Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 18:20, курсовая работа
Об актуальности исследования свидетельствуют проведенные неоднократно научно - практические конференции. На заседании «Круглого стола» на тему «Политическая коррупция в России» высказывались мнения о необходимости введения антикоррупционных стандартов в сфере правотворчества. А именно, запрета на разработку и принятия нормативных правовых актов без проведения антикоррупционной экспертизы. Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы в отношении правовых актов и их проектов, устанавливающих гражданско - правовую, дисциплинарную ответственность, административную или уголовную ответственность, а также иных нормативных правовых актов и их проектов, относящихся к приоритетным сферам правового регулирования антикоррупционной политики.
Введение......................................................................................................................3
1. Анализ положений ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»...........................5
2. Органы, осуществляющие антикоррупционную экспертизу
2.1 Прокуратура Российской Федерации
2.2 Министерство Юстиции Российской Федерации
2.3 Правовое значение результатов антикоррупционной экспертизы
2.4 Независимая антикоррупционная экспертиза
3. Анализ правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденных Правительством РФ
3.1 Общая характеристика правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы
3.2 Общая характеристика коррупциогенных факторов законодательства
3.3 Коррупциогенные факторы законодательства
Заключение
Список использованных источников
Представляется, что такая ситуация вызвана, тем что сама законодательная формулировка ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», а именно, «предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации» О прокуратуре Российской Федерации: Статья 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202 - 1 // Информационная система «Консультант Плюс»., позволяет сделать вывод о сомнительности отнесения к объектам прокурорского надзора деятельности Администрации Президента РФ, Аппаратов Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Центробанка См.: Карпов Н. Хорошая теория - залог успешной практики // Законность. 2008. № 7. С. 14..
Выход из сложившейся ситуации в невозможности проведения АЭ ФЗ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ видится в изменении законодательства. В установлении предмета надзора за указами Президента РФ, наделении Генпрокурора РФ правом надзора за НПА Правительства РФ См.: Викторов И. С. Прокуратура статус на рубеже тысячелетий // Законность. 2000. № 12. С. 24. .
При проведении АЭ органами прокуратуры необходимо руководствоваться методикой, определенной Правительством РФ Пункт 1 Ст. 3 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. № 172 - ФЗ; Статья 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.01.1992 г. № 2202 - 1.. В случае выявления коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган или организацию или должностному лицу, которые издали этот акт требование об изменении НПА с предложением об устранении выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ Пункт 1 Ст. 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.07.1992 г. № 2202 - 1..
Образец требования об изменении НПА утвержден приказом генпрокурора № 400, он содержит три части: вводную, описательную и резолютивную. Во вводной части указывается орган, в который вносится требование, дата и место вынесения требования, наименование НПА, в отношении которого была проведена АЭ. В описательной части излагаются, со ссылкой на методику проведения АЭ, выявленные коррупциогенные факторы, наступившие и возможные последствия правоприменения НПА. В резолютивной части указывается о необходимости изменений НПА, излагается способ устранения коррупциогенных факторов, должностное лицо, обязанное рассмотреть требование, необходимость заблаговременного сообщения о месте и времени рассмотрения требования и о результатах рассмотрения требования, классный чин, должность прокурора.
Обращение прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, можно рассматривать как альтернативную меру прокурорского реагирования. Однако Приказ Генпрокуратуры № 400 устанавливает, что в случае отклонения требований необходимо использовать право на обращение в суд Подпункт 1.7. Пункта 1 Приказа Генпрокуратуры № 400 от 28.12.2009 г.. Реализация этой процедуры представляется возможной путем обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании НПА, эта процедура установлена в главе 24 ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 138 - ФЗ (ред. от 23.04.2012) // Информационная система «Консультант Плюс». .
Требование прокурора об изменении НПА должно быть рассмотрено органом, организацией, должностным лицом не позднее десяти дней с момента его поступления Пункт 3 Ст. 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.07.1992 г. № 2202 - 1.. В случае, если требование вносится в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, то оно должно быть рассмотрено на ближайшей сессии такого органа Пункт 3 Ст. 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17.07.1992 г. № 2202 - 1..
В завершение этого раздела следует отметить, что компетенция органов прокуратуры РФ по проведению АЭ закреплена в законодательстве достаточно определенно. Правовой основой являются ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе», ФЗ «О прокуратуре РФ», приказ Генпрокуратуры № 400.
Однако фактически, исходя из анализа норм законодательства, прокуратурой РФ будет проводится АЭ только в отношении НПА федеральных органов исполнительной власти, министерств, агентств, федеральных служб. А также в отношении НПА субъектов РФ и органов местного самоуправления. Проведение АЭ прокуратурой РФ не затрагивает ФЗ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, этот вывод вытекает из положений ФЗ «О прокуратуре РФ» и приказа Генпрокуратуры № 400.
Что касается АЭ законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, то она будет проводиться лишь в отношении НПА федеральных органов исполнительной власти РФ.
Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в установленной сфере деятельности Пункт 1 Положения о Министерстве юстиции РФ: Утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 (в ред. от 26.04.2012). . Минюст проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ Подпункт 8 Пункта 1 Положения о Министерстве юстиции РФ: Утверждено Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 (в ред. от 23.10.2008). .
Законодателем на Минюст возложено проведение антикоррупционной экспертизы в отношении проектов ФЗ, проектов указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями См.: Подпункт 2 Пункта 1 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» от 17.07.2009 г. № 172 - ФЗ.. Также Минюст проводит экспертизу в отношении проектов концепций и технических заданий на разработку проектов ФЗ, проектов официальных отзывов и заключений на проекты ФЗ Подпункт «б» Пункта 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96..
Проект ФЗ или законопроект - текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленный для внесения на рассмотрение законодательного органа Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права: учебно - методическое пособие. - М.: Норма, 2001. С. 170. Концепция на разработку ФЗ это документ, в котором должны быть определены: основная идея, предмет и цели регулирования, круг лиц, на которых будет распространяться законопроект, место закона в системе действующего законодательства См.: Пункт 3 Основных требований к концепции и разработке федеральных законов: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 (ред. от. 07.07.2011) // Информационная система «Консультант Плюс».. Проект технического задания на разработку законопроекта должен содержать: а) основание разработки законопроекта; б) сведения о заказчиках и разработчиках законопроекта; в) перечень документов, подлежащих разработке См.: Пункт 4 Основных требований к концепции и разработки федеральных законов: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 (ред. от. 30.04.2009) // Информационная система «Консультант Плюс». Официальный отзыв подается Правительством РФ в палаты Федерального собрания РФ См.: Пункт 97 Регламента Правительства РФ: Утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 25.01.2012) // Информационная система «Консультант Плюс».. Законопроекты, технические задания, концепции на разработку законопроектов подвергаются АЭ при проведении их правовой экспертизы.