложении.
«Королевой Дальнего Востока» продолжает оставаться золотодобывающая промышленность, которая относится к старейшим отраслям народного хозяйства края. Предприятия этой отрасли размещены по всей территории Дальнего Востока. Она давно ведется в бассейнах рек Зеи, Селемджи, Буреи, Амгуни, в горах Алданского нагорья, Хингана и Сихотэ-Алиня. Сейчас же районами золотодобычи стали новые районы - Колымо-Индигирский и Чукотский; в первом добыча золота была начата в 30-е годы, во втором - в 60-е. Магаданская область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в России. Наиболее старый район добычи золота - Амурская область. Именно она в свое время создала мировую славу Дальнему Востоку как крупнейшему золотоносному району. И сегодня Амурская область дает стране много золота. Основной способ добычи золота тут наиболее дешевый, дражный. Колымо-Индигирский горнопромышленный район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями - с югом дальневосточного района. Размещение золотодобычи носит очаговый характер. Границы очагов определяются ареалами распространения рудных образований и россыпного золота разрабатываемых месторождений, созданием для определенной группы приисков единых сфер обслуживания и инфраструктуры: электростанций, строительных, ремонтных, снабженческих и торговых баз, школ с интернатами, лечебных учреждений. Такой очаговый характер горнорудной промышленности характерен, кстати, и для других северных районов Дальнего Востока.
Информация о работе Развитие Дальневосточного экономического района