Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 23:25, реферат
Описание работы
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
право и обязанность органов
государственной власти и органов местного
самоуправления самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс, за исключением случаев,
предусмотренных настоящим Кодексом;
право органов государственной
власти и органов местного самоуправления
устанавливать в соответствии с законодательством
РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы
от которых подлежат зачислению в соответствующие
бюджеты бюджетной системы РФ;
право органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно
определять формы и направления расходования
средств бюджетов (за исключением расходов,
финансовое обеспечение которых осуществляется
за счет межбюджетных субсидий и субвенций
из других бюджетов бюджетной системы
РФ);
недопустимость установления
расходных обязательств, подлежащих исполнению
за счет доходов и источников финансирования
дефицитов других бюджетов бюджетной
системы РФ, а также расходных обязательств,
подлежащих исполнению одновременно за
счет средств двух и более бюджетов бюджетной
системы РФ, за счет средств консолидированных
бюджетов или без определения бюджета,
за счет средств которого должно осуществляться
исполнение соответствующих расходных
обязательств;
право органов государственной
власти и органов местного самоуправления
предоставлять средства из бюджета на
исполнение расходных обязательств, устанавливаемых
иными органами государственной власти
и органами местного самоуправления, исключительно
в форме межбюджетных трансфертов;
недопустимость введения в
действие в течение текущего финансового
года органами государственной власти
и органами местного самоуправления изменений
бюджетного законодательства РФ и (или)
законодательства о налогах и сборах,
законодательства о других обязательных
платежах, приводящих к увеличению расходов
и (или) снижению доходов других бюджетов
бюджетной системы РФ без внесения изменений
в законы (решения) о соответствующих бюджетах,
предусматривающих компенсацию увеличения
расходов, снижения доходов;
недопустимость изъятия дополнительных
доходов, экономии по расходам бюджетов,
полученных в результате эффективного
исполнения бюджетов.
4. Ст. 31.1. Принцип равенства
бюджетных прав субъектов РФ,
муниципальных образований (в ред.
ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ) [17]
Означает применение единых
принципов и требований при определении
бюджетных полномочий, установлении и
исполнении расходных обязательств, формировании
налоговых и неналоговых доходов, определении
объема, форм и порядка предоставления
межбюджетных трансфертов.
5. Ст. 32. Принцип полноты
отражения доходов, расходов и
источников финансирования дефицитов
бюджетов (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
6. Ст. 33. Принцип сбалансированности
бюджета
Означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета и поступлений
источников финансирования его дефицита,
уменьшенных на суммы выплат из бюджета,
связанных с источниками финансирования
дефицита бюджета и изменением остатков
на счетах по учету средств бюджетов. (в
ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
При составлении, утверждении
и исполнении бюджета уполномоченные
органы должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.
7. Ст. 34. Принцип результативности
и эффективности использования
бюджетных средств (в ред. ФЗ от
26.04.2007 N 63-ФЗ)
Означает, что при составлении
и исполнении бюджетов участники бюджетного
процесса в рамках установленных им бюджетных
полномочий должны исходить из необходимости
достижения заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.(в
ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
8. Ст. 35. Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов бюджетов (в
ред. т 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Означает, что расходы бюджета
не могут быть увязаны с определенными
доходами бюджета и источниками финансирования
дефицита бюджета.
Исключения:
субвенций и субсидий, полученных
из других бюджетов бюджетной системы
РФ;
средств целевых иностранных
кредитов (заимствований);
добровольных взносов, пожертвований,
средств самообложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых
в соответствии с международными договорами
(соглашениями) с участием РФ;
расходов бюджета, осуществляемых
за пределами территории РФ;
отдельных видов неналоговых
доходов, предлагаемых к введению (отражению
в бюджете) начиная с очередного финансового
года.
9. Ст. 36. Принцип прозрачности
(открытости) (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N
63-ФЗ)
Принцип прозрачности (открытости)
означает:
обязательное опубликование
в средствах массовой информации утвержденных
бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту
представления информации о ходе исполнения
бюджетов;
обязательную открытость для
общества и средств массовой информации
проектов бюджетов, внесенных в законодательные
(представительные) органы, процедур рассмотрения
и принятия решений, в том числе по вопросам,
вызывающим разногласия;
стабильность и (или) преемственность
бюджетной классификации РФ, а также обеспечение
сопоставимости показателей бюджета отчетного,
текущего и очередного финансового года
(очередного финансового года и планового
периода).
Секретные статьи могут утверждаться
только в составе федерального бюджета.
10. Ст. 37. Принцип достоверности
бюджета
Означает надежность показателей
прогноза социально-экономического развития
соответствующей территории и реалистичность
расчета доходов и расходов бюджета.
11. Ст. 38. Принцип адресности
и целевого характера бюдж. средств (в
ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Бюджетные ассигнования и лимиты
бюджетных обязательств доводятся до
конкретных получателей бюджетных средств
с указанием цели их использования.
12. Ст. 38.1. Принцип подведомственности
расходов бюджетов (введена ФЗ от 26.04.2007
N 63-ФЗ)
Главные распорядители (распорядители)
бюджетных средств не вправе распределять
бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных
обязательств распорядителям и получателям
бюджетных средств, не включенным в перечень
подведомственных им распорядителей и
получателей бюджетных средств в соответствии
со статьей 158 настоящего Кодекса.
У подведомственных распорядителя
и получателя бюджетных средств может
быть только один главный распорядитель
бюджетных средств.
13. Ст. 38.2. Принцип единства
кассы (введена ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Означает зачисление всех кассовых
поступлений и осуществление всех кассовых
выплат с единого счета бюджета. Исключение:
операции по исполнению бюджетов, осуществляемые
за пределами территории соответственно
РФ, субъекта РФ, муниципального образования,
а также операции, осуществляемые в соответствии
с валютным законодательством РФ. [17]
1.2 Состав доходов
Федерального бюджета
Доходы Федерального
бюджета формируются за счет налоговых
и неналоговых доходов, а также доходов
целевых внебюджетных фондов.
В федеральный бюджет зачисляются
налоговые доходы от следующих федеральных
налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами:
1)налога на прибыль
организаций по ставке, установленной
для зачисления указанного налога
в федеральный бюджет, - по нормативу
100 процентов;
2)налога на прибыль
организаций (в части доходов
иностранных организаций, не связанных
с деятельностью в Российской
Федерации через постоянное представительство,
а также в части доходов, полученных
в виде дивидендов и процентов
по государственным и муниципальным
ценным бумагам) - по нормативу 100
процентов;
3)налога на прибыль
организаций при выполнении соглашений
о разделе продукции, заключенных
до вступления в силу Федерального
закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О
соглашениях о разделе продукции" (далее
- Федеральный закон "О соглашениях
о разделе продукции") и не предусматривающих
специальных налоговых ставок для зачисления
указанного налога в федеральный бюджет
и бюджеты субъектов Российской Федерации,
- по нормативу 20 процентов;
4)налога на добавленную
стоимость - по нормативу 100 процентов;
5)акцизов на спирт этиловый
из пищевого сырья - по нормативу
50 процентов;
6)акцизов на спирт этиловый
из всех видов сырья, за исключением
пищевого, - по нормативу 100 процентов;
7)акцизов на спиртосодержащую
продукцию - по нормативу 50 процентов;
8)акцизов на табачную
продукцию - по нормативу 100 процентов;
9)акцизов на автомобили
легковые и мотоциклы - по нормативу
100 процентов;
10)акцизов по подакцизным
товарам и продукции, ввозимым
на территорию Российской Федерации,
- по нормативу 100 процентов;
11)налога на добычу
полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья (газ горючий
природный) - по нормативу 100 процентов;
12)налога на добычу
полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья (за исключением
газа горючего природного) - по
нормативу 100 процентов;
13)налога на добычу
полезных ископаемых (за исключением
полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья, природных
алмазов и общераспространенных
полезных ископаемых) - по нормативу
40 процентов;
14)налога на добычу
полезных ископаемых на континентальном
шельфе Российской Федерации, в
исключительной экономической зоне
Российской Федерации, за пределами
территории Российской Федерации
- по нормативу 100 процентов;
15)регулярных платежей
за добычу полезных ископаемых
(роялти) при выполнении соглашений
о разделе продукции в виде
углеводородного сырья (газ горючий
природный) - по нормативу 100 процентов;
16)регулярных платежей
за добычу полезных ископаемых
(роялти) при выполнении соглашений
о разделе продукции в виде
углеводородного сырья (за исключением
газа горючего природного) - по
нормативу 95 процентов;
17)регулярных платежей
за добычу полезных ископаемых
(роялти) на континентальном шельфе,
в исключительной экономической
зоне Российской Федерации, за
пределами территории Российской
Федерации при выполнении соглашений
о разделе продукции - по нормативу
100 процентов;
18)сбора за пользование
объектами водных биологических
ресурсов (исключая внутренние водные
объекты) - по нормативу 20 процентов;
19)сбора за пользование
объектами водных биологических
ресурсов (по внутренним водным
объектам) - по нормативу 20 процентов;
20)водного налога - по нормативу
100 процентов;
21)государственной пошлины
(за исключением государственной
пошлины, подлежащей зачислению
в бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты
и указанной в статьях 56, 61, 61.1
и 61.2 настоящего Кодекса) - по нормативу
100 процентов.
Неналоговые доходы федерального
бюджета формируются в соответствии со
статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в
том числе за счет:
1)доходов от использования
имущества, находящегося в государственной
собственности Российской Федерации
(за исключением имущества федеральных
автономных учреждений, имущества,
переданного в доверительное
управление юридическим лицам, созданным
в организационно-правовой форме
государственной компании, имущества
федеральных государственных унитарных
предприятий, в том числе казенных,
а также случаев, предусмотренных
абзацами тринадцатым, четырнадцатым
части первой и абзацами пятым,
шестым части второй статьи 57
настоящего Кодекса), доходов от
платных услуг, оказываемых федеральными
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении органов государственной власти
Российской Федерации, - по нормативу 100
процентов;
2)доходов от продажи
имущества (кроме акций и иных
форм участия в капитале, государственных
запасов драгоценных металлов
и драгоценных камней), находящегося
в государственной собственности
Российской Федерации, за исключением
имущества федеральных автономных
учреждений, имущества федеральных
государственных унитарных предприятий,
в том числе казенных, а также
случаев, предусмотренных частями
восьмой - десятой статьи 62 настоящего
Кодекса, - по нормативу 100 процентов;
3)части прибыли унитарных
предприятий, созданных Российской
Федерацией, остающейся после уплаты
налогов и иных обязательных
платежей, - в размерах, устанавливаемых
Правительством Российской Федерации;
4)лицензионных сборов - по
нормативу 100 процентов;
5)таможенных пошлин и
таможенных сборов - по нормативу
100 процентов;
6)платы за использование
лесов в части минимального
размера арендной платы и минимального
размера платы по договору
купли-продажи лесных насаждений
- по нормативу 100 процентов;
7)платы за пользование
водными объектами, находящимися
в федеральной собственности, - по
нормативу 100 процентов;
8)платы за пользование
водными биологическими ресурсами
по межправительственным соглашениям
- по нормативу 100 процентов;
9)платы за негативное
воздействие на окружающую среду
- по нормативу 20 процентов;
20)консульских сборов - по
нормативу 100 процентов;
21)патентных пошлин - по
нормативу 100 процентов;
22)платы за предоставление
информации о зарегистрированных
правах на недвижимое имущество
и сделок с ним, выдачу копий
договоров и иных документов,
выражающих содержание односторонних
сделок, совершенных в простой
письменной форме, - по нормативу
100 процентов;