Министерство образования и
науки
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Нижегородский государственный
университет
им. Н.И. Лобачевского»
Финансовый факультет
Специальность: «Финансы и кредит»
Курсовая работа
по дисциплине Бюджетная система
России
на тему: «Схема финансирования
здравоохранения в условиях обязательного
медицинского страхования в России, ее
недостатки и пути совершенствования».
Выполнил:
студент гр. 13401
Ильичев Алексей
Руководитель:
Нижний Новгород
2012
Содержание
Введение
Глава I
1.1 Система обязательного
медицинского страхования: сущность,
участники и их функции
1.2 Общие аспекты реформы системы
обязательного медицинского страхования
1.3 Нормативно-правовое регулирование
системы обязательного медицинского
страхования
Глава II. Анализ доходов и расходов
Федерального Фонда обязательного медицинского
страхования
2.1 Формирование доходов ФФОМС
и их анализ
2.2 Анализ расходов ФФОМС
Глава III Пути совершенствования
и реформирования системы обязательного
медицинского страхования.
3.1. Основные недостатки системы
обязательного медицинского страхования
на современном этапе
3.2. Пути решения проблем в системе
обязательного медицинского страхования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность темы
исследования на данном социально-экономическом
этапе развития общества определяется
началом реформирования как системы обязательного
медицинского страхования в частности,
так и системы здравоохранения в целом,
обусловленного поэтапным вступлением
в силу Федерального Закона № 326-ФЗ «Об
обязательном медицинском страховании»,
мероприятия которого распланированы
до 2015 года.
Переход от государственной
системы здравоохранения к страховой
медицине, как показывает мировой и отечественный
опыт, является необходимым шагом в условиях
рыночной экономики и развития рынка медицинских
услуг. Это обусловлено тем, что, во-первых,
для широких слоев населения обеспечиваются
гарантии предоставления и доступность
высококачественных медицинских услуг
даже при значительном росте цен на них;
во-вторых, решаются проблемы привлечения
дополнительных и значительных финансовых
ресурсов в сферу здравоохранения; в-третьих,
принципы рыночной экономики и экономические
рычаги управления начинают активно использоваться
в управлении системой здравоохранения.
В настоящее время
проводится модернизация ОМС, сконцентрировав
основные усилия на достижении сбалансированности
ресурсов и обязательств системы, а также
поддержании условий реформирования здравоохранения.
Цель работы состоит
в проведении анализа теоретических основ
формирования системы обязательного медицинского
страхования, составлении аналитического
обзора современного состояния системы
обязательного медицинского страхования,
а также в выявлении наиболее важных недостатков
системы обязательного медицинского страхования
и разработке рекомендаций и предложений
по их устранению на основе зарубежного
опыта.
Постановка цели
исследования предопределила следующие
задачи:
• выявить сущность
системы обязательного медицинского страхования,
охарактеризовать её участников и рассмотреть
их функции;
• проанализировать
нормативно-правовую базу, регулирующую
систему обязательного медицинского страхования;
• определить общие
аспекты реформы системы обязательного
медицинского страхования;
• провести анализ
доходов Федерального Фонда обязательного
медицинского страхования;
• охарактеризовать
расходы Федерального Фонда обязательного
медицинского страхования;
• выявить основные
недостатки системы обязательного медицинского
страхования на современном этапе;
• разработать предложения
по устранению проблем в системе обязательного
медицинского страхования, основываясь
на опыт зарубежных стран.
Объектом исследования
в данной работе является система обязательного
медицинского страхования: основные направления
реформирования. Предметом являются особенности
системы обязательного медицинского страхования
как модели регулирования сферы здравоохранения.
Глава 1.
Теоретические основы формирования системы
обязательного медицинского страхования.
1.1. Система
обязательного медицинского страхования:
сущность, участники и их функции
Российская Федерация в последнее
десятилетие переживает настоящий реформаторский
бум: в той или иной степени успешно реформируются
многие сферы деятельности – судебная
реформа, военная реформа, реформа системы
пенсионного обеспечения и т.д. Самым масштабным
изменением системы здравоохранения новейшего
периода стало изменение принципов и структуры
финансирования оказания медицинской
помощи и перераспределение финансовых
потоков. С правовой точки зрения произошёл
переход от административного регулирования
финансирования здравоохранения к регулированию
нормами гражданского права.
Новая страховая система здравоохранения
– это сложная структура, имеющая:
свои собственные фонды (Федеральный и территориальные),
отлаженную систему финансирования
в виде платежей (работодатели ежемесячно
направляют 5,1% от фонда оплаты труда в
Фонды ОМС (далее - ФОМС),
способность к саморегулированию.
Медицинское страхование осуществляется
в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование
является составной частью государственного
социального страхования и обеспечивает
всем гражданам страны равные возможности
в получении медицинской помощи, предоставляемой
за счет средств обязательного медицинского
страхования (далее - ОМС). Добровольное медицинское
страхование (далее - ДМС) осуществляется
на основе соответствующих государственных
программ и обеспечивает гражданам получение
дополнительных медицинских и иных услуг
сверх установленных программами ОМС.
Оно может быть коллективным и индивидуальным.[7,
стр. 14]
Обязательное медицинское страхование
– один из наиболее важных элементов системы
социальной защиты населения в части охраны
здоровья и получения необходимой медицинской
помощи в случае заболевания. В России
ОМС является государственным и всеобщим
для населения. Это означает, что государство
в лице своих законодательных и исполнительных
органов власти, вводя основные принципы
организации ОМС, устанавливает тарифы
взносов, круг страхователей и создает
специальные государственные фонды для
аккумуляции взносов на медицинское страхование.
Всеобщность обязательного медицинского
страхования заключается в обеспечении
всем гражданам равных гарантированных
возможностей получения медицинской,
лекарственной и профилактической помощи
в размерах, устанавливаемых государственными
программами ОМС.
ОМС является формой социальной
защиты граждан в условиях перехода экономики
страны к рыночным отношениям и призвано
обеспечить доступную и бесплатную медицинскую
помощь гарантированного объема и качества
при рациональном использовании имеющихся
ресурсов здравоохранения. Средства ОМС
находятся в государственной собственности
РФ.
В России действуют Базовая
и Территориальные программы ОМС. Базовая
программа ОМС разрабатывается Министерством
здравоохранения РФ и утверждается Правительством
РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются
органами государственного управления
субъектов РФ на основе базовой программы.
[7, стр. 16]
Финансовые средства государственной
системы ОМС формируются за счет обязательных
целевых платежей различных категорий
страхователей.
Тариф страховых взносов в фонды
ОМС устанавливается федеральным законом
и с 1 января 2011 г. составляет 5,1% к фонду
оплаты труда. Суммы начисленных взносов
уплачиваются в фонды ОМС ежемесячно,
не позднее 15-го числа следующего месяца.
Сумма взносов в размере 3,1% фонда оплаты
труда перечисляется на счет ФФОМС, а 2%
– в ТФОМС.
Участники системы
ОМС и их функции
ОМС является составной частью
государственного социального страхования
и обеспечивает всем гражданам РФ равные
возможности в получении медицинской
и лекарственной помощи, предоставляемой
за счет средств ОМС в объеме и на условиях,
соответствующих программам ОМС.
Согласно ст. 2 Закона о медицинском
страховании субъектами ОМС являются:
- застрахованное лицо;
- страхователь;
- Федеральный Фонд ОМС
(далее – ФФОМС);
- территориальные ФОМС (далее
– ТФОМС);
- страховые медицинские
организации (далее – СМО);
- медицинская организация.
Страхователями при
ОМС являются:
- органы исполнительной
власти субъектов РФ и органы
местного самоуправления (для неработающего
населения);
- организации, физические
лица, зарегистрированные в качестве
индивидуальных предпринимателей,
частные нотариусы, адвокаты, физические
лица, заключившие трудовые договоры
с работниками, а также выплачивающие
по договорам гражданско-правового
характера вознаграждения, на которые
в соответствии с законодательством
РФ начисляются налоги в части,
подлежащей зачислению в ФОМС
(для работающего населения). [6, стр.
81]
Страховщиками в сфере ОМС выступает
ФФОМС.
СМО (страховщики) - юридические
лица, осуществляющие медицинское страхование
и имеющие государственное разрешение
(лицензию) на право заниматься медицинским
страхованием. В обязанности такой организации
входит финансирование предоставления
застрахованным лицам медицинской помощи
по программам ОМС. Медицинские учреждения
осуществляют деятельность по оказанию
медицинской помощи населению на основании
лицензии.
Медицинскими учреждениями
в системе медицинского страхования являются
имеющие лицензии лечебно-профилактические
учреждения (далее - ЛПУ), научно-исследовательские
и медицинские институты, другие учреждения,
оказывающие медицинскую помощь, а также
лица, осуществляющие медицинскую деятельность
как индивидуально, так и коллективно.
Каждый гражданин, в отношении
которого заключен договор медицинского
страхования или который заключил такой
договор самостоятельно, получает на руки
страховой медицинский полис. Практически
у каждого гражданина Российской Федерации
есть страховой медицинский полис, на
основании которого населению оказывается
бесплатная медицинская помощь в рамках
программы ОМС. Кто будет для них страхователем
по ОМС, зависит от того, работают они или
нет. Страхователями работающих граждан
выступают работодатели, заключившие
с ними трудовые или гражданско-правовые
договоры. Для неработающего населения
страхователями являются органы исполнительной
власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления. [4, стр. 111]