Внебюджетные фонды как инструмент реализации социально-экономических задач государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Ускоренный переход к рыночным отношениям в России в начале 90-х годов XX века привел к глубокому кризису, который поразил почти все отрасли и сферы экономики. Рыночный механизм обнаружил скрытые проблемы до этого времени. Базовые отрасли экономики требовали расширения и восстановления основных производственных фондов, а некоторые отрасли промышленности необходимо было возобновлять. Конечно, все это вызвало: повышение кризиса в финансовой области, увеличение дефицита бюджетов, высокий уровень инфляции, рост внутреннего и внешнего долга страны, а при всем этом упал жизненный уровень населения, преимущественно социально незащищенных слоев. Разом возросло число нуждающихся в социальной защите, а именно пенсионеров, безработных, многодетных семей, инвалидов и т.д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 6
1.2. Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи 10
Выводы 16
2. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 17
2.1. Роль социальных государственных внебюджетных фондов 17
2.2. Влияние экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику 27
Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 89.81 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ                         6

     1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов                6

     1.2. Виды внебюджетных фондов, их классификация, источники формирования и задачи                                                                                         10

     Выводы                                                                                                              16

2. РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В  РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЗАДАЧ                                                                               17

     2.1. Роль социальных государственных внебюджетных фондов                 17

     2.2. Влияние экономических и отраслевых внебюджетных фондов на социально-экономическую политику                                                                 27

     Выводы                                                                                                              31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                      32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                               34

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                     36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Ускоренный переход к рыночным отношениям в России в начале 90-х годов XX века привел к  глубокому кризису, который поразил почти все отрасли и  сферы экономики. Рыночный механизм обнаружил скрытые проблемы до этого времени. Базовые отрасли экономики требовали расширения и восстановления основных производственных фондов, а некоторые отрасли промышленности необходимо было возобновлять. Конечно, все это вызвало: повышение кризиса в финансовой области, увеличение дефицита бюджетов, высокий уровень инфляции, рост внутреннего и внешнего долга страны, а при всем этом упал жизненный уровень населения, преимущественно социально незащищенных слоев. Разом возросло число нуждающихся в социальной защите, а именно пенсионеров, безработных, многодетных семей, инвалидов и т.д.

     Нехватка бюджетных средств в социальной сфере, связанная с дефицитом бюджета; резким сокращением возможностей граждан; снижением доходов социально-уязвимых групп граждан (пенсионеров, инвалидов) вызвала необходимость реформирования системы социального страхования, обеспечения и социальных гарантий.

     При непростом финансовом состоянии экономики, дефиците бюджетов, ограниченности финансовых ресурсов, многообразии форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, обусловливающих применение новых методов перераспределения финансовых ресурсов, возникает необходимость создания, наряду с бюджетными, других источников финансирования различных мероприятий государственного значения – внебюджетных фондов.

   В финансовой системе государства внебюджетные фонды имеют значимую роль, так как они решают стоящие задачи перед экономикой, например:  по обеспечению подъема производства, социальной защите населения и укреплению его здоровья, преодолению временной неустойчивости экономики и кризисных явлений. Решение таких задач требует актуальных финансовых ресурсов. Вдобавок образуется необходимость их объединения на государственном и региональном уровнях, так как планируемые мероприятия отвечают общегосударственным и региональным социально-экономическим интересам.

     Государственные внебюджетные фонды в структуре финансовой системы страны относятся к подсистеме публичных (или общегосударственных) финансов, а негосударственные внебюджетные фонды – к звеньям финансов субъектов хозяйствования.

     Государственные внебюджетные фонды включаются в состав сектора государственного управления. Основной функцией этих фондов является осуществление государственных программ социального обеспечения населения страны. Регулируя социальные пропорции, государство через внебюджетные фонды создает условия для поддержания здоровья и работоспособности, воспроизводства рабочей силы, пенсионного обеспечения, занятости населения, содержания нетрудоспособных граждан, отдыха. Из этого следует, что государство способствует удовлетворению социальных потребностей и сочетанию интересов различных слоев населения.

     Внебюджетные фонды рассматриваются как совокупность финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государственных органов власти и имеют целевое назначение. Для повышения жизненного уровня населения очень важно приемлемое формирование и расходование средств этих фондов. Следовательно, одной из актуальных проблем в современных условиях России является определение перспектив развития внебюджетных фондов. 

     В России основные принципы социального страхования реализуются через Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также негосударственные пенсионные фонды.

     Разнообразие фондов обусловливает их сложные многоступенчатые связи с исполнительными органами власти, другими звеньями финансовой системы и населением. В настоящее время изучение этих связей особенно актуально.

     Целью курсовой работы является рассмотрение  сущности государственных внебюджетных фондов.

     В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:

- раскрыть сущность понятия «внебюджетные фонды»;

- рассмотреть источники формирования и классификацию внебюджетных фондов;

- изучить особенности социальных внебюджетных фондов и их роль;

- рассмотреть влияние экономических и отраслевых фондов на социально-экономическую политику.

     Предметом исследования является внебюджетные фонды социального, экономического и отраслевого назначения и механизм их функционирования.

     Объектом исследования являются внебюджетные фонды как инструмент реализации социально-экономических задач государства.

     Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

     Во введении рассмотрены  пути создания, а также определены  основная цель и задачи курсовой  работы.

     В первой главе  рассмотрено понятие внебюджетных  фондов с разных точек зрения, охарактеризована социально-экономическая  сущность фондов. Также приведена их классификация, определены функции и роль внебюджетных фондов.

     Во второй главе  изучены особенности социальных, экономических и отраслевых фондов, а также рассмотрена их роль в решении социально-экономических задач.

     В заключении подведены  итоги о внебюджетных фондах, их развитии, а также недостатков  социальных государственных внебюджетных  фондах.

     Роль внебюджетных фондов рассматривали следующие авторы: Вафин Э.А., Ржевская М.А., Шуляк П.Н, Мигунова М.И. и другие.


  1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

1.1. Социально-экономическая  сущность внебюджетных фондов

     В мировой экономики до возникновения единого централизованного денежного фонда государства, то есть государственного бюджета внебюджетные фонды образовались в виде особых фондов и специальных счетов. Эти фонды были предназначены для особых целей и носили мимолетный характер. Со временем они развивались и их количество росло.     

     Образовывались предназначенные финансовые неудобства благодаря множественности целевых фондов (в одних был избыток средств, в других - недостаток) и это все требовало дополнительных расходов на управление. В итоге, все эти ситуации привели к стандартизации целевых внебюджетных фондов, а потом к созданию государственного бюджета в конце XVII века.

     Понятие «внебюджетные фонды» в экономической литературе излагают по-разному.

     Профессор В.П. Петров  по экономической природе считал, что  внебюджетные фонды  - государственные  денежные доходы и расходы  которые имеют целевое назначение, например пенсионный фонд, фонд  социального страхования, фонд ликвидации  ветхого жилья, дорожный фонд  и т.д. 1

     Профессор В.В. Карчевский говорил, что  сущность внебюджетных фондов заключается в  объединение экономических перераспределительных отношений, которые возникают в ходе движения финансовых ресурсов государства и муниципальных образований и которые имеют  целевые источники формирования и направления использования.2

     По мнению профессора  В.В. Ковалева, внебюджетные фонды  это особая форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов  для финансирования определенных  социально-экономических потребностей  общегосударственного (регионального) значения. Другие авторы внебюджетные фонды рассматривают как специализированные фонды денежных средств государства, которые имеют целевое назначение и не входят в состав государственного бюджета.

     Тем не менее, при переходной экономики и функционировании различных форм собственности создается необходимость более обширного толкования внебюджетных средств. В связи с этим многие специалисты описывают внебюджетные фонды как резервы, куда входят денежные и другие виды средств всех форм владения, а также расходование которых не регламентировано законодательным бюджетом.

      Некоторые государственные внебюджетные фонды аккумулируют средства, адекватные бюджетным, поэтому их внебюджетность формальна и необоснованна. Если рассмотреть внебюджетные фонды с позиции внебюджетных средств, то средства различных общественных и некоммерческих организаций (например, благотворительных фондов) следует приписывать к внебюджетные фондам.

     В Большом экономическом  словаре внебюджетный фонд определен  как «фонд денежных средств, который не входит в бюджетную систему».

     К внебюджетным фондам относятся фонды, образующиеся по решению органов разного уровня помимо соответственных бюджетов.

     Внебюджетные фонды должны обязательно иметь целевой характер. Из этого следует, что источники доходов фондов в большой мере образуются из платежей, которые имеют целевое назначение, т.е. средства, направляемые для строительства и ремонта дорог; поступления, использующиеся на природоохранные мероприятия и т.д. Также образуются из платежей, которые предназначены к начислению во внебюджетные фонды в законном порядке или в форме добровольных взносов.3

     Все вышеперечисленные определения ограничивают понятие внебюджетных фондов только одной их разновидностью – государственными внебюджетными фондами.

      В иных изданиях дается более полное определение понятия «внебюджетные фонды». Как считал Л.А.Ермак, что «внебюджетные - все денежные фонды (за исключением бюджетов), возникающие в результате перераспределения первичных доходов».

     По заключению Н.П. Баранникова, «внебюджетные фонды – фонды, которые являются специальными функциональными бюджетами, отличие лишь в том, что простые бюджеты действуют в административно-территориальных рамках, а внебюджетные фонды функционируют в границах определенных функций».4

      Эти определения внебюджетных фондов отражают их финансовую сущность.

     Профессор С.И. Лушин  дает понятие внебюджетных фондов как самостоятельных финансово-кредитных учреждений и организаций, которые имеют статус юридического лица и не зависят в экономическом и правовом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений. Это определение является ограниченным, так как отражает лишь организационно-правовую сущность.5

     Следует иметь в  виду, что Бюджетный кодекс РФ является законодательным актом России в области государственных финансов.

      В Бюджетном кодексе представлено следующее понятие внебюджетных фондов: "Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное страхование ".6

     Сущность внебюджетных фондов можно рассматривать с различных позиций. Э.А.Вафин, Н.С.Журкина и Н.З.Капкаева рассматривают сущность с двух позиций: с экономической и с организационно-правовой точки зрения.

     Если рассматривать с точки зрения экономической категории, то внебюджетные фонды это особенная форма перераспределения и расходования финансовых ресурсов с целью финансирования социальных и экономических потребностей общества.

     Как финансовая категория, внебюджетные фонды являются  системой денежных отношений, которые  связаны с перераспределением  национального дохода, так как  с помощью них формируются  и расходуются фонды денежных средств для обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, научно-технических и социальных условий, а также создания благоприятного климата для развития бизнеса и общеэкономического развития.

     Внебюджетным фондам характерны общие и специфические черты как особой форме финансовых отношений, объясняющие их разнообразие и развитие.

     С организационно-правовой  точки зрения, внебюджетные фонды  – это специализированные учреждения  некоммерческого характера, аккумулирующие  государственные и негосударственные  финансовые ресурсы и использующие  их на финансирование определенных  целевых программ экономического и социального назначения.

Информация о работе Внебюджетные фонды как инструмент реализации социально-экономических задач государства