Система финансирования здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования в России, ее недостатки и пути совершенствован
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:12, курсовая работа
Описание работы
Цель работы состоит в проведении анализа теоретических основ формирования системы обязательного медицинского страхования, составлении аналитического обзора современного состояния системы обязательного медицинского страхования, а также в выявлении наиболее важных недостатков системы обязательного медицинского страхования и разработке рекомендаций и предложений по их устранению на основе зарубежного опыта. Постановка цели исследования предопределила следующие задачи: • выявить сущность системы обязательного медицинского страхования, охарактеризовать её участников и рассмотреть их функции; • проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую систему обязательного медицинского страхования; • определить общие аспекты реформы системы обязательного медицинского страхования; • провести анализ доходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования; • охарактеризовать расходы Федерального Фонда обязательного медицинского страхования; • выявить основные недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе; • разработать предложения по устранению проблем в системе обязательного медицинского страхования, основываясь на опыт зарубежных стран.
Содержание работы
Введение Глава I 1.1 Система обязательного медицинского страхования: сущность, участники и их функции 1.2 Общие аспекты реформы системы обязательного медицинского страхования 1.3 Нормативно-правовое регулирование системы обязательного медицинского страхования Глава II. Анализ доходов и расходов Федерального Фонда обязательного медицинского страхования 2.1 Формирование доходов ФФОМС и их анализ 2.2 Анализ расходов ФФОМС Глава III Пути совершенствования и реформирования системы обязательного медицинского страхования. 3.1. Основные недостатки системы обязательного медицинского страхования на современном этапе 3.2. Пути решения проблем в системе обязательного медицинского страхования Заключение Список используемой литературы
В 2013 - 2015 годах уплата страховых
взносов в ФОМС на ОМС работающего населения
устанавливается в размере 5,1% с выплат
в пользу физических лиц до установленной
предельной величины облагаемой базы.
Предельная величина облагаемой базы
для начисления страховых взносов в 2013
году составит 568 тыс. рублей, в 2014 году
- 632 тыс. рублей, в 2015 году - 702 тыс. рублей.
Расчет поступления страховых
взносов на ОМС работающего населения
осуществлен исходя из прогноза фонда
заработной платы на 2013 год в сумме 16 482
млрд. рублей, на 2014 год - 18 295 млрд. рублей,
на 2015 год - 20 269 млрд. рублей с применением
к каждому году коэффициента корректировки
фонда заработной платы в размере 82 процентов
и коэффициента сбора в размере 95 процентов.
[11]
В целом поступление страховых
взносов на ОМС работающего населения
в бюджет ФОМС страховых взносов планируется:
на 2013 год в сумме 631,8 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 727,5 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 812,5 млрд. рублей.
Поступление страховых взносов
на ОМС от плательщиков, производящих
выплаты и иные вознаграждения физическим
лицам, по тарифу 5,1% планируется:
на 2013 год в сумме 605,5 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 698,9 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 801,7 млрд. рублей.
Показатели бюджета
Федерального Фонда обязательного медицинского
страхования, млрд. руб.
Поступление страховых взносов
на ОМС от плательщиков, применяющих в
соответствии с законодательством Российской
Федерации пониженные тарифы страховых
взносов (сельскохозяйственные товаропроизводители;
организации и индивидуальные предприниматели,
применяющие единый сельскохозяйственный
налог; организации и индивидуальные предприниматели,
заключившие с органами управления особыми
экономическими зонами соглашения об
осуществлении технико-внедренческой
деятельности или об осуществлении туристско-рекреационной
деятельности; организации, использующие
труд инвалидов; организации средств массовой
информации; хозяйственные общества, созданные
бюджетными научными и образовательными
учреждениями; организации, осуществляющие
деятельность в области информационных
технологий и др.) планируется:
на 2013 год в сумме 17,9 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 20,1 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 2,3 млрд. рублей.
Поступления страховых взносов
от плательщиков, не производящих выплаты
физическим лицам, рассчитаны исходя из
стоимости страхового года, численности
данной категории плательщиков и планируются
на 2013 - 2015 годы в сумме 8,4 млрд. рублей ежегодно.
[11]
Суммы учтенных в бюджете ФОМС
межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета на компенсацию выпадающих доходов
в связи с установлением пониженных тарифов
страховых взносов отдельным категориям
плательщиков на 2013 год составляют 50,4
млрд. рублей, на 2014 год - 18,8 млрд. рублей,
на 2015 год - 1,0 млрд. рублей с учетом того,
что с 2015 года в соответствии с действующим
законодательством большинство "льготных"
плательщиков страховых взносов на ОМС
переходят на тариф 5,1 процента.
Поступление страховых взносов
на ОМС неработающего населения планируется
в объемах:
на 2013 год в сумме 377,0 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 462,5 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 629,0 млрд. рублей.
Поступление недоимок по страховым
взносам, образовавшихся по состоянию
на 1 января 2001 года, начисленных на указанные
недоимки пеней и штрафов планируется:
на 2013 год в сумме 4,7 млн. рублей,
на 2014 год в сумме 4,5 млн. рублей,
на 2015 год в сумме 4,3 млн. рублей.
Важная новация нового
бюджетного периода - российское здравоохранение
к 2013 году перейдет с бюджетно-страхового
на одноканальное финансирование, полностью
основанное на тарифах обязательного
медицинского страхования (ОМС). [2]
Так что в целом данный
проект бюджета в полной мере обеспечивает
модернизацию ряда отраслей, подпитывает
инновационные процессы, сохраняет социальное
равновесие, обеспечивает финансовую
защищенность бюджетников. Теперь главное,
чтобы на исполнение главного финансового
документа страны не повлияли внешние
случайности и человеческий фактор.
2.2 Анализ расходов Федерального
Фонда обязательного медицинского страхования
Общий объем расходов
бюджета ФОМС на 2013 год составляет 1 059,3
млрд. рублей, на двухлетний плановый период
соответственно 1 208,8 млрд. рублей и 1 442,5
млрд. рублей.
В соответствии с Федеральным законом "Об
обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации" в целях финансового
обеспечения расходных обязательств субъектов
Российской Федерации, возникающих при
осуществлении переданных полномочий
по организации ОМС на территориях субъектов
Российской Федерации, в бюджете ФОМС
предусмотрены субвенции:
на 2013 год в сумме 985,4 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 1 154,6 млрд.
рублей,
на 2015 год в сумме 1 406,4 млрд.
рублей.
На 2013 год законопроектом предусматривается
распределение субвенций в разрезе субъектов
Российской Федерации. Бюджетные ассигнования
на 2014 год в сумме 1 154,6 млрд. рублей и на
2015 год в сумме 1 406,4 млрд. рублей, предусмотренные
на указанные выше цели, зарезервированы
в бюджете ФОМС.
На 2013 и 2014 годы в расчете объема
субвенций учтено:
увеличение финансового обеспечения
расходов, осуществляемых в рамках базовой
программы ОМС, в том числе на повышение
оплаты труда работников здравоохранения;
покрытие части расходов на
содержание медицинских организаций,
работающих в системе ОМС, в размере прироста
страховых взносов на ОМС неработающего
населения по сравнению с 2012 годом;
проведение дополнительной
диспансеризации работающих граждан,
диспансеризации пребывающих в стационарных
учреждениях детей-сирот и детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации, не ниже
плановых значений 2012 года;
осуществление денежных выплат
участковым врачам-терапевтам, участковым
врачам-педиатрам, врачам общей (семейной)
практики, медицинским сестрам, работающим
с названными врачами в медицинских организациях,
медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских
пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским
сестрам скорой медицинской помощи не
ниже плановых значений 2012 года.
В целях улучшения
демографической ситуации планируется
предоставление межбюджетных трансфертов
из бюджета ФОМС бюджету Фонда социального
страхования Российской Федерации на
оплату медицинской помощи женщинам в
период беременности, родов и в послеродовом
периоде, а также диспансерного наблюдения
ребенка в течение первого года жизни
в сумме по 19,03 млрд. рублей ежегодно. Кроме
того, указанные средства направляются
на оплату организациям услуг по изготовлению
и доставке в территориальные органы Фонда
социального страхования Российской Федерации
бланков родовых сертификатов. [2]
В составе бюджета ФОМС на 2013
год и плановый период 2014 и 2015 годов сформирован
нормированный страховой запас:
на 2013 год в сумме 54,1 млрд. рублей,
на 2014 год в сумме 34,5 млрд. рублей,
на 2015 год в сумме 16,3 млрд. рублей.
На обеспечение целевых мероприятий ФОМС,
включая содержание Фонда, предусматриваются
бюджетные ассигнования в 2013 году в сумме
724,1 млн. рублей, в 2014 году - 714,8 млн. рублей,
в 2015 году - 746,3 млн. рублей.
Расходы на международное сотрудничество
на 2013 год определены в сумме 16,7 млн. рублей,
на 2014 год - 7,4 млн. рублей, на 2015 год - 7,6
млн. рублей с учетом уплаты взносов в
Международную ассоциацию социального
обеспечения (МАСО). [11]
Расходы на осуществление мероприятий
в области средств массовой информации,
на выполнение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ по государственным
контрактам, на обучение сотрудников ФОМС
и территориальных фондов ОМС в целях
повышения квалификации на 2013 год и на
2014 год предусмотрены в размере, установленном
Федеральным законом "О бюджете Федерального
фонда обязательного медицинского страхования
на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014
годов".
Глава 3.
Пути совершенствования и реформирования
системы обязательного медицинского страхования.
3.1. Основные
недостатки системы обязательного медицинского
страхования на современном этапе.
В последние годы с регулярной
периодичностью в российском обществе
возникает интерес к проблеме медицинского
страхования, что по времени совпадает
с обсуждением данного вопроса в верхних
этажах исполнительной и законодательной
власти. Рассмотрим недостатки ОМС в современной
России.
Принятие в 1991 году Федерального
Закона о медицинском страховании и его
введение в 1993 году в части ОМС на территории
всей страны явилось своевременным и единственно
правильным политическим шагом в этот
период. Замена бюджетной сферы финансирования
здравоохранения на бюджетно-страховую
модель для первого десятилетия развития
новой России имела значение фактора сохранения
национального здравоохранения в качестве
практически единственного источника
финансирования бесплатной медицинской
помощи для граждан страны. [5,стр.23]
Средства системы ОМС при всех
издержках постоянно, целенаправленно
и стабильно поступали на счета медицинских
учреждений для выплаты заработной платы
медицинским работникам, оплаты лекарственных
препаратов и питания пациентов. Опыт
прошедших лет подтвердил правильность
выбора страховой модели в качестве альтернативы
неэффективному бюджетному финансированию
здравоохранения по мощности сети ЛПУ.
За 15 лет успешного внедрения
«смешанной» модели финансирования здравоохранения
накопилось множество проблем, которые
требуют своего разрешения в новом Федеральном
Законе об ОМС. «Бюджетно-страховая» модель
финансирования здравоохранения свою
историческую миссию выполнила. Сегодня
требуется переход к более прогрессивной
«страховой» модели ОМС.
Идеальная модель страховой
медицины предусматривает использования
преимущества «накопительного принципа»
и за счет своих источников финансирования
всегда способна оказать качественную
медицинскую помощь застрахованному лицу.
[5,стр.28]
1. Недостаточное поступление
финансовых ресурсов в систему
ОМС (по некоторым оценкам Базовая
программа ОМС финансируется
в различных субъектах Федерации
на 55-70%) приводит к дисбалансу
экономических возможностей при
формировании Базовой программы
ОМС по ее финансированию, что,
в свою очередь, ведет к росту
неформальных платежей населения.
К основным финансовым проблемам
можно также отнести острейшую нехватку
денежных средств в связи с отсутствием
ощутимого экономического роста в стране
и сохраняющимся остаточным принципом
финансирования здравоохранительной
отрасли.
В сравнении с другими странами, система
государственного здравоохранения в России
крайне неэффективна.
Но в отличие от России, за эти
деньги государство гарантирует там самый
минимум – первичную медико-санитарную
помощь и меры по обеспечению медико-санитарного
благополучия (борьба с инфекционными
заболеваниями, санитарные мероприятия
и проч.). А российская система здравоохранения,
финансируя здравоохранение, как в Латинской
Америке, обещает за эти деньги западноевропейский
набор услуг. [3,стр.122]
Фактически, в формировании
финансовых ресурсов медицинского страхования
не участвуют ни представители медицинских
работников, ни представители застрахованных
(пациентов и потенциальных пациентов).
Существующий механизм распределения
собранных ресурсов ни чем не отличается
от распределения бюджетных средств. Кроме
того, любая страховая система (в том числе
и обязательная) предусматривает прозрачность,
которая обеспечивается с помощью как
общественного, так и личного контроля
застрахованных за формированием и расходованием
страхового фонда.
2. Недостаточное финансирование
системы ОМС на страхование
неработающего населения, которое
имеет три основные причины: