Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов, значения сбалансированности бюджетов для развития национальной экономики и финансовой системы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
 раскрыть понятия бюджетного дефицита и источников его финансирования;
 проанализировать причины появления профицита бюджета Российской федерации в начале 2000-х г.г. и направления его использования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов 5
1.1 Понятие сбалансированности бюджета 5
1.2 Значение сбалансированности бюджетов для развития экономики 8
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования 11
2.1 Виды бюджетного дефицита, причины его возникновения 11
2.2. Виды бюджетного дефицита 15
2.3 Эволюция бюджетного дефицита в России 22
3. Бюджетный профицит и направления его использования 27
3.1 Причины появления его профицита в начале 2000-х годов 27
3.2. Система распределения и использования профицита бюджета по различным фондам 31
Заключение 39
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 397.62 Кб (Скачать файл)

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». 

Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово–кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он – явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 – 3 %.

Таким образом, сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет.  Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.  В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

 

  • 2.2. Виды бюджетного дефицита

  •  

    Различают следующие виды бюджетного дефицита:

    1) Циклический дефицит госбюджета - результат действия встроенных  стабилизаторов.

    2) Структурный дефицит госбюджета - разность между расходами и  доходами бюджета в условиях  полной занятости.

    3) Операционный дефицит госбюджета - общий дефицит госбюджета за  вычетом инфляционной части процентных  платежей по обслуживанию государственного  долга.

    4) Первичный дефицит госбюджета - разность между величиной общего  дефицита и всей суммой выплат  по долгу.

    5) Квазифискальный дефицит  госбюджета - скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью  государства. 

    Различают структурный и циклический дефицит бюджета. Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (т.е. действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработицы (базовый уровень безработицы - 6%). Когда уровень безработицы начинает превышать базовый (экономический спад), то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. с одной стороны - это происходит отчасти за счет роста выплат пособий по безработице, с другой стороны - за счет сокращений налоговых поступлений. Эта разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

    В зависимости от состояния экономики находятся изменения структурного и циклических дефицитов. После экономического спада в период восстановления экономики сокращается циклический дефицит. В то же время может нарастать структурный дефицит. К примеру, налоги остаются на прежнем уровне, а затраты правительства увеличиваются (расходы на оборону, на проведение социальных программ и т.д.).

    Существует множество причин бюджетного дефицита:

    · спад общественного производства;

    · массовый выпуск «пустых» денег;

    · неоправданно раздутые социальные программы;

    · возросшие затраты на финансирование ВПК;

    · оборот в огромных масштабах «теневого» капитала;

    ·существенной причиной бюджетного дефицита являются огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.

    Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

    Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

    Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

    Квазифискальные операции включают, например, следующие:

    1) финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за  счет банковских ссуд или путем  накопления взаимной задолженности;

    2) накопление в коммерческих  банках, отделившихся на начальных  стадиях экономических реформ  от Центрального Банка, большого  портфеля недействующих ссуд - т.н. «плохих долгов» (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

    3) отдельные операции, связанные  с государственным долгом, а также  финансирование Центральным Банком  убытков от мероприятий по  стабилизации обменного курса  валюты, беспроцентных и льготных  кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе  и т.д.); кредиты рефинансирования  коммерческим банкам на обслуживание  «плохих долгов», а также рефинансирование  Центральным Банком сельскохозяйственных

    промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

     

    1.4. Источники финансирования  бюджетного дефицита

     

    Источники финансирования бюджетного дефицита подразделяются на внутренние и внешние.

    К внутренним источником относятся:

    1) государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  государственных ценных бумаг;

    2) кредиты, получаемые правительством от  кредитных организаций, номинированные  в рублях;

    3) бюджетные  ссуды и бюджетные кредиты, полученные  от бюджетов других уровней;

    4) поступления  от продажи государственного  имущества (приватизации);

    5) остатки  по государственным запасам и  резервам;

    6) профициты  прошлых лет.

    К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относятся:

    1) государственные  займы, осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска государственных  ценных бумаг;

    2) кредиты  правительств иностранных государств, банков и фирм, международных  финансовых организаций, выраженные  в иностранной валюте.

    Первый источник внутреннего финансирования бюджетного дефицита является очень распространенным и включает выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). ГКО - это краткосрочные (до 1 года) бескупонные облигации, по которым не предполагается выплата текущего процентного дохода, а дисконт формируется как разница между ценой их размещения (продажи) и ценой погашения (выкупа). ОФЗ - это среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные обязательства, предполагающие выплату фиксированного или переменного купона (процента).

    Этот источник финансирования позволяет быстро и эффективно решать проблемы дефицита бюджета, однако, имеет ряд слабых сторон:

    Во-первых, при его использовании возникает так называемый «эффект вытеснения», означающий «перетягивание» средств из частного сектора, которые могли бы в противном случае использоваться в качестве инвестиций;

    Во-вторых, использование данного способа финансирования бюджетного дефицита накапливает государственный внутренний долг. В-третьих, злоупотребление указанным методом финансирования бюджетного дефицита может привести к дефолту (невозможности платить по долгам) наподобие имевшего место в нашей стране в 1998 г. В этом случае правительство гасило долг по «старым» ценным бумагам выпуском новых ГКО, увеличивая постоянно уровень их доходности. В результате ставки процента (включая ставку рефинансирования Банка России) возросли в несколько раз. Правительство оказалось не в состоянии выплачивать доход по ценным бумагам по новым ставках, а также своевременно их выкупать, что вызвало кризис всей российской финансовой системы.

    Эффективность использования второго способа финансирования бюджетного дефицита зависит от «мощности» кредитной системы государства. В нашей стране коммерческие банки пока не обладают достаточными финансовыми средствами для решения этой задачи. Кроме того, отвлечение кредитных ресурсов на нужды государства снижают инвестиционную активность частного сектора. Использование же средств Центробанка для финансирования бюджетного дефицита запрещается Бюджетным кодексом РФ. Во многом это объясняется тем, что «вливание» денежных средств Банка России в экономику страны, сопровождается обычно их эмиссией (печатанием), что способствует росту инфляции. В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи — сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налогов в государственный бюджет. Подобная отсрочка дает выигрыш налогоплательщику, так как выплачивать задолженность по налогам ему предстоит более дешевыми деньгами, и выигрыш в условиях высокой инфляции может превысить сумму причитающихся ему в этом случае пеней и штрафов.

    Бюджетные ссуды и кредиты, получаемые от бюджетов других уровней, не являются значительным источником покрытия бюджетного дефицита, возникающего на федеральном уровне, в силу дотационности большинства регионов РФ. Обычной практикой является передача средств с федерального на более низкие уровни бюджетной системы РФ.

    Приватизация государственной собственности является важным источником финансирования бюджетного дефицита. При этом, однако, следует учитывать, что российское правительство может самостоятельно принимать решение о приватизации только мелких и средних предприятий. Решение о приватизации крупных предприятий принимает Государственная Дума. Наконец, последний источник внутреннего финансирования дефицита госбюджета возникает в том случае, если бюджет предыдущего года был исполнен с профицитом.

    Важным внешним источником покрытия бюджетного дефицита является выпуск государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. К ним, например, относятся еврооблигации (ценные бумаги, выраженные в валюте европейских государств), ОГВЗ (облигации государственного валютного займа), ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) и др.

    Следует, однако, учитывать, что возможность прибегать к внешним источникам финансирования бюджетного дефицита во многом связана с политическими факторами. Кроме того, она зависит от общей суммы внешнего долга страны и ее способности платить по «старым» долгам. Для России возможности использования этих источников финансирования бюджетного дефицита во многом исчерпаны. Следует также заметить, что новые внешние заимствования увеличивают не только основную сумму долга, но и затраты на его обслуживание (выплату процентов).

     

  • 2.3 Эволюция бюджетного  дефицита в России

  •  

             В конце 80-х начале 90-х годов в России наблюдался резкий скачок бюджетного дефицита. Причинами его стали

    • низкая эффективность общественного правительства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;
    • нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся странам и т.п.,
    • неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы.          

             Важным  фактором дестабилизации финансового  состояния народного хозяйства, снижения доходов и лавинообразного  роста бюджетного дефицита явилась  финансовая система страны. Консерватизм  ее структур, их ориентированность  на административно–командные рычаги  управления экономикой не позволяли  оперативно манипулировать финансовыми  ресурсами в усложнившихся условиях.

    Информация о работе Сбалансированность бюджетов