Развитие Дальневосточного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Дальневосточный экономический район, один из крупных экономических районов России, включает Приморский, Хабаровский край, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую, Сахалинскую область, Чукотский и Корякский автономные округа. Приморское положение Дальнего Востока предопределяет его выгодное экономико-географическое положение по отношению к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
1.Экономико-географическое положение и условия развития хозяйства….…4
2. Население и трудовые ресурсы района………………………………………6
3. Транспорт и экономические связи района……………………………….…11
4. Природно-ресурсный потенциал и организация хозяйства……………..…17
5. Направления и перспективы развития Дальнего Востока……………...…..25
Заключение………………………………………………………………...……..27
Список литературы………………………………………………………...……28

Файлы: 1 файл

Эконом.география.docx

— 61.30 Кб (Скачать файл)

Важное значение для района получило создание черной металлургии. Первенцем ее стал Комсомольский металлургический завод (передельная металлургия), вступивший в строй действующих предприятий в годы Великой Отечественной войны. Мощности завода систематически увеличиваются, но растут и потребности в металле, который завозится сюда издалека с высокими транспортными издержками. Поэтому в Комсомольске-на-Амуре построен еще один передельный завод. Создание Южно-Якутского ТПК предполагает и освоение железорудных месторождений Алданского нагорья в целях расширения черной металлургии, создания на Дальнем Востоке металлургии полного цикла.

Дальневосточные моря составляют богатейшую базу рыбной промышленности. Они дают 60% добычи рыбы в России. Наличие  богатых и разнообразных рыбных ресурсов и оснащение лова современной  техникой обеспечивают высокую эффективность  промысла рыбы: себестоимость рыбы-сырца  здесь ниже, чем в северных и  западных морях, прилегающих к европейской макрозоне.

Наибольшего расцвета рыбная промышленность Дальнего Востока достигла в 70-80 годы. В то время на его долю приходилась  почти 1/3 общесоюзного улова рыбы, добычи морского зверя и морепродуктов. В наше время ситуация нисколько  не ухудшилась, сейчас дальневосточные  моря дают около 60% добычи рыбы в Российской Федерации, и даже теперь, в наше сложное время, рыбные консервы, консервы из продуктов моря, свежемороженая рыба, соленая сельдь поставляются отсюда во многие районы страны, а также  на экспорт. Начиная с 70-х годов рыбаки перешли от пассивного прибрежного лова к активному лову в открытых морях и океанах. Районами активного лова стали Берингово и Охотское моря (рыба и морской зверь), Японское море (рыба), Тихий и Индийский океаны, Антарктика. В водах, омывающих южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведется лов крабов. Создано крабоконсервное производство, продукция которого имеет спрос на мировом рынке. В настоящее время основу рыбной промышленности составляет активный лов в открытых морях, которым занят крупный рыболовный, рыбоперерабатывающий и транспортно-рефрижераторный флот. Океаническое рыболовство значительно расширило ассортимент рыбопродукции: морской окунь, хек, мерлуза, палтус, сайра, тунец, угольная рыба и такие достаточно новые виды морепродуктов, как креветки, кальмары, гребешки, мидии.

Наиболее важный фактор ориентации рыбной промышленности - сырьевые ресурсы, то есть вся отрасль в целом  ориентируется на побережье (это  относится к береговому хозяйству).

Около половины всей рыбной продукции  Дальнего Востока приходится на долю Приморского края. Особое место в  его рыбной промышленности занимает крабоконсервное производство и  китобойный промысел, который, сейчас почти полностью прекращен согласно мораторию о сохранении популяции  китов, который был подписан Российской Федерацией. Другими крупными рыбопромысловыми районами на Дальнем Востоке являются Камчатка и Сахалин (они дают 2/5 общего улова приблизительно поровну). В  водах, омывающих южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведется лов крабов. Создано крабоконсервное  производство, продукция которого имеет  большой спрос на мировом рынке.

Огромные лесные богатства Дальнего Востока (около 11 млрд. куб. м.) обусловили здесь создание одного из крупнейших лесозаготовительного и деревоперерабатывающего  комплекса, эффективность которого определяется концентрацией крупных  лесных ресурсов, в том числе многих ценных пород древесины, с высокой  долей в составе лесов спелых и переспелых деревьев. В 1969 году на Дальнем Востоке вывозка древесины составила 24 млн. куб. м. (в том числе 20 млн. куб. м - деловой), а в 1993 году - 35 млн. куб. м. Эта отрасль не особо подверглась спаду производства, и по некоторым данным вывозка древесины в 1995 году несколько превысила аналогичный показатель 1993 года. В южной части Дальнего Востока - в Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях - лесами занято 54 кв. м. из каждых 100 кв.м. территории. Основные лесозаготовительные базы расположены на территориях, примыкающих к Нижнему и Среднему Амуру и всей Уссури, к средней Зее и Бурее, в центре и на юге Сахалина и в верховьях Ленского речного бассейна. Новая лесопромышленная база сейчас создаётся в зоне, примыкающей к трассе Байкало-Амурской магистрали.

На размещение лесной промышленности решающее значение оказывает фактор сырьевых ресурсов и сильное значение - фактор районов потребления готовой  продукции. На размещение деревообрабатывающей промышленности одинаково сильное  значение оказывают 2 фактора: сырьевые ресурсы и районы потребления  готовой продукции. На размещение целлюлозно-бумажной промышленности решающее значение оказывает  фактор сырьевых ресурсов и одинаково  слабое значение оказывают 2 фактора: топливно-энергетических ресурсов и районов потребления готовой продукции.

Больше всего древесины - свыше 40% - заготовляет Хабаровский край (он даёт более 40% пиломатериалов, 70% клееной  фанеры и более 20% картона), почти 20% - Приморский и примерно по 10% - Сахалин, Амурская область и Якутия. Вырубаются главным образом лиственница, ель, кедр и пихта, а в Приамурье  и Приуссурье - и широколиственные леса; крайне мало используются мелколиственные леса. Среди лесных товаров, вывозимых из Хабаровского края, нужно, прежде всего, назвать стандартные дома, фанеру, тару, паркет, хвойно-витаминную муку, кормовые дрожжи, этиловый спирт и углекислоту. В Приморском крае значительный рост заготовки древесины, производства пиломатериалов, фанеры, древесноволокнистых и древесностружечных плит произошёл в 70-80 годы. Приблизительно тогда вошли в действие новые мощности на Иманском деревообрабатывающем комбинате, Артёмовском и Иманском лесозаводах, Уссурийском деревообрабатывающем комбинате. Такие города, как Лесозаводск и Иман, стали центрами деревообработки. Их продукция - пиломатериалы, фанера, мебель, паркет, сборные дома, бочки, ящики, лыжи, древесностружечные и древесно-волоконные плиты - пользуется большим спросом. Около 2/3 древесины и изделий её переработки отправляется в другие районы и на экспорт в Японию, Кубу, Австралию и другие страны.

Из хвойных деревьев к наиболее ценным относятся даурская лиственница, аянская ель, сибирская и корейская пихты. Их древесина может быть использована для получения целлюлозы, лаков, красной краски, клеящих и дубильных веществ, а также как строевой лес. В Приморском и Хабаровском краях распространён корейский кедр. Его древесина легка, имеет красивый розоватый оттенок, достаточно прочна и легко поддаётся обработке. Она используется в лесохимической промышленности для получения скипидара, канифоли, ценного хвойного масла, из неё можно также изготовлять хорошую фанеру. Важное хозяйственное значение имеет чёрная пихта. Большую ценность представляют лиственные деревья - дуб, берёза, тополь и особенно липа и ясень. Древесина ясеня, отличающаяся прочностью и красотой рисунка, служит для производства высококачественной фанеры, используется она также в машино- и судостроении.

Есть на Дальнем Востоке породы деревьев, занимающие небольшие площади, но играющие существенную роль в хозяйстве. Таков, например, амурский бархат, из древесины  которого делают пробки, изоляционные плиты, линолеум и т.д. Очень красивая и прочная древесина амурского  ореха высоко ценится в столярном, мебельном и фанерном производствах. Из многочисленных видов берёз, распространённых на Дальнем Востоке, следует особенно выделить так называемую железную берёзу, которая по твёрдости не уступает самшиту. Из жёлтой берёзы, тоже имеющей  твёрдую древесину, изготовляются  ткацкие челноки. Древесина белых  берёз хороша для производства фанеры и мебели.

Достижение намечаемых объёмов  производства требует расширения действующих  и строительства новых предприятий. Такой пик произошёл в 70-е - 80-е  годы. Тогда вступили в действие Совгаванский, Амгуньский, Падалинский леспромхозы, Литовский фанерный завод, Биробиджанский лесозавод, Хорский гидролизно-дрожжевой завод, цех домостроения на Хорском лесокомбинате, Тунгусский и Мухенский домостроительные комбинаты и много других производств.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность наиболее развиты на Дальнем Востоке. Особенно большое развитие они получили в Хабаровском и Приморском краях, в республике Саха, Амурской и Сахалинской областях, откуда значительная часть пиломатериалов поступает на экспорт. Целлюлозно-бумажная промышленность развита на Южном Сахалине, который по выпуску бумаги лидирует во всей Восточной экономической зоне. Производство картона размещается в Хабаровском крае (Амурск) и на Сахалине, клееной фанеры - в Приморском и Хабаровском краях. Деревообрабатывающая промышленность, кроме того, представлена домостроением, производством тары, мебели, фанеры и гидролизными заводами, но развиты эти отрасли недостаточно. Это сдерживает дальнейшее развитие лесозаготовок, так как транспортировка круглого леса на столь дальние расстояния в европейскую часть неэффективна, невыгоден круглый лес и для экспорта. Поэтому в перспективе постоянное внимание будет уделяться расширению высококвалифицированной переработки древесины, в том числе в районе Байкало-Амурской магистрали.

В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены крупные  отрасли индустрии района. На их долю приходится 1/5 стоимости производимой промышленной продукции и почти 1/3 промышленно-производственного персонала. Собственно машиностроение развито  лишь в Приморском и Хабаровском  краях и в Амурской области, в  остальных областях и Якутии налажены ремонтное дело и производство некоторых  запасных частей для машин и техники  местного хозяйства.

Наибольшее развитие получили судостроение и судоремонт, прямым образом связанные с рыбной промышленностью, морским и речным транспортом. Судостроительные и судоремонтные предприятия есть в морских и речных портах района. На них строятся малые и средние рыболовные суда и ремонтируются крупные. Развиваются отрасли машиностроения по производству и ремонту техники для рыбной, горной и лесной промышленности. Предприятия этого профиля имеются во Владивостоке, Хабаровске и некоторых других городах.

Создано сельскохозяйственное машиностроение, представленное заводом (Биробиджан), выпускающим разнообразную технику, приспособленную к особенностям природных условий Дальнего Востока, в том числе комбайны с гусеничным ходом. Многочисленные ремонтные базы построены во всех основных сельскохозяйственных районах, на некоторых из них изготавливаются  запасные части. Транспортное машиностроение представлено многочисленными авторемонтными предприятиями и ремонтными заводами железнодорожного транспорта в Уссурийске, Южно-Сахалинске и Свободном.

За последние годы заметное развитие получили электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в некоторых  других городах. Однако ряд видов  производимой здесь продукции вывозится  в другие районы, в том числе  европейскую часть, на огромные расстояния, что нельзя признать рациональным, тем более что основное технологическое  оборудование для большинства отраслей хозяйства района завозится из других районов. Самой неотложной задачей  для Дальнего Востока является значительное расширение ремонтной базы и производства ряда массовых запасных частей к используемой здесь технике.

Промышленность строительного  комплекса представлена цементными заводами в Приморском и Хабаровском  краях и Сахалинской области, заводами железобетонных конструкций  и строительных деталей главным  образом в крупных городах, предприятиями по производству стройматериалов. Однако масштабы развития отрасли пока недостаточны. Особенно важное значение здесь приобретает создание крупных баз промышленности строительных материалов в связи с опережающими темпами программы жилищно-бытового строительства в целях значительного улучшения жизни населения района и закрепления притока новых переселенцев.

В производстве товаров народного  потребления (без пищевой промышленности) подавляющую часть продукции  дают предприятия Хабаровского и  Приморского краев. Наибольшее развитие из отраслей легкой промышленности получили швейная, трикотажная и обувная. Но и они далеко не обеспечивают своими товарами потребности населения района. Значительная их часть поступает из других районов России.

Ныне ведущее место в угледобыче принадлежит Южно-Якутскому угольному  бассейну, к которому подошла железная дорога, так называемый Малый БАМ. Южно-Якутский бассейн высококачественных коксующихся углей открытой добычи стал ядром формирующегося здесь  одноименного территориально-производственного  комплекса. Комплекс включает помимо угольной промышленности электроэнергетику и другие отрасли. В перспективе - освоение крупных богатых по составу железорудных месторождений Алданского района. Сочетание южно-якутских углей и железных руд - база для будущей черной металлургии полного цикла. Высококачественные угли Южно-Якутского бассейна (Нерюнгри) экспортируются в Японию и другие страны.

На северо-востоке Сахалина - от Охи до Катангли - добывается нефть. Отсюда по двум нефтепроводам она поступает на нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове невелики и далеко не удовлетворяют потребности района. Поэтому много нефти и нефтепродуктов на Дальний Восток завозится из Западной Сибири. Успешно решаются проблемы добычи нефти и газа на шельфе

5.Направления и перспективы развития Дальнего Востока.

Главная задача развития Дальнего Востока - создание в регионе высокоразвитого  народнохозяйственного комплекса. При формировании этого района необходимо перестать рассматривать его  лишь как тихоокеанский форпост страны и ее сырьевую базу. В связи с этим основными направлениями развития региона должно стать:

1) формирование системы отраслей, связанных с освоением ресурсов  океана, в особенности рыбных;

2) комплексное использование сырьевых  ресурсов - руд цветных и редких  металлов, древесины, и др.; сооружение  предприятий законченного цикла,  выпускающих готовую продукцию  или как минимум полупродукты;

3) развитие топливно-энергетического  комплекса с целью полного  обеспечения района топливом  и энергией и частично поставки  их в другие районы страны  и на экспорт;

4) расширение производственной  инфраструктуры;

5) совершенствование региональной  научно-технической политики, переспециализация машиностроительных предприятий в основном для обеспечения местных нужд и экспорта;

Информация о работе Развитие Дальневосточного экономического района