Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 19:32, курсовая работа
Многих людей волнует проблема долгового бремени нашей страны. Во времена Горбачева-Ельцина наша страна активно занимала деньги на западе. Как оказалось, они нам не пошли впрок. Теперь, когда экономика России наконец стала подниматься, высказываются опасения, не помешает ли долговая проблема экономическому росту. Особую тревогу вызывает 2003 год, когда придется выплачивать зарубежным кредиторам около 19 млрд. долларов
Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
1. История государственного долга- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2
2. Внешний государственный долг РФ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
2.1. Понятие государственного долга - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 4
2.2. Оценка емкости государственных долговых обязательств - - - - 5
2.3. Рынок внешнего долга РФ - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6
2.4. Ценообразование - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 9
2.5. Влияние внешнего долга на национальную экономику - - - - - - 10
2.6. Современная ситуация на рынке государственного долга - - - - 12
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 20
Список литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 25
В 2001 страна начала погашать свои внешние долги в полном объеме. К апрелю погасили и возникшую задолженность перед Парижским клубом. Это положительно сказалось на темпах роста национальной экономики. Как бы парадоксально это ни выглядело на первый взгляд, но выплаты по долгам оказали стимулирующее воздействие на национальное производство. С мая–июня 2001 темпы прироста производства после длительного периода снижения начали вновь увеличиваться.
Чистые платежи по внешнему долгу (полные платежи минус внешние кредиты) в % к ВВП и экономический рост в странах, страдающих от "голландской болезни" (сальдо счета текущих |
|||||
Страна, год |
Темпы прироста ВВП, % |
Годовые чистые платежи по внешнему долгу в % к ВВП | |||
Ботсвана 1991 |
- 1,0 |
- 12,0 | |||
Ботсвана 1995 |
5,0 |
- 6,0 | |||
Ботсвана 1996 |
4,0 |
- 7,0 | |||
Ботсвана 1997 |
4,6 |
- 3,7 | |||
Венесуэла 1996 |
2,4 |
- | |||
Габон 1994 |
3,3 |
0,5 | |||
Габон 1996 |
8,3 |
- 0,5 | |||
Киргизия 1998 |
5,0 |
2,0 | |||
Колумбия 1991 |
2,0 |
3,0 | |||
Монголия 1993 |
7,5 |
2,7 | |||
Монголия 1994 |
7,3 |
2,5 | |||
Монголия 1997 |
5,0 |
3,0 | |||
Нигерия 1990 |
5,4 |
3,2 | |||
Нигерия 1996 |
5,6 |
3,8 | |||
Нигерия 1997 |
9,0 |
4,0 | |||
Оман 1990 |
3,0 |
3,8 | |||
Парагвай 1990 |
3,3 |
4,8 | |||
Россия 1999 |
3,7 |
5,0 | |||
Россия 2000 |
8,2 |
5,4 | |||
Россия 2001 |
7,3 |
6,0 | |||
Хорватия 1994 |
8,5 |
8,0 |
В 1992-1999 годах советские долги на сумму в 91 млрд. долл. были реструктуризированы, причем просроченные процентные платежи в 19,7 млрд. долл. Были переоформлены в новый долг, на который начали начислять проценты. За те же годы российское правительство получило новые займы на сумму 74,3 млрд. долл. И осуществило платежи на 45,7 млрд. долл. Тем не менее, за эти 9 лет общий объем государственного внешнего долга возрос на 83,6 млрд. долл. – с 67,8 млрд. на конец 1991 года 151,4 млрд. долл. На конец 1999 – за счет платы за реструктуризацию и капитализации процентов.
Заключение
Когда готовился бюджет 2002 года, экономисты активно обсуждали, как распорядиться дополнительными доходами государства, полученными в результате высоких мировых цен на нефть. Сейчас главная тема в дискуссиях – как повлияет нестабильность на мировых сырьевых рынках на российскую экономику? Как защитить экономический рост от внешних шоков? Что будет с нефтяными ценами? Никто не берется предсказать, как поведут себя сырьевые рынки, от состояния которых сильно зависит Россия.
Предложения о создании стабилизационного фонда пока не реализованы.
Планируется создание финансового резерва, однако это не совсем то, что стабилизационный фонд, который формируется и средства которого используются по четким правилам, прописанным в законе, или соответствующим решениям исполнительной власти. Средства стабилизационного фонда являются прозрачными, доступными для парламентского и общественного контроля. Эти средства можно использовать тогда, когда цены экспортных товаров падают ниже определенной критической отметки.
Такими характеристиками наградить наш будущий финансовый резерв пока нельзя. Удержаться ли власти от соблазна потратить средства резерва на текущие нужды или нет, ограничений на этот счет пока не установлено.
Тем не менее, к созданию стабилизационного фонда Россия все равно придет – рано или поздно.
Приложение
Прогноз на 2002 год
Этот год мы закончим с весьма приличными показателями. Далее – перспективы менее радужные.
В проекте бюджета-2002 заложено значительное увеличение непроцентных расходов, увеличение, заметно опережающее реальный рост экономики. В то же время ожидаемый рост реального эффективного валютного курса опережает прогнозируемый рост производительности труда. В результате конкурентоспособность национальной экономики неизбежно снизится. Рост издержек также усугубляется дополнительными затратами на обеспечение безопасности – как следствие терактов в США, военных действий в Афганистане.
Кроме того, не факт, что удастся удержать прогнозируемые темпы инфляции, поскольку в последние месяцы прекратилось снижение скорости денежного обращения на фоне сохранения прежних темпов прироста денежной массы.
Статистические данные
По расчетам специалистов Института экономического анализа, если использовать дополнительные доходы от благоприятного изменения условий внешней торговли для досрочного погашения долговых обязательств 2003 г., то можно полностью срезать пик внешнего долга, а заодно и менее выраженные пики 2005 и 2008 гг. И тогда в ближайшие 5 лет – независимо от будущих цен на нефть – реальная долговая нагрузка на российскую экономику и бюджет будет не больше, чем ее фактический уровень в 1999 г., первом году после августовского кризиса. После 2005 г. долговая нагрузка начнет плавно снижаться. Этот сценарий реален даже при существенном падении цен на нефть, даже при снижении до среднего уровня последнего десятилетия: 17–18 дол. за баррель и даже ниже. (К примеру, в декабре 1998 г. – феврале 1999г. баррель российской нефти стоил 7 – 8 долларов).
Долговое бремя РФ в реальном выражении | |||||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | ||||
Платежи по внешнему долгу, млрд. дол. |
8,9 |
9,4 |
10 |
14,5 | |||
Экспорт нефти, необходимый для получения 1 млрд. дол., млн т |
13,3 |
9,5 |
5,7 |
6,3 | |||
Экспорт нефти, необходимый для осуществления всех платежей по внешнему долгу, млн т |
119 |
90 |
57 |
91 | |||
То же в % ко всему экспорту нефти |
87 |
67 |
40 |
58 | |||
Весь объем экспорта нефти, млн т |
137 |
135 |
145 |
156 |
Данные о максимальных платежах по государственному внешнему долгу в 1981 – 1999 гг. показывают, что только в 43 случаях из 200 существенные выплаты по внешним долгам (свыше 3,6% ВВП) сопровождались отрицательными темпами экономического роста. В остальных случаях (157 из 200) темпы экономического роста были положительными, причем в 63 случаях они превышали 5%, а в 34 – 7% в год.
Чистые платежи по государственному внешнему долгу (годовые данные на 1981 - 1999 гг.) |
|||||||||||||
№ |
страны и годы |
чистые долговые платежи (в % к ВВП) |
темпы прироста ВВП (%) |
№ |
страны и годы |
чистые долговые платежи (в % к ВВП) |
темпы прироста ВВП (%) | ||||||
1 |
Ямайка 86 |
15,53 |
1,7 |
118 |
Панама 85 |
4,93 |
4,9 | ||||||
2 |
Конго 96 |
12,38 |
4,3 |
119 |
Маврикий 83 |
4,92 |
5,9 | ||||||
3 |
Конго 94 |
11,74 |
-5,5 |
120 |
Чили 89 |
4,90 |
10,6 | ||||||
4 |
Малайзия 88 |
11,53 |
9 |
121 |
Венгрия 90 |
4,89 |
-3,5 | ||||||
5 |
Нигерия 92 |
11,24 |
2,9 |
Россия 2003** |
4,88 |
4 | |||||||
6 |
Никарагуа 91 |
11,12 |
-0,2 |
122 |
Венесуэла 84 |
4,88 |
-1,4 | ||||||
7 |
Венгрия 96 |
10,63 |
1,3 |
123 |
Тринидад 95 |
4,88 |
4 | ||||||
8 |
Гайана 89 |
10,54 |
-3,3 |
124 |
Нигерия 95 |
4,87 |
2,6 | ||||||
9 |
Панама 92 |
10,51 |
8,2 |
125 |
Коста-Рика 88 |
4,84 |
3,4 | ||||||
10 |
Габон 99 |
10,39 |
-9,6 |
126 |
Гондурас 95 |
4,82 |
4,1 | ||||||
+ |
+ |
+ |
+ |
127 |
Иордания 92 |
17 | |||||||
98 |
Оман 90 |
5,25 |
8,4 |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
99 |
Иран 96 |
5,24 |
6,7 |
178 |
Тринидад 91 |
3,90 |
2,7 | ||||||
100 |
Гайана 99 |
5,24 |
3 |
179 |
Уругвай 87 |
3,90 |
7,9 | ||||||
101 |
Ангола 98 |
5,23 |
3,1 |
180 |
Фиджи 91 |
3,89 |
-2,7 | ||||||
Россия 2003* |
5,19 |
2,6 |
181 |
Россия 2000 |
3,81 |
8,3 | |||||||
102 |
Марокко 93 |
5,18 |
-1 |
182 |
Колумбия 92 |
3,81 |
4 | ||||||
103 |
Филиппины 87 |
5,14 |
4,3 |
183 |
Коста-Рика 87 |
3,80 |
4,8 | ||||||
104 |
Алжир 93 |
5,14 |
-2,1 |
184 |
Венгрия 95 |
3,79 |
1,5 | ||||||
105 |
Коста-Рика 90 |
5,11 |
3,6 |
185 |
Чили 86 |
3,79 |
5,6 | ||||||
106 |
Барбадос 87 |
5,11 |
2,6 |
186 |
Тринидад 90 |
3,78 |
1,5 | ||||||
107 |
Алжир 91 |
5,10 |
-1,2 |
187 |
Чили 93 |
3,77 |
7 | ||||||
108 |
Сейшел. о-ва 89 |
5,08 |
10,3 |
188 |
Свазиленд 88 |
3,77 |
6,6 | ||||||
109 |
Чили 90 |
5,08 |
3,7 |
189 |
Маврикий 89 |
3,76 |
5,8 | ||||||
110 |
Мавритания 99 |
5,04 |
4,1 |
190 |
Тринидад 96 |
3,73 |
3,8 | ||||||
111 |
Мальдивы 99 |
5,04 |
9,3 |
191 |
Оман 87 |
3,73 |
-4,1 | ||||||
112 |
Филиппины 88 |
5,00 |
6,8 |
192 |
Фиджи 86 |
3,72 |
8,1 | ||||||
113 |
Уругвай 88 |
4,98 |
1,5 |
193 |
Уругвай 86 |
3,71 |
8,9 | ||||||
114 |
Нигерия 88 |
4,97 |
9,9 |
194 |
Алжир 82 |
3,71 |
1,6 | ||||||
115 |
Габон 97 |
4,97 |
5,7 |
195 |
Свазиленд 90 |
3,70 |
8,9 | ||||||
116 |
Чили 95 |
4,95 |
10,6 |
196 |
Кот д'Ивуар 98 |
3,68 |
5,8 | ||||||
117 |
Гайана 92 |
4,93 |
7,8 |
197 |
Россия 1999 |
3,68 |
5,4 | ||||||
* Пессимистический прогноз ** Оптимистический прогноз |
3) Костюк В.Н. История экономических учений. Курс лекций. М: Центр. 1997.
4) Судебное право (компакт диск) – выпуск 2
5) Экономика и жизнь (октябрь 2001, № 43 [8893])
6) Алферов В. «Рынок
внешнего долга России», «
7) Колчин С. «Внешний
долг России», «Власть» №9/
8) Рыбалко Г.П. «О внешних заимствованиях России», «Финансы», №7/1995.
9) Симановский А.Ю. «
10) Статистические данные
о рынке государственных
11) Тихонов А. «Долги Российская империя отдавала всегда», «Рынок ценных бумаг», №1/1996.
12) Торгово-промышленная Палата РФ
13) Чепурин М.Н., Киселева
Е.А. – Курс экономической
* Доходы – 2,125 трлн. руб.
Расходы – 1,047 трл – 1,047 трлн. руб.
Объемы финансирования национальной обороны увеличены до 284,2 млрд. руб.
Правоохранительная
* Реальный валютный курс в отличие от нормального, с которым его иногда смешивают, показывает соотношение не только рубля и доллара, но и темпов внутренней инфляции в России и США. А реальный эффективный валютный курс учитывает соотношения курсов валют и темпов инфляции в странах – основных торговых партнерах России.