Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Право является системой общеобязательных, формально определенных правил поведения общественного характера (норм права), которые в установленном порядке санкционируются или формулируются государством и обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения.
Норма права – это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества вол

Файлы: 1 файл

Толкование курсач.docx

— 65.75 Кб (Скачать файл)

1.3 Основные задачи  толкования норм  права.

Толкование  должно отобразить те представления  и понятия, которые связывал с  данной нормой ее творец. Эти представления  и понятия составляют содержание нормы и в тоже время передают мысль автора. Поэтому задачу толкования можно еще сформулировать, как  «раскрытие содержания нормы», или  «развитие ее содержания», или «выяснение мысли и воли законодателя».

Задача  толкования:

1)  Раскрыть содержание правового акта, то, что выразил в ней законодатель.

2)  Толкование должно обеспечить правильное и одинаковое исполнение толкованной нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможности ошибки, которые могут возникнуть при применении этой нормы.

3)  Оно должно охватить юридическими нормами фактические условия жизни.

4)  Устанавливать действие правового акта. 
 
 

2. Виды толкования  норм права.

2.1 Виды толкования  норм права по  субъектам.

Разъяснение норм права, которое выражается как  в форме официального акта, так  и в форме не имеют формально  обязательного характера рекомендаций и советов, составляет другую сторону  толкования. Толкование – составная  часть применения нормы. Поскольку в качестве правоприминителей выступают и граждане, и юридические лица, и государственные органы, все они являются толкователями норм. Однако юридическое значение результатов толкования разное. Если цивильное или юридическое лицо в меру своего понимания с расчетом собственных интересов должным образом толкует норму, такое толкование не выходит за рамки конкретного правоотношения. Если же толкование нормы дается специально уполномоченным на то государственным органом, то подобное толкование находит особенный авторитет, становиться эталоном право применения.В зависимости от субъектов, которые дают толкование, и обязательности толкования различают официальное и неофициальное толкование.

«Официальное  – разъяснение содержания и цели правовых норм, сформулированное в  специальном акте уполномоченным органом  в рамках его компетенции, и имеющее  юридически обязательную силу для всех, кто применяет, разъяснимте нормы. Например, правом официального толкования Конституции Украины наделен только Конституционный суд. Его толкование общеобязательно, легально (узаконено).

Официальным толкованием занимается узкий специфический  круг участников»[5].

[5]   Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник, Харьков 2000, С- 442

Кроме указанных признаков официальное  толкование характеризуется также  формой и особым порядком осуществления. С точки зрения формы подавляющее  большинство актов официального толкования выражаются в виде письменных документов со всеми их реквизитами. Юридической практике известно весьма ограниченное число случаев устного  официального толкования. Такой характер имеет, например, разъяснение прав и  обязанностей участникам процесса со стороны суда во время рассмотрения гражданских и уголовных дел. Вместе с тем подобные процессуальные действия также фиксируются в  определенных документах (подписка свидетелей, экспертов и т.д.). Аналогичное  значение имеет устное официальное  толкование, осуществляемое должностными лицами во время приема посетителей  по юридическим вопросам (прием граждан  работниками суда, прокуратуры).

Особый  порядок осуществления официального толкования выражается в понятии  право разъяснительного процесса, в  рамках которого формируется акт  толкования. Право разъяснительный  процесс как совокупность определенных стадий формирования официального разъяснения  раскрывает вопрос о причинах и порядке  издания акта толкования, особенностях его регулирующего воздействия  на общественные отношения. Все это  позволяет более четко видеть особенности официального толкования по сравнению с неофициальным.

«Официальное  толкование в свою очередь делится  на нормативное и казуальное.

Нормативное толкование норм права – это разъяснение  действительного содержания нормы  права, имеющей общеобязательное значение при решении всех дел, регулируемых интерпретированной нормой. Это толкование называется нормативным не потому, что оно разъясняет нормы права, а потому, что оно имеет нормативный (обязательный) характер. Как указывается в научной литературе, результаты нормативного толкования являются своеобразными «нормами о нормах», в которых устанавливается, как следует понимать и применять определенные нормы права».[6]

Официальное нормативное толкование можно разделить  на два вида: аутентичное толкование, т.е. официальное разъяснение, исходящее  от органа, установившего данную правовую норму, и легальное толкование, осуществляемое не самими нормотворческими органами, а другими в силу полномочий, полученных от государства. Легальное толкование должно проводиться в рамках компетенции  органа производящего разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые попали под юрисдикцию органа, дающего толкование. Официальное (легальное) толкование основано на научном подходе к изучению действующего права. Для судебной деятельности особо важны разъяснения Верховного Суда по делам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие  руководящие разъяснения, будучи разновидностью легального толкования, даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых  судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении  правосудия, ошибки и неправильные решения. Право на такое толкование имеют Конституционный Суд, Верховный  Суд, Высший арбитражный суд Украины (например, разъяснение Высшего арбитражного суда Украины от 6 августа 1997 г. №02–5/276 «Про некоторые вопросы практики применения Закона Украины «О предпринимательстве»).

В то же время аутентическое толкование – это раскрытие воли законодателя, 

[6] Пастернак  Е.Н. Теория права, Севастополь, 2009 – С. 204

сформулированной  в правовой норме, ее конкретизация. В ряде случаев нормативные акты, которые на практике вызвали неясности  или противоречиво применялись, официально разъясняются путем нормативного толкования самим органом, издавшим этот акт. Например, законы, как правило, разъясняются праламентом. Однако Верховная Рада Украины не имеет права на официальное толкование ею же принятых законов. Согласно статье 147 Конституции Украины, официальное толкование Конституции Украины и законов Украины дает Конституционный Суд Украины. Верховная Рада Автономной Республики Крым разъясняет порядок применения нормативно-правовых актов, ею выданных.

Казуальное  толкование – это такое разъяснение  содержания правовой нормы, которое  дается в связи с рассмотрением  конкретного юридического дела. Такое  толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только дня  данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения  нижестоящих правоприменительных  органов по конкретным юридическим  делам являются неправильными, не соответствуют  закону. Казуальные разъяснения обязательны  только при рассмотрении конкретного  деда. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют  данные нормы права.

Казуальное  толкование бывает судебное и административное.

Судебное  толкование – это разъяснение  смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание  и единообразное применение норм права в деятельности судов. В  ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны, для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

Административное  толкование – это разъяснение  смысла норм права, которое дается исполнительными  органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.

Неофициальное толкование – это разъяснение  смысла правовых норм, которое не носит  обязательного характера. Оно может  даваться любым гражданином или  исходить от общественной организации. Такое толкование необязательно  для тех органов или должностных  лиц, которые применяют нормы  права. Однако неофициальное толкование оказывает им значительную помощь в  практике применения правовых норм. Особое значение для точной и правильной реализации норм права имеют высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного  закона в общественной жизни, о его  практической направленности. Их разъяснения  содействуют глубокому и всестороннему  пониманию смысла закона, повышают уровень правосознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона. Неофициальное толкование разделяется  на: доктринальное, компетентное и повседневное.

Доктринальное (научное) толкование дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных  работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т.д.

Доктринальное разъяснение содержания правовых норм и практики их применения базируется на знании и глубоком понимании закономерностей  правового регулирования, роли права  в организации общественной жизни, в решении конкретных юридических  вопросов. Научные рекомендации помогают официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного развития.

Компетентное (профессиональное) толкование дается юристами-специалистами. Критерием  выделения этого вида толкования служит не степень знания права, а  профессиональная деятельность. Например, толкование, осуществленное прокурором или адвокатом в судебном процессе. Его результаты не обязательны для  суда, однако необходимость деятельности этих участников процесса закреплена нормативно.

Повседневное (бытовое) толкование дается гражданами. Его точность зависит от уровня правосознания  субъекта. Знание его для право  приминителя деятельности складывается в проявлении правового сознания широкого круга субъектов права. Причем от характера такого «жизненного» толкования много в чем зависит состояние, потому что оно является причиной деятельности граждан, их правомерного поведения.

2.2 Виды толкования  норм права по  объему их содержания.

Использование разных способов толкования позволяет  интерпретатору правильно и полно  определить волю законодателя, вложенную  в текст нормативного акта. Но для  юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения смысла темы с ее текстуальным выражением, то есть толкование по объему. Оно является логическим продолжением и завершением выяснения содержания правовых норм. Основание для постановки вопроса про объем толкования закона является то, что в ряде случаев в результате выяснения данной нормы оказывается, что содержание ее уже или шире ее текстуального выражения. Единство речи и мышления, слова и понятия не означает их тождественности. Это порождает неминуемость не только буквального, но и в отдельных случаях расширенного и ограниченного толкования. Толкование правовых норм по объему не носит самостоятельного характера и является последствием других приемов толкования норм права.

Различают три вида толкования по объему:

Буквальное (адекватное) толкование-разъяснение, при котором содержание (смысл) нормы  права полностью соответствует  буквальному тексту. При идеальной  системе законодательства как источника  права, который точно выражает намерение  и мысли законодателя, текст закона подлежит буквальному толкованию.

При распространительном  толковании содержание толкуемой нормы  является шире ее текстуального выражения. Например, действительный смысл понятия  «утрата», содержащегося в Законе Украины «О залоге», надо понимать более  широко, чем буквальное значение этого  слова: это гибель саморазрушение, и  все иные случаи приостановки существования  данного предмета. Или другой пример: «Судьи независимы и подчиняются  только закону» – это нормативное  предписание не указывает на народных заседателей, однако на них, как и  на судей, распространяется принцип  независимости.

Ограничительное толкование – это толкование, при  котором действительное содержание правовой нормы устанавливается  уже ее текстуального выражения. Например, согласно Закону Украины  о браке и семье «совершеннолетние  дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей, которые нуждаются в  помощи, и заботиться о них», однако эта обязанность не может распространяться на детей, хотя и совершеннолетних, но не работоспособных.

Ограничительные и распространительные виды толкования применяются как исключения, когда  мысль законодателя не получила в  тексте нормативного акта адекватное воплощение (или текст устаревает в связи с развитием общественных отношений). Эти виды могут возникать, когда законодатель употребляет термин или выражение более широкого или узкого объема по сравнению с объемом понятия, которое брал во внимание.

Распространительное или ограничительное толкование может вытекать из системности норм права. Эти виды толкования не могут  употребляться, если это приведет к  ухудшению правового положения  лица, в отношении которого выносится  акт применения правовой нормы. Не допускается  также:

1)  Распространительное толкование исчерпывающих перечней;

2)  Ограничительное толкование незаконченных перечней;

3)  Распространительное толкование санкций;

4)  Распространительное толкование положений, которые составляют исключения из общего правила и др.

2.3 Основные функции  толкования норм  права.

Информация о работе Толкование норм права