Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 18:20, курсовая работа
Об актуальности исследования свидетельствуют проведенные неоднократно научно - практические конференции. На заседании «Круглого стола» на тему «Политическая коррупция в России» высказывались мнения о необходимости введения антикоррупционных стандартов в сфере правотворчества. А именно, запрета на разработку и принятия нормативных правовых актов без проведения антикоррупционной экспертизы. Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы в отношении правовых актов и их проектов, устанавливающих гражданско - правовую, дисциплинарную ответственность, административную или уголовную ответственность, а также иных нормативных правовых актов и их проектов, относящихся к приоритетным сферам правового регулирования антикоррупционной политики.
Введение......................................................................................................................3
1. Анализ положений ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе»...........................5
2. Органы, осуществляющие антикоррупционную экспертизу
2.1 Прокуратура Российской Федерации
2.2 Министерство Юстиции Российской Федерации
2.3 Правовое значение результатов антикоррупционной экспертизы
2.4 Независимая антикоррупционная экспертиза
3. Анализ правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденных Правительством РФ
3.1 Общая характеристика правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы
3.2 Общая характеристика коррупциогенных факторов законодательства
3.3 Коррупциогенные факторы законодательства
Заключение
Список использованных источников
Исходя из анализа положения о Минюсте, были сделаны выводы, что в случае отклонения заключений по результатам проведенной АЭ, у Минюста все же имеются формы реагирования. Это внесение представлений об изменении или отмене НПА, противоречащего Конституции РФ и законодательству РФ принятого органами исполнительной власти. Внесение предложений в Правительство РФ об отмене или приостановлении действия НПА, не соответствующего Конституции РФ и законодательству РФ, не прошедшего государственную регистрацию.
Но эти формы реагирования имеют косвенный характер, из действующего законодательства нельзя сделать вывод об обязательности рассмотрения таких форм реагирования.
Что дает право согласиться с В.Н. Южаковым, что «заключениям по результатам антикоррупцинной экспертизы придается лишь рекомендательный характер. Причем это относится не только к независимой экспертизе, но и к той, что проводят органы власти. Какой тогда в ней смысл?» Южаков В. Н. Антикоррупционная экспертиза: Шанс на очищение // Ведомости. 2009. № 118. 30 августа..
Она может проводиться институтами гражданского общества и гражданами за счет собственных средств См.: Пункт 1. Ст. 5 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. № 172 - ФЗ.. В юридической литературе понятие гражданское общество определяется различно. Н.И. Матузов считает понятие гражданское общество условным, так как любое общество состоит из граждан, без них общества не будет См.: Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3. С. 84 - 85.. Оно характеризуется совокупностью внешнегосударственных и внешнеполитических отношений (экономических, социальных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов - собственников и их объединений См.: Там же. С. 85..
Л.Ю. Грудцына не соглашается с позицией Н.И. Матузова, по ее мнению, гражданское общество характеризуется как категория, которой свойственна негосударственная природа, выраженная в интеграции добровольных общественных образований - союзов, ассоциаций, движений фондов, клубов, местного самоуправления, общественных организаций, создаваемых гражданами для защиты своих прав и законных интересов независимо от воли государства, но действующих в соответствии с принципами конституционного строя См.: Грудцына Л. Ю. Концептуальные основы формирования институтов гражданского общества в РФ // Российская юстиция. 2008. № 12. С. 29..
Предметом настоящего исследования не является понятие гражданского общества. Но необходимо определить, что же входит в институты гражданского общества. Классификация институтов выделена Л.Ю. Грудцыной по сферам деятельности. В сфере оказания квалифицированной юридической помощи институтами выступают: адвокатура, общественные объединения адвокатов, нотариат. В политической сфере институтом являются политические партии. В социально - экономической и культурной сфере это будут некоммерческие общественные организации, общественные движения, общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы, средства массовой информации, церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения) См.: Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / Под ред. Н.А. Михалевой. - М. : Деловой двор, 2008. С. 132..
Но правила проведения АЭ НПА устанавливают, что независимая АЭ проводится юридическими лицами и физическими лицами аккредитованных Минюстом в качестве независимых экспертов См.: Пункт 4 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.. Это положение не соответствует ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» и позволяет сделать вывод о том, что граждане и все институты гражданского общества должны будут получить аккредитацию Минюста.
Эту проблему можно решить внесением изменений в законодательство, в частности, установить детальный порядок реализации права граждан на проведение независимой экспертизы. Либо использовать право граждан на обращение, закрепленное в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» О порядке рассмотрения обращений граждан РФ: Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59 - ФЗ // Информационная система «Консультант Плюс». . Граждане могут обращаться с предложением - рекомендацией по совершенствованию законов и иных НПА, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально - экономической и иных сфер деятельности государства и общества Пункт 2. Ст. 4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» от 02.05.2006 г. № 59 - ФЗ.. Также одним из вариантов будет обращение граждан в органы прокуратуры, приказ Генпрокуратуры № 400 устанавливает, что органам прокуратуры необходимо наладить взаимодействие с субъектами проводящими независимую экспертизу Подпункт 1.4. Пункт 1 Приказа Генпрокуратуры № 400 от 28.12.2009 г..
По поводу участия институтов гражданского общества в независимой АЭ следует отметить, что субъектами АЭ может выступать общественное объединение, созданное в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях» См.: Матковский С. В. Общественная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: правовые основы и характеристика субъектов // Следователь. 2009. № 2. С. 31. . Это могут быть торгово - промышленные палаты, общественные, религиозные объединения, политические партии. По мнению С.В. Матковского, четкий механизм проведения общественной АЭ имеет место только лишь в рамках законодательства Общественной палаты РФ См.: Там же. С. 32..
Заключение независимой АЭ носит рекомендательный характер, ответ на него дается только в случае, если в заключении есть предложения о способе устранения выявленных коррупционных факторов См.: Пункт 3 Ст. 5 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 г. № 172 - ФЗ..
Поэтому необходима четкая регламентация независимой АЭ, с формализацией ее значения для органов власти, потому что общественные объединения являются активными членами гражданского общества и привлечение их к процессу АЭ позволит учесть все особенности правового регулирования общественных отношений и эффективно противостоять коррупции. Различие положений ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе» и Правил проведения АЭ, устанавливающих необходимость аккредитации независимых экспертов, позволяет подменить вынесение заключений независимыми экспертами, рекомендациями по совершенствованию законов и НПА, а также обращениями в органы прокуратуры.
3. Анализ правил и методики проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденных Правительством РФ