Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 23:25, реферат
Описание работы
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
23)сборов в счет возмещения
фактических расходов, связанных
с совершением консульских действий,
- по нормативу 100 процентов.
В доходах федерального бюджета,
помимо перечисленных в пункте 1 настоящей
статьи, также учитываются:
1)прибыль Центрального
банка Российской Федерации, остающаяся
после уплаты налогов и иных
обязательных платежей, - по нормативам,
установленным федеральными законами;
2)доходы от внешнеэкономической
деятельности;
1.3 Классификация
расходов Федерального бюджета
Расходы федерального
бюджета — это денежные средства, направляемые
для исполнения расходных обязательств
РФ, на финансовое обеспечение задач и
функций государства.
Практически расходы федерального
бюджета — это денежные средства, направляемые
из федерального бюджета на финансирование
затрат общегосударственного характера,
предусмотренных в законе о федеральном
бюджете на соответствующий финансовый
год.
Они выражают экономические
отношения, связанные с распределением
и перераспределением национального дохода,
используемого на общегосударственные
цели.
Расходы федерального бюджета
классифицируют:
1. по экономической роли
в процессе воспроизводства —
на затраты, связанные с финансированием
материального производства и
содержанием непроизводственной
сферы;
2. по функциональному
назначению — на затраты на
содержание аппарата управления,
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий,
обороны страны, правоохранительную
деятельность, фундаментальные исследования
и др.
В составе расходов бюджета
в зависимости от их экономического содержания
выделяют текущие расходы и капитальные
расходы.
Капитальные расходы бюджета
— часть расходов бюджета, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную деятельность.
Сюда включаются статьи расходов,
предназначенных для инвестиций (капитальных
вложений) на воспроизводство основных
фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета —
часть расходов бюджета, обеспечивающая
текущее функционирование органов государственной
власти, бюджетных учреждений, состоящих
на бюджетном финансировании из федерального
бюджета, оказание государственной поддержки
другим бюджетам и отдельным отраслям
экономики в форме дотаций, субсидий и
субвенций на текущее финансирование.
Формирование расходов федерального
бюджета осуществляется в соответствии
с расходными обязательствами РФ, обусловленными
установленным законодательством РФ разграничением
полномочий органов государственной власти.
Расходные обязательства Российской
Федерации возникают в результате:
ü принятия федеральных законов
и (или) нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации при осуществлении
федеральными органами государственной
власти полномочий по предметам ведения
Российской Федерации и (или) полномочий
по предметам совместного ведения, не
отнесенным Федеральным законом от 6 октября
1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
ü заключения Российской Федерацией
или от имени Российской Федерации договоров
(соглашений) при осуществлении федеральными
органами государственной власти полномочий
по предметам ведения Российской Федерации
и (или) полномочий по предметам совместного
ведения, не отнесенным Федеральным законом
"Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации" к полномочиям органов государственной
власти субъектов Российской Федерации;
ü принятия федеральных законов
и (или) нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, предусматривающих
предоставление из федерального бюджета
межбюджетных трансфертов в формах и порядке,
предусмотренных Бюджетным кодексом,
в том числе:
ü субвенций бюджетам субъектов
Российской Федерации на исполнение расходных
обязательств субъектов Российской Федерации
в связи с осуществлением органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
полномочий, подлежащих в соответствии
с Федеральным законом "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
финансовому обеспечению за счет субвенций
из федерального бюджета;
ü субвенций местным бюджетам
на исполнение расходных обязательств
муниципальных образований в связи с наделением
органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями Российской
Федерации.
В соответствии с выполняемыми
функциями государства исключительно
из федерального бюджета финансируются
следующие функциональные виды расходов:
1)обеспечение деятельности
Президента РФ, Федерального Собрания
РФ, Счетной палаты РФ, Центральной
избирательной комиссии РФ, федеральных
органов исполнительной власти
и их территориальных органов,
другие расходы на общегосударственное
управление по перечню, определяемому
при утверждении федерального
закона о федеральном бюджете
на очередной финансовый год;
2) функционирование федеральной
судебной системы;
3) осуществление международной
деятельности в общефедеральных
интересах (финансовое обеспечение
реализации межгосударственных
соглашений и соглашений с
международными финансовыми организациями,
международного культурного, научного
и информационного сотрудничества
федеральных органов исполнительной
власти, взносы Российской Федерации
в международные организации, другие
расходы в области международного
сотрудничества);
4) национальная оборона
и обеспечение безопасности государства,
осуществление конверсии оборонной
промышленности;
5) фундаментальные исследования
и содействие научно-техническому
прогрессу;
6) государственная поддержка
железнодорожного, воздушного и
морского транспорта;
7) государственная поддержка
атомной энергетики;
8)ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных
бедствий федерального масштаба;
9) исследование и использование
космического пространства;
10)содержание учреждений,
находящихся в федеральной собственности
или в ведении органов государственной
власти РФ;
11)формирование федеральной
собственности;
12) обслуживание и погашение
государственного долга РФ;
13) компенсация государственным
внебюджетным фондам расходов
на выплату государственных пенсий
и пособий, других социальных
выплат, подлежащих финансированию
в соответствии с законодательством Российской
Федерации за счет средств федерального
бюджета;
14) пополнение государственных
запасов драгоценных металлов
и драгоценных камней, государственного
материального резерва;
15)проведение выборов
и референдумов Российской Федерации;
16)федеральная инвестиционная
программа;
17)обеспечение реализации
решений федеральных органов
государственной власти, приведших
к увеличению бюджетных расходов
или уменьшению бюджетных доходов
бюджетов других уровней;
18)обеспечение осуществления
отдельных государственных полномочий,
передаваемых на другие уровни
власти;
19)финансовая поддержка
субъектов Российской Федерации;
20) официальный статистический
учет;
21)прочие расходы.
Кроме того, в соответствии
с законодательством РФ средства федерального
бюджета используются совместно со средствами
бюджетов субъектов Федерации и бюджетов
муниципальных образований на финансирование
следующих функциональных видов расходов:
1. государственная поддержка
отраслей экономики (за исключением атомной
энергетики), строительства и строительной
индустрии, сельского хозяйства, автомобильного
транспорта, речного транспорта, связи
и дорожного хозяйства, метрополитенов;
2. обеспечение правоохранительной
деятельности;
3. обеспечение противопожарной
безопасности;
4. научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и проектно-изыскательские
работы, обеспечивающие научно-технический
прогресс;
5. обеспечение социальной защиты
населения;
6. обеспечение охраны окружающей
природной среды, охраны и воспроизводства
природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической
деятельности;
7. обеспечение предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций и стихийных бедствий межрегионального
масштаба;
8. развитие рыночной инфраструктуры;
9. обеспечение развития федеративных
и национальных отношений;
10. обеспечение деятельности
избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации в соответствии с законодательством
РФ;
11. обеспечение деятельности
средств массовой информации;
12. финансовая помощь другим
бюджетам;
13. прочие расходы, находящиеся
в совместном ведении Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований.
1.4 Принципы исполнения
Федерального бюджета
Чтобы осуществить исполнение
бюджета, необходимо его принять законодательно,
поэтому сначала бюджет государства на
финансовый год утверждается Государственной
думой РФ и принимается в виде закона.
Федеральный бюджет имеет две
основные составляющие:
1. доходная часть
– формируется на основе плана поступления
налогов, платежей и неналоговых поступлений
от юридических и физических лиц, являющихся
резидентами и нерезидентами РФ, в соответствии
с налоговым законодательством;
2. расходная часть
– формируется, исходя из планируемых
объемов поступления доходов, и должна
обеспечивать потребности государства
в содержании и развитии всех сфер экономики.
Непосредственно само исполнение
бюджета начинается после его утверждения
законодательными (представительными)
органами власти. Эта стадия бюджетного
процесса имеет своей целью выполнение
доходной и расходной частей бюджетов:
федерального, территориальных, местных
(органов местного самоуправления). Согласно
статье 245 Бюджетного кодекса РФ (БК), "Исполнение
доходов федерального бюджета", исполнение
федерального бюджета по доходам предусматривает:
-перечисление и зачисление
доходов федерального бюджета
на единый счет федерального
бюджета;
-распределение в соответствии
с утвержденным федеральным бюджетом
федеральных регулирующих налогов;
-возврат излишне уплаченных
сумм доходов;
-учет доходов федерального
бюджета и отчетность о доходах
федерального бюджета в соответствии
с бюджетной классификацией РФ.
Важнейшие задачи исполнения
бюджета – обеспечение полного и своевременного
поступления налогов и других платежей,
а также доходов в целом и по каждому источнику,
финансирование мероприятий в пределах
утвержденных по бюджету сумм в течение
того финансового года, на который утвержден
бюджет.
При исполнении бюджета важное
место принадлежит также правильному
и экономически обоснованному распределению
всех видов платежей и ассигнований утвержденного
бюджета, осуществляемому по бюджетной
росписи доходов и расходов, который представляет
собой основной оперативный план распределения
доходов и расходов по подразделениям
бюджетной классификации в форме поквартальной
разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных
ассигнований.
Основной принцип исполнения
бюджета – принцип единства кассы. Он
предусматривает зачисление всех поступающих
доходов и средств заимствования на единый
бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных
расходов и платежей с единого бюджетного
счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется
учреждениями банков, в которых открыты
счета соответствующего бюджета. Бюджеты
всех уровней бюджетной системы РФ исполняются
на основе принципа единства кассы. (Статья
216 БК: Принцип единства кассы).
Органом, осуществляющим управление
исполнением бюджета выступает созданное
в составе Министерства финансов РФ федеральное
казначейство .
Главной задачей казначейства
является организация, осуществление
и контроль за исполнением федерального
бюджета и контроль за исполнение вне
бюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность
прогнозирование объемов государственных
финансовых ресурсов; оперативное управление
ими. Казначейство занимается также сбором,
обработкой и анализом информации о состоянии
бюджетной системы. Совместно с Центральным
Банком органы Казначейства осуществляют
управление и обслуживание государственного
внутреннего и внешнего долга России.
Глава
2. Анализ Федерального бюджета на 2008 -
2010 г.г.
2.1
Общая характеристика Федерального
бюджета
Федеральный
бюджет — составляемая
ежегодно смета (роспись) предстоящих
доходов и расходов государства. В РФ государственный
бюджет составляется правительством,
утверждается и принимается высшими законодательными
органами.
Бюджет 2010 года
спланирован исходя из прогнозируемого
объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей
и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов.
Поступления в доходную часть федерального
бюджета 2010 года спланированы в сумме
6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 713,82 млрд.
рублей), в том числе объем нефтегазовых
доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд.
рублей. При этом расходы федерального
бюджета определены в размере 9 886,9 млрд.
рублей (в 2009 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким
образом, прогнозируемый дефицит федерального
бюджета 2010 года установлен на уровне
2 936,9 млрд. рублей.