Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 23:25, реферат
Описание работы
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
С помощью государственного
бюджета происходит перераспределение
национального дохода между отраслями
народного хозяйства, субъектами Российской
Федерации и иными сферами.
Отличительной чертой государственного
бюджета является его народно-хозяйственный
характер. Бюджет страны связан со всеми
отраслями народного хозяйства. Отрасли
связаны с бюджетом как по формированию
бюджета доходами, так и по линии финансирования
их. Выполнение этих функций бюджетом
сочетается с его активным воздействием
на процесс производства, роста накоплений.
Государственный бюджет как
экономическая категория выражает систему
экономических отношений между государством,
с одной стороны, предприятиями, организациями
и населением ¾ с другой, по поводу распределения
и перераспределения совокупного общественного
продукта и национального дохода и формирования
централизованного общегосударственного
фонда денежных средств.
Формирование государственного
бюджета происходит как на стадии первичного
распределения национального дохода,
так и в ходе его перераспределения. В
процессе первичного распределения национального
дохода государство получает в свое распоряжение
часть чистого дохода в форме налогов
(налога на добавленную стоимость, акцизов
и др.). В результате перераспределения
в бюджет поступает часть прибыли предприятий
и хозяйственных организаций различных
форм собственности.
Существует 2 вида классификации
функций государственного бюджета.
Согласно 1-ой функции делятся
на:
Распределительная (перераспределительная). Государство, концентрируя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественного производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика.
Контрольная функция, бюджет
объективно отражает экономические процессы, происходящие в экономики. Основой данной функции является движение бюджетных ресурсов5.
Согласно 2-ой классификации
функции подразделяются на:
Сущность бюджета как экономической
категории реализуется через функцию
экономического регулирования, перераспределительную,
контрольную и фискальную функции.
Содержание функции экономического
регулирования бюджета характеризуется
процессами распределения и перераспределения
финансовых ресурсов не только между различными
уровнями государственной власти, но и
между разными подразделениями общественного
производства. Сфера действия функции
экономического регулирования определяется
тем, что в отношения с бюджетом вступают
почти все участники общественного производства.
Содержание этой функции реализуется
в процессе формирования доходных источников
бюджета и их использования для проведения
экономической политики государства.
Аккумулированные в бюджетной системе
финансовые ресурсы, имея приоритетное
значение для экономики страны, посредством
налоговых и других обязательных платежей
хозяйствующих субъектов и граждан перераспределяются
как в сферу материального производства,
так и в сферу нематериального производства,
находящуюся на содержании бюджета.
Перераспределительная функция
бюджета связана с выравниванием доходов
между группами и слоями общества (уменьшение
социального неравенства, поддержка попавших
в зону социального риска, обеспечение
нетрудоспособных и т.д.), а также перераспределением
ресурсов между регионами страны.
Контрольная функция бюджета
заключается в том, что бюджет объективно
через количественные характеристики
формирования и использования фонда денежных
средств государства отражает экономические
процессы, происходящие в структурных
звеньях экономики. Благодаря этому свойству
бюджет может “сигнализировать” о том,
как поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, соответствует ли размер
централизуемых ресурсов государства
объему его потребностей, достаточно ли
эффективно “работают” в экономике прямые
государственные инвестиции и т.д. В бюджетном
процессе “высвечиваются” слабые места,
“болевые точки” в экономике страны.
Поэтому правительство имеет возможность
посредством корректировки направления
движения централизованных финансовых
ресурсов воздействовать на активизацию
деятельности тех или иных производств
и сфер экономики6.
Следовательно, контрольная
функция бюджета не носит ни запретительного,
ни ограничительного характера, она позволяет
лишь контролировать степень и формы разумного
косвенного воздействия государства на
воспроизводственный процесс.
Фискальная функция бюджета
предполагает, обеспечение финансовыми
ресурсами выполнения государством своих
прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических
и социальных задач перед населением,
т. е. реализацию тех государственных услуг,
которые на него возложены обществом.
Фискальная функция бюджета
не ограничивается только предоставлением
государственных услуг. Для того чтобы
повышалась эффективность государственных
услуг недостаточно только наращивать
их объемы, необходимо также создать условия
для эффективного размещения и использования
всех имеющихся в государстве ресурсов
и поддерживать определенный уровень
экономической активности. Поэтому фискальная
функция непосредственно связана с функцией
экономического регулирования бюджета.
Однако она имеет свои специфические формы
реализации, поскольку фискальная политика
государства – это политика сокращения
бюджетного дефицита до уровня, соответствующего
таким макроэкономическим целям, как контроль
за инфляцией, повышение инвестиционной
активности всех финансовых ресурсов,
рост общего экономического потенциала
общества. Это в свою очередь обеспечивает
прирост доходной базы бюджета и соответственно
увеличение объема предоставляемых государством
услуг.
Центральный бюджет и бюджеты
всех других уровней оказывают воздействие
на основные экономические показатели
в силу того, что сектор государственного
управления является сектором экономики,
участвующим в общем кругообороте доходов,
расходов и выпуска продукции. Его расходы
наряду с инвестиционным и потребительским
спросом являются составной частью совокупного
спроса, а чистые налоги (суммы, взимаемые
государством, за вычетом социальных трансфертов)
характеризуют реальное уменьшение сумм
частного сектора, которые могут быть
использованы для расходов. Изменение
этих величин оказывает существенное
влияние на экономическую ситуацию в стране.
3. Анализ состояния проекта
бюджета Астраханской области на 2010-2012
гг.
2.1 Анализ проекта бюджета
Астраханской области на 2010-2012 гг
Таблица 1
Проект бюджета Астраханской
области на 2010 год и на плановый период
2011 и 2012 годов внесен со следующими параметрами
(млн. руб.)
Показатели
2010 г
2011г
2012г
Доходы
19653,8
19263,0
20979,1
Расходы
21613,9
20658,2
22566,9
Дефицит
% дефицита без
учета объема
безвозмездных
поступлений
15,0
10,00
10,00
Доходы бюджета Астраханской
области на 2010 год и на плановый период
2011 и 2012 годов рассчитаны на основе прогноза
основных показателей социально-экономического
развития Астраханской области и параметров
прогноза на период до 2012 года, одобренных
Правительством Астраханской области.
Налог на прибыль рассчитан
исходя из действующего налогового законодательства.
Расчет осуществлялся от показателей
социально-экономического развития. В
основу расчета налога на прибыль принят
показатель «прибыль прибыльных предприятий»
на 2010 год – 8,4 млрд. рублей, 2011 год – 8,8
млрд. рублей и на 2012 год – 9,3 млрд. рублей.
На 2010 – 2012 годы по налогу на
доходы физических лиц предусматривается
сохранение налоговой ставки в размере
13 процентов, совершенствование порядка
применения налоговых вычетов и увеличение
их размера. Расчет налога на 2010 год осуществлен
с величины фонда оплаты труда в сумме
56,2 млрд. рублей, на 2011 год – 63,8 млрд. рублей,
на 2012 год – 71,9 млрд. рублей.
Объем сбора налогов на территории
Астраханской области на 2010 год составит
28177,5 млн. рублей, в том числе в бюджеты
муниципальных образований 6772,6млн. рублей,
на 2011 год – 29598,4 млн. рублей, в том числе
в бюджеты муниципальных образований
6881,6 млн. рублей, на 2012 год – 31841,0 млн. рублей,
в том числе в бюджеты муниципальных образований
6991,2 млн. рублей.
Несмотря на то, что бюджет формировался
в сложнейших экономических условиях,
приоритетным направлением сохраняется
его социальная значимость – удовлетворение
потребностей граждан в услугах образования,
здравоохранения, культурном и духовном
развитии, информации и досуге, обеспечении
социальных гарантий и социальной защиты
граждан, в отношении которых на региональном
уровне существуют финансовые обязательства.
Расходы бюджета области на
2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
сформированы с учетом разграничения
полномочий субъекта Российской Федерации
и муниципальных образований, совершенствования
межбюджетных отношений, оптимизации
расходных обязательств бюджета области
и реализации мероприятий, направленных
на повышение качества оказываемых услуг,
эффективности и результативности бюджетных
расходов. Общий объем расходов в 2010 году
по сравнению с 2009 годом существенно снижается,
в основном за счет уменьшения безвозмездных
поступлений из федерального бюджета.
В проекте бюджета Астраханской
области расходы по публично-нормативным
обязательствам предусмотрены в полном
объеме. Остальные действующие расходные
обязательства предусмотрены исходя из
возможности доходной базы бюджета.
В условиях финансового кризиса
развитие межбюджетных отношений в Астраханской
области на очередной финансовый год и
планируемый период по-прежнему сохранит
свою основную тенденцию – углубление
и совершенствование уже действующих
методик распределения финансовой помощи
в условиях:
- стимулирования деятельности
органов местного самоуправления
по обеспечению сбалансированности
местных бюджетов, которая представляет
собой целый комплекс мер по
развитию экономического и налогового
потенциала, повышению эффективности
бюджетных расходов, снижению дотационности,
повышению качества управления общественными
финансами;
- обеспечения оптимального
баланса между стимулирующей
и выравнивающей функциями.
Общий объем средств, предусмотренных
по разделу 1100 «Межбюджетные трансферты»
составит на:
2010 год – 6 378,4 млн.рублей;
2011 год – 6 408,0 млн.рублей;
2012 год – 6 566,6 млн.рублей.
Несмотря на снижение доходной
базы бюджета Астраханской области, сохранен
объем дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных районов
(городских округов), формирующих областной
фонд финансовой поддержки муниципальных
районов (городских округов) на 20010-2012 г.г.
на уровне текущего финансового года (в
том числе и в части дополнительных нормативов
отчислений от налога на доходы физических
лиц, что является решающим регулирующим
фактором деятельности органов местного
самоуправления в условиях текущего момента):
2010 год – 667,8 млн. рублей;
2011 год – 667,8 млн. рублей;
2012 год – 667,8 млн.рублей.
Распределение дотации на поддержку
мер по обеспечению сбалансированности
местных бюджетов муниципальных образований
произведено с учетом нормированных расходов
по их полномочиям и потенциально возможными
к получению доходами. В основу расчета
были приняты данные по итогам фактического
исполнения муниципальными образованиями
местных бюджетов. Объем средств направляемых
на предоставление дотации по обеспечению
сбалансированности местных бюджетов
составит:
2010 год – 186,0 млн. рублей;
2011 год – 220,0 млн. рублей;
2012 год – 353,0 млн. рублей.
Целевая (адресная) финансовая
помощь в виде субсидий в 3-х летнем бюджете
предусматривается для долевого участия
субъекта в реализации приоритетных и
социально-значимых расходов, закрепленных
законодательством за муниципалитетами
(в виде текущих расходов в объеме, соответственно:
429,9 млн.рублей; 399,2 млн.рублей и 469,2 млн.рублей).
Кроме того, данный подраздел
включает расходы бюджета субъекта на:
- реализацию региональных
программных мероприятий на 2010 год
(в объеме 23,9 млн.рублей);
- софинансирование объектов
капитального строительства собственности
муниципальных образований в объеме 336,3
млн.рублей, 437,8 млн.рублей и 376,0 млн.рублей,
соответственно.
Перечень государственных полномочий
Астраханской области и Российской Федерации,
переданных к реализации в органы местного
самоуправления и закрепленных фондом
компенсаций, также сохранится.
За счет областного фонда компенсаций
предусматриваются субвенции на:
- обеспечение государственных
гарантий прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования
в общеобразовательных и дошкольных учреждениях,
а также дополнительного образования
в общеобразовательных учреждениях;
- осуществление государственных
полномочий по расчету и предоставлению
дотаций бюджетам поселений;
- осуществление отдельных
государственных полномочий по
реализации мероприятий по поддержке
сельскохозяйственного производства;
- осуществление полномочий
по первичному воинскому учету на
территориях, где отсутствуют военные
комиссариаты;
- содержание комиссий по делам
несовершеннолетних;
- содержание административных
комиссий;
- ежемесячное денежное вознаграждение
за классное руководство в государственных
и муниципальных образовательных школах;
- выплату компенсаций
части родительской платы за
содержание ребенка в муниципальных
образовательных учреждениях, реализующих
основную общеобразовательную программу
дошкольного образования;