Внебюджетные фонды государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика и правовой статус государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов
Глава 2. Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов
2.1 Пенсионный фонд
2.2 Фонд социального страхования
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бюджетная система.docx

— 32.57 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

1. Общая характеристика  и правовой статус государственных  внебюджетных фондов

 

1.1 Понятие и классификация  государственных внебюджетных фондов

 

Глава 2. Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов

 

2.1 Пенсионный фонд

 

2.2 Фонд социального страхования

 

2.3 Фонд обязательного  медицинского страхования

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия  на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством  экономических форм - доходов и  расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости  общественного продукта. Доходы и  расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой  деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей. Именно с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального  дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого  перераспределения средств, как  бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Переход к рыночной экономике  сопровождался формированием принципиально  новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в  настоящее время внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов  власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных  фондов или особых счетов задолго  до возникновения бюджета. Государственная  власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением централизованного  государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения  различных фондов был создан государственный  бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды в  финансовой системе России созданы  в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются  федеральным и региональными  органами государственной власти и  органами местного самоуправления для  аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению - на государственное  социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и  социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные  и местные внебюджетные фонды  являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных  финансов.

Внебюджетные фонды - это  своеобразная форма аккумуляции  перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных  потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ - на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления - на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.)

Внебюджетные фонды имеют  строго целевое назначение и управляются  автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого  назначения. В третью входят различные  внебюджетные фонды территориального назначения. (19, с. 88)

Государственные внебюджетные фонды первой группы.

В первую группу входит также  Республиканский фонд социальной поддержки  населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91. В отличие от предыдущих четырёх фондов, формируемых в  основном за счёт обязательных страховых  взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счёт добровольных и иных поступлений.

Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются  за счёт постоянного источника - обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд - ещё и  взносов работников. Тарифы устанавливаются  Федеральным собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению  с налогами. Сроки уплаты страховых  взносов, как правило, один раз в месяц.

Каждый из государственных  внебюджетных фондов является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением  фонда. Кроме того, как финансово-кредитное  учреждение внебюджетный фонд может  выступать на финансовом рынке в  качестве инвестора, приобретая государственные  ценные бумаги с целью получения  дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения создаются  на федеральном уровне для финансирования затрат на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (НИОКР), стабилизацию и развитие хозяйственной  отрасли, социальное и материально-техническое  обеспечение отдельных ведомств.

Территориальные внебюджетные фонды отличаются названиями, определяющими их целевую направленность, но суть их одна: 1) аккумулировать некоторые неналоговые доходы на специальных счетах, открываемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в банковских учреждениях; 2) расходовать средства по своему усмотрению в соответствии с положением о данном фонде.

Наиболее распространены территориальные фонды социальной поддержки населения, функционирующие  под руководством соответствующих  органов исполнительной власти и  органов социальной защиты населения, а также фонды развития жилищного строительства.

Государственными внебюджетными  фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

 

2.1 Пенсионный  фонд

Пенсионный фонд России (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, подотчетным Правительству  РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России.

 

Страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ не являются налоговыми платежам, поэтому размер взносов, плательщики, порядок оплаты, льготы и штрафные санкции устанавливаются специальным (неналоговым) законодательством. Поэтому, в частности, к взносам в Пенсионный Фонд РФ не могут применяться нормы  закона РФ “Об основах налоговой  системы в РФ” и иных законодательных  актов о налогах.

Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций в пенсионной системе:

сбор и аккумуляция  страховых взносов от плательщиков в соответствии со страховыми тарифами, принятыми в законодательном  порядке;

финансирование выплаты  пенсий.

В большинстве регионов РФ назначение и выплата пенсий проводятся учреждениями социальной защиты населения, которые получают средства от Пенсионного  фонда и доводят их до пенсионеров. Выплата пенсий осуществляется путем  их доставки в форме наличности или  путем перевода на счета пенсионеров в банках.

ПФР и его денежные средства находятся в государственной  собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в  состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат. Средства ПФР формируются  за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов;

страховых взносов иных категорий  работающих граждан;

ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению  гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных  пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;

средств, возмещаемых ПФР  Государственным фондом занятости  населения Российской Федерации  в связи с назначением досрочных  пенсий безработным;

средств, взыскиваемых с  работодателей и граждан в  результате предъявления регрессных требований;

добровольных взносов (в  том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также  доходов от капитализации средств  ПФР и других поступлений.

С введением в государственную систему пенсионного обеспечения так называемых социальных пенсий и провозглашением права на создание негосударственных пенсионных систем возникли предпосылки для развития трехуровневой пенсионной системы. (4, с. 2)

В настоящее время в  Российской Федерации предоставляются  трудовые и социальные пенсии. Сфера  распространения социальных пенсий ограничивается и достаточно длительное время будет ограничиваться социально-экономическим развитием общества в прошлом, которое характеризовалось полной занятостью трудоспособного населения и правом практически каждого нетрудоспособного гражданина на трудовую пенсию за свой (или кормильца) стаж работы.

В настоящее время происходит переход к трёхуровневой системе  пенсионного обеспечения: (3, с. 4)

1) базовая часть формируется  за счёт 14 % от фонда оплаты  труда. Эта сумма поступает  в федеральный бюджет, а затем  в Пенсионный фонд РФ и используется  для выплаты социальной пенсии  и базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений  федеральный бюджет компенсирует  образующийся дефицит;

2) страховая часть пенсии (11--14 % от фонда оплаты труда)  поступает сразу в Пенсионный  фонд РФ. Она используется для  выплаты условно-накопительной части  трудовой пенсии, размер которой  зависит от стажа работы, платежей  пенсионера в Пенсионный фонд  РФ, средней величины заработной  платы по стране;

3) накопительная часть  пенсии (2-6 % от фонда оплаты труда)  поступает на специальный индивидуальный  счёт работника. Будущий размер  выплат зависит от взносов  работника и дохода от инвестирования  накопительной части пенсии.

Кроме того, работник (или  работодатель) могут добровольно  делать взносы в негосударственные  пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.

Общее руководство Пенсионным фондом осуществляется Правлением, оперативное  управление - исполнительной дирекцией. Органами оперативного управления в  субъектах федерации являются отделения  РФ, а в городах и районах - уполномоченные отделения.

В большинстве субъектов  РФ назначение и выплата пенсий производятся органами социальной защиты населения, которые средства ПФ доводят до пенсионеров  через отделения федеральной  почтовой связи или путём перевода на счетах пенсионеров, открытых в основном в филиалах Сбербанка РФ. В семи субъектах РФ в порядке эксперимента организована единая пенсионная служба, где и назначение и выплата пенсий проводятся отделениями Пенсионного фонда.

Аккумуляция и перераспределение  средств ПФ проходит по следующему маршруту: страховые взносы собираются на счетах отделений, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. На федеральном уровне Правление  ПФ и его исполнительная дирекция прогнозирует и устанавливает объёмы перераспределение средств между  регионами для сбалансированности доходов и расходов с учётом обеспечения  неснижаемого остатка на счетах и  оптимизации сумм в пути.

 

2. Фонд социального страхования

ФСС является специализированным финансово-кредитным учреждением и его деятельность непосредственно связана с ведением лицевых счетов предприятий и организаций - страхователей, осуществлением расчетов с ними при формировании доходной и расходной частей Фонда.

Информация о работе Внебюджетные фонды государства