Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 16:39, курсовая работа
Ускоренный переход к рыночным отношениям в России в начале 90-х годов XX века привел к глубокому кризису, который поразил почти все отрасли и сферы экономики. Рыночный механизм обнаружил скрытые проблемы до этого времени. Базовые отрасли экономики требовали расширения и восстановления основных производственных фондов, а некоторые отрасли промышленности необходимо было возобновлять. Конечно, все это вызвало: повышение кризиса в финансовой области, увеличение дефицита бюджетов, высокий уровень инфляции, рост внутреннего и внешнего долга страны, а при всем этом упал жизненный уровень населения, преимущественно социально незащищенных слоев. Разом возросло число нуждающихся в социальной защите, а именно пенсионеров, безработных, многодетных семей, инвалидов и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
1.2. Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи 10
Выводы 16
2. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 17
2.1. Роль социальных государственных внебюджетных фондов 17
2.2. Влияние экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику 27
Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
1.2. Виды внебюджетных фондов,
их классификация, источники формирования
и задачи
Выводы
2. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В
РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-
2.1. Роль социальных государственных внебюджетных фондов 17
2.2. Влияние экономических
и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую
политику
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Ускоренный переход к рыночным отношениям в России в начале 90-х годов XX века привел к глубокому кризису, который поразил почти все отрасли и сферы экономики. Рыночный механизм обнаружил скрытые проблемы до этого времени. Базовые отрасли экономики требовали расширения и восстановления основных производственных фондов, а некоторые отрасли промышленности необходимо было возобновлять. Конечно, все это вызвало: повышение кризиса в финансовой области, увеличение дефицита бюджетов, высокий уровень инфляции, рост внутреннего и внешнего долга страны, а при всем этом упал жизненный уровень населения, преимущественно социально незащищенных слоев. Разом возросло число нуждающихся в социальной защите, а именно пенсионеров, безработных, многодетных семей, инвалидов и т.д.
Нехватка бюджетных средств в социальной сфере, связанная с дефицитом бюджета; резким сокращением возможностей граждан; снижением доходов социально-уязвимых групп граждан (пенсионеров, инвалидов) вызвала необходимость реформирования системы социального страхования, обеспечения и социальных гарантий.
При непростом финансовом состоянии экономики, дефиците бюджетов, ограниченности финансовых ресурсов, многообразии форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, обусловливающих применение новых методов перераспределения финансовых ресурсов, возникает необходимость создания, наряду с бюджетными, других источников финансирования различных мероприятий государственного значения – внебюджетных фондов.
В финансовой системе государства внебюджетные фонды имеют значимую роль, так как они решают стоящие задачи перед экономикой, например: по обеспечению подъема производства, социальной защите населения и укреплению его здоровья, преодолению временной неустойчивости экономики и кризисных явлений. Решение таких задач требует актуальных финансовых ресурсов. Вдобавок образуется необходимость их объединения на государственном и региональном уровнях, так как планируемые мероприятия отвечают общегосударственным и региональным социально-экономическим интересам.
Государственные внебюджетные фонды в структуре финансовой системы страны относятся к подсистеме публичных (или общегосударственных) финансов, а негосударственные внебюджетные фонды – к звеньям финансов субъектов хозяйствования.
Государственные внебюджетные фонды включаются в состав сектора государственного управления. Основной функцией этих фондов является осуществление государственных программ социального обеспечения населения страны. Регулируя социальные пропорции, государство через внебюджетные фонды создает условия для поддержания здоровья и работоспособности, воспроизводства рабочей силы, пенсионного обеспечения, занятости населения, содержания нетрудоспособных граждан, отдыха. Из этого следует, что государство способствует удовлетворению социальных потребностей и сочетанию интересов различных слоев населения.
Внебюджетные фонды рассматриваются как совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов власти и имеют целевое назначение. Для повышения жизненного уровня населения очень важно приемлемое формирование и расходование средств этих фондов. Следовательно, одной из актуальных проблем в современных условиях России является определение перспектив развития внебюджетных фондов.
В России основные принципы социального страхования реализуются через Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также негосударственные пенсионные фонды.
Разнообразие фондов обусловливает их сложные многоступенчатые связи с исполнительными органами власти, другими звеньями финансовой системы и населением. В настоящее время изучение этих связей особенно актуально.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов.
В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:
- раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды»;
- рассмотреть источники формирования и классификацию внебюджетных фондов;
- изучить особенности социальных внебюджетных фондов и их роль;
- рассмотреть влияние экономических и отраслевых фондов на социально-экономическую политику.
Предметом исследования является внебюджетные фонды социального, экономического и отраслевого назначения и механизм их функционирования.
Объектом исследования являются внебюджетные фонды как инструмент реализации социально-экономических задач государства.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении рассмотрены
пути создания, а также определены
основная цель и задачи
В первой главе
рассмотрено понятие
Во второй главе изучены особенности социальных, экономических и отраслевых фондов, а также рассмотрена их роль в решении социально-экономических задач.
В заключении подведены
итоги о внебюджетных фондах,
их развитии, а также недостатков
социальных государственных
Роль внебюджетных фондов рассматривали следующие авторы: Вафин Э.А., Ржевская М.А., Шуляк П.Н, Мигунова М.И. и другие.
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов
В мировой экономики до возникновения единого централизованного денежного фонда государства, то есть государственного бюджета внебюджетные фонды образовались в виде особых фондов и специальных счетов. Эти фонды были предназначены для особых целей и носили мимолетный характер. Со временем они развивались и их количество росло.
Образовывались предназначенные финансовые неудобства благодаря множественности целевых фондов (в одних был избыток средств, в других - недостаток) и это все требовало дополнительных расходов на управление. В итоге, все эти ситуации привели к стандартизации целевых внебюджетных фондов, а потом к созданию государственного бюджета в конце XVII века.
Понятие «внебюджетные фонды» в экономической литературе излагают по-разному.
Профессор В.П. Петров
по экономической природе
Профессор В.В. Карчевский говорил, что сущность внебюджетных фондов заключается в объединение экономических перераспределительных отношений, которые возникают в ходе движения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований и которые имеют целевые источники формирования и направления использования.2
По мнению профессора
В.В. Ковалева, внебюджетные фонды
это особая форма
Тем не менее, при переходной экономики и функционировании различных форм собственности создается необходимость более обширного толкования внебюджетных средств. В связи с этим многие специалисты описывают внебюджетные фонды как резервы, куда входят денежные и другие виды средств всех форм владения, а также расходование которых не регламентировано законодательным бюджетом.
Некоторые государственные внебюджетные фонды аккумулируют средства, адекватные бюджетным, поэтому их внебюджетность формальна и необоснованна. Если рассмотреть внебюджетные фонды с позиции внебюджетных средств, то средства различных общественных и некоммерческих организаций (например, благотворительных фондов) следует приписывать к внебюджетные фондам.
В Большом экономическом
словаре внебюджетный фонд
К внебюджетным фондам относятся фонды, образующиеся по решению органов разного уровня помимо соответственных бюджетов.
Внебюджетные фонды должны обязательно иметь целевой характер. Из этого следует, что источники доходов фондов в большой мере образуются из платежей, которые имеют целевое назначение, т.е. средства, направляемые для строительства и ремонта дорог; поступления, использующиеся на природоохранные мероприятия и т.д. Также образуются из платежей, которые предназначены к начислению во внебюджетные фонды в законном порядке или в форме добровольных взносов.3
Все вышеперечисленные определения ограничивают понятие внебюджетных фондов только одной их разновидностью – государственными внебюджетными фондами.
В иных изданиях дается более полное определение понятия «внебюджетные фонды». Как считал Л.А.Ермак, что «внебюджетные - все денежные фонды (за исключением бюджетов), возникающие в результате перераспределения первичных доходов».
По заключению Н.П. Баранникова,
«внебюджетные фонды – фонды, которые
являются специальными функциональными
бюджетами, отличие лишь в том, что простые
бюджеты действуют в административно-
Эти определения внебюджетных фондов отражают их финансовую сущность.
Профессор С.И. Лушин
дает понятие внебюджетных фондов как
самостоятельных финансово-кредитных
учреждений и организаций, которые имеют
статус юридического лица и не зависят
в экономическом и правовом отношении
от федерального бюджета и бюджетов административно-
Следует иметь в виду, что Бюджетный кодекс РФ является законодательным актом России в области государственных финансов.
В Бюджетном кодексе представлено следующее понятие внебюджетных фондов: "Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное страхование ".6
Сущность внебюджетных фондов можно рассматривать с различных позиций. Э.А.Вафин, Н.С.Журкина и Н.З.Капкаева рассматривают сущность с двух позиций: с экономической и с организационно-правовой точки зрения.
Если рассматривать с точки зрения экономической категории, то внебюджетные фонды это особенная форма перераспределения и расходования финансовых ресурсов с целью финансирования социальных и экономических потребностей общества.
Как финансовая категория, внебюджетные фонды являются системой денежных отношений, которые связаны с перераспределением национального дохода, так как с помощью них формируются и расходуются фонды денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, научно-технических и социальных условий, а также создания благоприятного климата для развития бизнеса и общеэкономического развития.
Внебюджетным фондам характерны общие и специфические черты как особой форме финансовых отношений, объясняющие их разнообразие и развитие.
С организационно-правовой
точки зрения, внебюджетные фонды
– это специализированные