Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 23:25, реферат

Описание работы

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 222.08 Кб (Скачать файл)

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);

недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Ст. 31.1. Принцип равенства  бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ) [17]

Означает применение единых принципов и требований при определении бюджетных полномочий, установлении и исполнении расходных обязательств, формировании налоговых и неналоговых доходов, определении объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

5. Ст. 32. Принцип полноты  отражения доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов  бюджетов (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

6. Ст. 33. Принцип сбалансированности  бюджета

Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. Ст. 34. Принцип результативности  и эффективности использования  бюджетных средств (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.(в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

8. Ст. 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (в  ред. т 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

Исключения:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием РФ;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

9. Ст. 36. Принцип прозрачности (открытости) (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы, процедур рассмотрения и принятия решений, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия;

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10. Ст. 37. Принцип достоверности  бюджета

Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Ст. 38. Принцип адресности и целевого характера бюдж. средств (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12. Ст. 38.1. Принцип подведомственности  расходов бюджетов (введена ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

У подведомственных распорядителя и получателя бюджетных средств может быть только один главный распорядитель бюджетных средств.

13. Ст. 38.2. Принцип единства  кассы (введена ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Исключение: операции по исполнению бюджетов, осуществляемые за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ. [17]

 

 

 

1.2 Состав доходов  Федерального бюджета

 

 

Доходы Федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов.

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1)налога на прибыль  организаций по ставке, установленной  для зачисления указанного налога  в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

2)налога на прибыль  организаций (в части доходов  иностранных организаций, не связанных  с деятельностью в Российской  Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных  в виде дивидендов и процентов  по государственным и муниципальным  ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

3)налога на прибыль  организаций при выполнении соглашений  о разделе продукции, заключенных  до вступления в силу Федерального  закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О  соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

4)налога на добавленную  стоимость - по нормативу 100 процентов;

5)акцизов на спирт этиловый  из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

6)акцизов на спирт этиловый  из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100 процентов;

7)акцизов на спиртосодержащую  продукцию - по нормативу 50 процентов;

8)акцизов на табачную  продукцию - по нормативу 100 процентов;

9)акцизов на автомобили  легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;

10)акцизов по подакцизным  товарам и продукции, ввозимым  на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

11)налога на добычу  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья (газ горючий  природный) - по нормативу 100 процентов;

12)налога на добычу  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) - по  нормативу 100 процентов;

13)налога на добычу  полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде  углеводородного сырья, природных  алмазов и общераспространенных  полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;

14)налога на добычу  полезных ископаемых на континентальном  шельфе Российской Федерации, в  исключительной экономической зоне  Российской Федерации, за пределами  территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;

15)регулярных платежей  за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений  о разделе продукции в виде  углеводородного сырья (газ горючий  природный) - по нормативу 100 процентов;

16)регулярных платежей  за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений  о разделе продукции в виде  углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) - по  нормативу 95 процентов;

17)регулярных платежей  за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической  зоне Российской Федерации, за  пределами территории Российской  Федерации при выполнении соглашений  о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;

18)сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (исключая внутренние водные  объекты) - по нормативу 20 процентов;

19)сбора за пользование  объектами водных биологических  ресурсов (по внутренним водным  объектам) - по нормативу 20 процентов;

20)водного налога - по нормативу 100 процентов;

21)государственной пошлины (за исключением государственной  пошлины, подлежащей зачислению  в бюджеты субъектов Российской  Федерации и местные бюджеты  и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу 100 процентов.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:

1)доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных  автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное  управление юридическим лицам, созданным  в организационно-правовой форме  государственной компании, имущества  федеральных государственных унитарных  предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных  абзацами тринадцатым, четырнадцатым  части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящего Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

2)доходов от продажи  имущества (кроме акций и иных  форм участия в капитале, государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней), находящегося  в государственной собственности  Российской Федерации, за исключением  имущества федеральных автономных  учреждений, имущества федеральных  государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также  случаев, предусмотренных частями  восьмой - десятой статьи 62 настоящего  Кодекса, - по нормативу 100 процентов;

3)части прибыли унитарных  предприятий, созданных Российской  Федерацией, остающейся после уплаты  налогов и иных обязательных  платежей, - в размерах, устанавливаемых  Правительством Российской Федерации;

4)лицензионных сборов - по  нормативу 100 процентов;

5)таможенных пошлин и  таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;

6)платы за использование  лесов в части минимального  размера арендной платы и минимального  размера платы по договору  купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;

7)платы за пользование  водными объектами, находящимися  в федеральной собственности, - по  нормативу 100 процентов;

8)платы за пользование  водными биологическими ресурсами  по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;

9)платы за негативное  воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;

20)консульских сборов - по  нормативу 100 процентов;

21)патентных пошлин - по  нормативу 100 процентов;

22)платы за предоставление  информации о зарегистрированных  правах на недвижимое имущество  и сделок с ним, выдачу копий  договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних  сделок, совершенных в простой  письменной форме, - по нормативу 100 процентов;

Информация о работе Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах