Внешний государственный долг РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Многих людей волнует проблема долгового бремени нашей страны. Во времена Горбачева-Ельцина наша страна активно занимала деньги на западе. Как оказалось, они нам не пошли впрок. Теперь, когда экономика России наконец стала подниматься, высказываются опасения, не помешает ли долговая проблема экономическому росту. Особую тревогу вызывает 2003 год, когда придется выплачивать зарубежным кредиторам около 19 млрд. долларов

Содержание работы

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
1. История государственного долга- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
2. Внешний государственный долг РФ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
2.1. Понятие государственного долга - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
2.2. Оценка емкости государственных долговых обязательств - - - - 5
2.3. Рынок внешнего долга РФ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
2.4. Ценообразование - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9
2.5. Влияние внешнего долга на национальную экономику - - - - - - 10
2.6. Современная ситуация на рынке государственного долга - - - - 12
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20

Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 25

Файлы: 1 файл

Курсовая - экономика - внешний гос долг РФ.DOC

— 391.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

Введение  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2

1. История государственного долга- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2

2. Внешний государственный долг РФ  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4

2.1. Понятие государственного  долга  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4

2.2. Оценка  емкости государственных долговых  обязательств  - - - - 5

2.3. Рынок  внешнего долга РФ   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6

2.4. Ценообразование   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9

2.5. Влияние  внешнего долга на национальную  экономику - - - - - - 10

2.6. Современная  ситуация на рынке государственного  долга - - - - 12

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20

Приложение   - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20

Прогноз на 2002 год - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20

Статистические данные  - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 21

Список  литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 25

 

 

Введение

 

 

Многих людей  волнует проблема долгового бремени нашей страны. Во времена Горбачева-Ельцина наша страна активно занимала деньги на западе. Как оказалось, они нам не пошли впрок. Теперь, когда экономика России наконец стала подниматься, высказываются опасения, не помешает ли долговая проблема экономическому росту. Особую тревогу вызывает 2003 год, когда придется выплачивать зарубежным кредиторам около 19 млрд. долларов.

Неожиданно  для многих Россия приняла решение  о досрочном погашении долгов перед МВФ в размере 2,7 млрд. долларов. Возможно, это решение говорит о принципиально новой стратегии государства. Раньше мы деньги активно занимали, а теперь ускоренными темпами избавляемся от бремени  государственного внешнего долга.

 

1. История государственного долга

 

 

Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина 2 сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-е займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб. На графике отражена динамика государственного долга Российской империи в начале ХХ в.: сумма задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем стабилизировалась.

 

 


годы

млрд. руб.

1900

5,5

1901

5,6

1902

5,7

1903

5,8

1904

5,9

1905

6,4

1906

7,2

1907

8,2

1908

8,3

1909

8,5

1910

8,6

1911

8,5

1912

8,2

1913

8,1

1914

8,0


 

 

На протяжении всего XIX в. и в начале ХХ в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и др.), доходную часть второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции монарха и министерства финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему определялись по решению правительства. По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей – около 2/3 всего рынка.

В 1906 году в Основном законе числилась  статья 114: «При обсуждении государственной  росписи не подлежат исключению или  сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам». Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка – платить вовремя и полностью. Российское правительство в результате длительных  усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.

 

2. Внешний государственный долг  РФ

 

2.1. Понятие государственного долга

 

 

Общая сумма обязательств государства  по выпущенным и непогашенным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям, представляет собой государственный долг.

В зависимости  от рынка размещения, валюты и других характеристик государственный  долг делится на внешний и внутренний. К первому относятся кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках. Ко второму относятся кредиты от национальных банков, государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Внутренний государственный долг регулируется законом «О государственном долге Российской Федерации».

 

 

2.2. Оценка емкости государственных долговых обязательств

 

 

Официальные подходы и оценки емкости рынка государственных долговых обязательств, если таковые существуют, не опубликованы ни в каких источниках. Поэтому, при оценке емкости рынка возможны два принципиальных подхода.

Первый направлен  на получение абсолютных, второй – относительных (индикативных) оценок емкости рынка.

Абсолютные  оценки могут быть получены на базе анализа состояния и динамики следующих экономических параметров:

  • доход субъектов экономики, в итоге агрегируемых в ВВП;
  • ликвидности субъектов экономики, получающей обобщенное выражение в денежных агрегатах, или, как вариант, в ресурсах кредитной системы.

 

Относительные оценки, дающие представление  об использованных и резервных возможностях рынка, могут базироваться на состоянии  следующих показателей:

  • величины и динамики относительной доходности рыночных инструментов государственного долга. Базовыми для истечения показателей относительной доходности инструментов государственного долга должны выступать уровень рационально ожидаемой инфляции, а также уровень ставок по кредитным и депозитным со сроком, аналогичным периоду обращения инструментов государственного долга.
  • динамики коэффициента прироста государственного долга к приросту объема заимствований:

КПД= (К –  В)/К

 

где КПД – коэффициент прироста долга,

К – объем заимствований,

В – объем средств, возвращенных кредиторам.

  • Динамики портфеля Банка России в общем объеме государственного долга.

 

 

2.3. Рынок внешнего долга РФ

 

 

Никто не мог предположить, что  в 1990-х годах Россия окажется в весьма неприглядном положении ненадежного должника, вынужденного просить отсрочки по непосильным для неё долговым платежам, и что проблема управления внешним долгом станет постоянной заботой ее экономических и финансовых органов в течение следующего десятилетия. С одной стороны, подтвердились опасения ненадежной платежеспособности наших должников, а с другой – по ряду причин оказалось невозможным избежать быстрого нарастания валютной задолженности западным кредиторам. Связано это было в основном с дефицитностью платежного баланса и государственного бюджета, ухудшением ценовых условий внешней торговли, общим сокращением тварного экспорта и поставок военной техники.

После распада СССР в  конце 1991 года России в срочном порядке  пришлось взять на себя долговые обязательства  перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с 29 млрд. долл. (50% экспорта) в 1993 г. до 119 млрд. долл. (260% экспорта) в 1994 году.

Приняв на себя все  внешние долги, Россия по условиям «нулевого  варианта» стала одновременно правопреемником  и по всем зарубежным финансовым активам СССР. Казалось бы общие размеры этих активов превышают сумму контрактных обязательств по полученным иностранным кредитам, однако реальная ситуация сложилась таким образом, что с позиций текущего платежного баланса России весьма незначительные поступления от указанных финансовых активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживанию внешней задолженности. И дело здесь не в расхождении графиков соответствующих поступлений и платежей.

Общая задолженность  третьих стран по государственным кредитам бывшего СССР оценивается ориентировочно в 170 млрд. долл. При этом следует учитывать, что подавляющая часть кредитов выражена в прежних инвалютных рублях, и их пересчет в современные доллары связан с немалыми сложностями и противоречиями. Поэтому иногда предлагается считать, что нам должны по этим кредитам примерно 100 млрд. инвалютных рублей и 7 млрд. долл. По некоторым оценкам, более половины долгов можно отнести к безнадежным. Существует предположение, что Россия может получить от своих должников лишь от 15 до 20 млрд. долл., к тому же в течение 20-25 лет. Как видно, взятые на себя Россией союзные долги намного весомей противостоящих им финансовых активов. Если принять ориентировочно эту разницу на уровне 50 млрд. долл., то при реальной доле России в кредитных обязательствах СССР около 60% убытка от нулевого варианта определяется в 20 млрд. долл.

Кредиторы государства  объединены в Парижский клуб, в  котором все вопросы решаются исходя из политической точки зрения, в отличие от чисто коммерческого подхода участников Лондонского клуба, куда входят в основном зарубежные банки-кредиторы.

До 1991 г. Внешэкономбанк считался первоклассным заемщиком; ему давали кредиты крупные банки Японии, США, Швейцарии и, особенно, Германии. В итоге они оказались обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионы долларов. Естественно, что многие из них захотели продать эти долги. Другие же, рассчитывая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей, приобретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов, т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной ставки они стали представлять собой единый инструмент.

Некоторые банки стремились избавиться  от этих кредитных соглашений, другие их покупали с большим дисконтом от номинальной стоимости, по которой выдавался этот кредит. Солидный объем внешнего долга и достаточно большое количество банков, желающих купить и продать долговые обязательства, обусловили высокую ликвидность инструмента внешних долгов.

За годы функционирования рынка внешнего долга России выработан механизм торговли. Заключенная дилерами  сделка оформляется соглашением между покупателем и продавцом. Затем происходит переоформление долга Внешэкономбанка с одного кредитора на другого. Внешэкономбанк ведет реестр кредиторов и дает согласие на подобную перезапись. Процесс занимает длительное время. Формально стороны оставляют 21 рабочий день, для того, чтобы переписать права собственности с продавца на покупателя. При этом в соглашение включено положение о том, что стороны приложат максимум усилий для соблюдения этого срока. Однако на практике это не всегда удается, – сделка требует длительного обмена письмами: сначала происходит подтверждение сделки между контрагентами, затем продавец посылает запрос на перерегистрацию во Внешэкономбанк, получает от него положительный ответ, после чего вместе с покупателем переписывает сам кредит. Для упрощения сделок создаются синдикаты, куда входят основные западные инвестиционные банки. Эти синдикаты при посредничестве крупных аудиторских фирм, таких как Arthur Anderson, Price Waterhouse и др., клирингуют сделки между собой. В результате вместо тысяч перерегистраций возникает необходимость лишь в нескольких с участием начальных и конечных владельцев.

Существует более простой  способ торговли, который предпочитают отечественные банки, - нейтинг (netting): банк продает купленный кредит прежнему владельцу до истечения стандартного срока в 21 день, производя, таким образом, подобие арбитражной сделки, которая не требует никакого оформления. Привлекательность таких сделок с точки зрения российских банков в том, что можно получить прибыль, не привлекая дополнительные средства.

 

 

2.4. Ценообразование

 

 

В отличие от многих других финансовых инструментов внешние долги России не имеют ярко выраженных ценообразующих факторов. На начальном этапе развития было совершенно неясно, когда начнется выплата основной задолженности и тем более процентов по ней. По этой причине невозможно было определить доходность, а, следовательно, и реальную цену. В результате котировки остановились на основе спроса-предложения. В дальнейшем их динамика определялась общим состоянием рынков внешних долгов в мире; факторами, влияющими на них, а также состоянием российской экономики в целом, и финансов в частности.

На состояние рынка влияет ход переговорного процесса России с Парижским и Лондонским клубами, с МВФ и МБРР: любые положительные решения поднимают уровень котировок. Негативное влияние на цену долгов оказывает ухудшение общей экономико-политической ситуации в России (путч, «черный вторник», межбанковские кризисы и т.д.). Рынок внешних долгов структурирован в соответствии с валютами, в которых кредиты были получены. Наибольшим спросом пользуются долги, выданные в долларах, немецких марках, йенах и швейцарских франках. Разница в ценах зависит от ликвидности валют: котировки долларовых кредитов выше, чем кредитов в японской и швейцарской валютах. Соотношение котировок долгов в марках и долларах зависит от разницы в процентных ставках по кредитам в этих валютах. (В последние 3 месяца 1995 года котировки долларовых долгов колебались в интервале 30-34% от суммы долга, причем минимальными они были в период кризиса межбанковских кредитов. Кроме того, в этот период не наблюдалось ярко выраженной тенденции к их росту или падению, а разница «продажа-покупка» держалась на уровне      3/8 – ½ процентных пункта, что показано на графике):

Информация о работе Внешний государственный долг РФ