Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:07, курсовая работа
Цель работы – изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджетов, значения сбалансированности бюджетов для развития национальной экономики и финансовой системы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов;
раскрыть понятия бюджетного дефицита и источников его финансирования;
проанализировать причины появления профицита бюджета Российской федерации в начале 2000-х г.г. и направления его использования.
Введение
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов 5
1.1 Понятие сбалансированности бюджета 5
1.2 Значение сбалансированности бюджетов для развития экономики 8
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования 11
2.1 Виды бюджетного дефицита, причины его возникновения 11
2.2. Виды бюджетного дефицита 15
2.3 Эволюция бюджетного дефицита в России 22
3. Бюджетный профицит и направления его использования 27
3.1 Причины появления его профицита в начале 2000-х годов 27
3.2. Система распределения и использования профицита бюджета по различным фондам 31
Заключение 39
Список используемой литературы 41
С момента начала формирования российского бюджета с существенным профицитом, вызванным поступлением значительного объема средств, главным образом полученных от высоких цен на энергоресурсы, Правительство РФ столкнулось с необходимостью регулирования увеличивающегося денежного предложения не только инструментами ЦБ РФ, но и посредством проведения более жесткой бюджетной политики и изъятия из экономики избыточной денежной массы [5;310].
Для решения этого вопроса использовался мировой опыт по формированию государственных финансовых сбережений стран – экспортеров природных ресурсов.
Резервные фонды создаются в тех государствах, бюджет которых сильно зависит от конъюнктурных факторов, как правило, мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, некоторые страны накапливают средства в таких фондах на тот период, когда недра будут истощены.
Статья 81. Бюджетного Кодекса РФ предусматривает создание в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета.
Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Государственный резервный накопительный фонд — специальный денежный фонд, который используется для стабилизации государственного бюджета в периоды снижения государственных доходов и/или для государственных нужд в долгосрочной перспективе. Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные — стабилизационный фонд и фонд будущих поколений.
В 2004 г. Федеральным законом №184-ФЗ от 23.12.2003г. принято решение о создании Стабилизационного фонда РФ.
Новая идея стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе.
Фонд формировался за счет части средств федерального бюджета, образующихся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (БК РФ, ст. 96.1).
В соответствии с бюджетным законодательством он представлял собой часть средств федерального бюджета, которая обособленно учитывалась, управлялась и использовалась в целях сбалансированности федерального бюджета. Основные средства Стабилизационного фонда РФ были направлены на создание финансовой устойчивости федерального бюджета. Вместе с тем часть средств была направлена на расходы внутреннего характера (финансирование государственных пенсий и в качестве имущественного вклада в институты развития).
Дата |
Направление расходования средств |
Сумма |
31.01.2005 |
Погашение долга перед Международным валютным фондом |
93,5 |
30.06.2005 |
Досрочное погашение части внешнего долга РФ перед странами – членами Парижского клуба |
425,8 |
22.12.2005 |
Покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ |
30,0 |
30.12.2005 |
Досрочное погашение задолженности перед ВЭБ по кредитам, предоставленным Министерству финансов РФ в 1998-1999г.г. для осуществления неотложных платежей по погашению внешнего долга РФ |
123,4 |
15.08.2006 |
Досрочное погашение части внешнего долга РФ перед странами – членами Парижского клуба |
604,2 |
16.02.2007 |
Досрочное погашение остатка задолженности РФ перед банком «Кредитанштальт фюр Видерауфбау» |
11,7 |
16.08.2007 |
Погашение дополнительно подтвержденной задолженности бывшего СССР перед Францией, подлежащей реструктуризации в рамках Парижского клуба кредиторов |
65,7 |
17.08.2007 |
Досрочное погашение остатка задолженности РФ по двустороннему погашению между РФ и Португалией |
2,1 |
03.10.2007 |
Досрочное погашение РФ остатка основной суммы кредита по соглашению между Правительством РФ и Правительством США в продаже сельскохозяйственной техники от 23.12.1998 |
8,5 |
31.10.2007 |
Осуществление единовременного платежа по соглашению между Правительством РФ и Правительством ОАЭ об урегулировании задолженности бывшего СССР от 10.09.2007 |
11,3 |
28.11.2007 |
Внесение имущественного взноса РФ в уставный капитал государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», направление средств на увеличение Инвестиционного фонда РФ |
300,0 |
Всего |
1677,1 |
Опыт создания и механизм функционирования Стабилизационного фонда РФ соответствовал мировому опыту создания и функционирования подобных фондов [5;310]. Резервный фонд - вовсе не российское изобретение. Такие фонды часто учреждают сильно зависимые от цен на сырье государства, вынужденные создавать "подушку безопасности" на случай внезапного обвала цен: Венесуэла, Нигерия, Кувейт, Азербайджан, Оман и другие [22].
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 057,85 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.) [25].
Резервный фонд – часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. По своей сути он выполняет роль Стабилизационного фонда РФ (обеспечение сбалансированности федерального бюджета из-за колебаний цен на нефть на мировых рынках). В него подлежат зачислению средства, полученные федеральным бюджетом от нефтегазовых доходов. Бюджетным законодательством установлен предельный объем Резервного фонда – 10% от прогнозируемого ВВП. После достижения Резервным фондом установленного значения нефтегазовые доходы, остающиеся после финансирования нефтегазового трансферта федерального бюджета, подлежат зачислению в Фонд национального благосостояния [20].
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ [1].
Настоящим испытанием для Резервного фонда стал кризис 2008г. С одной стороны, средства "копилки" были направлены на финансирование бюджетного дефицита.
Предполагалось, что он полностью исчезнет в 2010 году, но из-за относительно высоких цен на нефть в нем к 1 января 2011 года осталось 775 миллиардов рублей. Еще в середине года министр финансов Алексей Кудрин предполагал, что в фонде останется только 300 миллиардов. В начале 2010 года в фонде оставалось 1,83 триллиона рублей [17].
Первопроходцем, звездой и выдающимся примером блестящего управления фондом нефтяных доходов является Норвегия. Именно ее впечатляющие успехи в свое время и вдохновили российских финансистов во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным на создание отечественного аналога. Благодаря многим факторам Норвегии удалось за десять лет эффективного управления фондом превратиться из страны, где внешний долг составлял 30% от ВВП, в высокоразвитое государство с нулевой инфляцией и комитетом по этике при Пенсионном фонде.
Стратегия скандинавской страны была предельно простой: половина средств - в акции иностранных компаний с наивысшим кредитным рейтингом, вторая половина - в облигации развитых зарубежных государств. Благодаря относительной стабильности на фондовых рынках до 2008г. Норвегия последовательно увеличивала свой фонд на 4,5% в год, а доходы направляла на пенсионную программу и развитие альтернативных источников энергии, мудро помня о том, что нефть - исчерпаемый ресурс. И все это на фоне беспрецедентной информационной прозрачности: по сей день любой может зайти на сайт Центробанка Норвегии и справиться о том, во что вложена каждая крона [22].
Наличие у нас в стране такого финансового
инструмента как Стабилизационный фонд
– очевидный шаг к решению острых социально-экономических
проблем.
С первого взгляда кажется, что Стабфонд имеет две цели: создание «подушки безопасности», перспективные накопления для будущих поколений и своеобразная защитная стена от большого наплыва денежных средств в экономику, угрожающих инфляционной нестабильностью.
Создание стабилизационного фонда – это случай, когда необходимый для проведения ответственной финансовой политики инструмент возник именно тогда, когда потребность в нем была наибольшей.
Российская политическая элита, общество не привыкли к тому, что у страны есть значительные финансовые резервы. Более того, не видели в них необходимости. Советский Союз, потративший в 1960-х большую часть золотого запаса на оплату покупок зерна, даже в период аномально высоких цен на нефть 1970-х -первой половины 1980-х годов крупных золотовалютных резервов не создавал. Это один из факторов, сделавших крах советской экономики после падения цен на нефть в 198-1986 годах неизбежным.
В 1997 году, когда начало экономического роста стало реальностью, объем золотовалютных резервов оставался скромным. Наряду с бюджетными проблемами, связанными с управлением внутренним долгом, это не позволило стране адаптироваться к падению цен и избежать катастрофических последствий.
Когда страна располагает Стабилизационным фондом, необходимость обсуждать вопрос, где взять деньги на реализацию тех или иных программ, не возникает. Министр финансов не может отвечать на просьбы традиционной фразой: «Ваше предложение прекрасное, но денег на него у правительства нет!». Он услышит от оппонентов аргумент, суть которого в том, что средства, накопленные в стабилизационном фонде, беспрецедентно велики, дальнейшее их наращивании на фоне острых социально-экономических проблем не имеет разумных оснований.
Заложниками именно таких рассуждений стал Стабилизационный фонд России в 2008 – 2009 годах. В рамках направления, обозначенного президентов В.В. Путиным, в настоящее время Председателем правительства, курса которого так же придерживается настоящий Президент, подразумевает модернизацию экономики России с целью вывода ее из нефтяной и газовой зависимости.
Изучив литературу по данному вопросу можно сделать вывод, что как дефицит, так и профицит бюджета – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.
На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.
И здесь на первое место выходит государственное регулирование. Важнейшие задачи бюджетной политики государства - обеспечение сбалансированности государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом (профицитом).
Управляемый бюджетный дефицит, не превышающий предельно допустимого значения, финансируемый за счет разнообразных форм государственного кредита (как внутреннего, так и внешнего) не относится к числу финансовых явлений, носящих чрезвычайный характер. Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместит произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает в целях латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики.
Государственный бюджет должен быть инструментом поддержания обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита.
Применение такого механизма как стабилизационный фонд у нас в стране обусловлено естественными экономическими причинами, связанными с большим влиянием в национальной экономике экспорта энергоресурсов нефти и газа. Активный и очень прибыльный экспорт обеспечивает сверхдоход, вытесняя тем самым национальное производство и его продукты экспортными товарами. В итоге промышленность в стране перестает развиваться и начинает деградировать и страна впадает в экономическую зависимость от экспорта энергоресурсов, поскольку основные статьи доходов страны начинают зависеть именно от энергетического экспорта.
Эта проблема актуальна не только для России, но и для многих других стран, которые так же прибегали и прибегают к стабилизационному фонду как регулирующему механизму, своеобразным образом «скрывающим» прибыль от экспорта, чтобы он не оказывал столь сильного влияния на национальную экономику.