Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах. Г. В. Ф. Гегель. Понятие, система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:42, контрольная работа

Описание работы

Аристотель (384-322 гг. до н.э), ученик и критик Платона, один из самых универсальных мыслителей в истории. Он был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

Содержание работы

Вопрос №1. Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах…….....3
Вопрос №2. Г. В. Ф. Гегель. Понятие, система права…………………….......7
Вопрос №3. И. А. Ильин. Требования к надлежащей организации власти в государстве (аксиомы власти)………………………………………………...10
Вопрос №4. С. А. Муромцев. Содержание и существенные признаки права. Проблемы правопорядка, юридической нормы, правоотношений, судебного правотворчества………………………………………………………………..16
Вопрос №5. Западники и славянофилы о политике и праве……………..….21
Список литературы…………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Аристотель.docx

— 45.55 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Вопрос №1. Аристотель. Учение о  справедливости, праве, законах…….....3

Вопрос №2. Г. В. Ф. Гегель. Понятие, система права…………………….......7

Вопрос №3. И. А. Ильин. Требования к  надлежащей организации власти в  государстве (аксиомы власти)………………………………………………...10

Вопрос №4. С. А. Муромцев. Содержание и существенные признаки права. Проблемы правопорядка, юридической нормы, правоотношений, судебного правотворчества………………………………………………………………..16

Вопрос №5. Западники и славянофилы  о политике и праве……………..….21

Список литературы…………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №1. Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах.

Аристотель (384-322 гг. до н.э), ученик и критик Платона, один из самых универсальных мыслителей в истории. Он был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся  его работах, как «Политика», «Афинская  полития» и «Этика».

У Аристотеля тесно связаны два понятия: государство  и право. Полис - это «правовое  государство». В полисе должно господствовать право, а не люди. Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей, они представляют собой  уравновешенный разум. Им не мешают симпатии, антипатии, эмоции.

Правовая  теория Аристотеля была подчинена тем  же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет  с политической справедливостью, подчеркивая  тем самым его связь с государством как моральным общением между  свободными гражданами. Вне политического  общения права не существует. Политическое право делится на естественное и  условное (установленное). Предписания  естественного права Аристотель нигде специально не перечисляет, но, по смыслу его концепции, к таковым  относятся все общественные явления, существующие “от природы”: семья, рабство, частная собственность, война  греков с варварами и др. Под  условным правом он понимает законы, установленные  в государстве, включая сюда как  писаные законы, так и неписаное  обычное право. Естественное право  стоит выше закона; среди законов  важнее неписаные, основанные на обычае.

Право - это  нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму  и стабильность. Аристотель говорит  в «Политике»: «порядок и есть своего рода закон».

Важнейшим признаком  закона является его принудительная сила. Большинство людей не склонны  поступать добродетельно. Поэтому  необходимо принуждение на правовой основе.

Право, по мнению Аристотеля, тождественно справедливости. В доклассовом обществе представление  о справедливости выражало нравственную оценку общиной поступков человека. Первоначально круг приложения понятия  справедливости ограничивался родом  или племенем. С развитием родового строя понятие справедливости стало  распространяться и за пределы племени.

Справедливость  изменяется на протяжении всей истории  человечества. Появление частной  собственности изменило людей и  их представления о справедливости. С расколом общества на классы и  появлением государства понятие  справедливости приобретает классовое  содержание. Например, представители  высших классов не считали раба человеком  и не признавали наличия у него нравственных добродетелей, включая  чувство справедливости. Плутарх  считал, что воровство, ложь, невоздержанность, склонность к чувственным наслаждениям являются специфическими качествами, присущими только рабам.

Аристотель  убежден, что справедливое и законное должно совпадать. Цель права - общая  польза, общее благо. Право регулирует отношения свободных и равных людей, отношения властвования и  подчинения. Отношения между рабовладельцами  и рабами не является предметом права.

В праве Аристотель выделяет несколько  пластов. Он говорит о естественном праве, которое не нуждается в  законодательном оформлении. Кроме  того, философ выделяет условное право, то есть нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений.

Он различает  писаный и неписаный закон, или  обычай. В Греции, как в любом  древнем обществе, обычай, традиции регулировали все стороны жизни.

Аристотель - сторонник стабильного права. Он уважает обычаи, не одобряет расширения государственного регулирования и  законотворчества, не считающегося с  традициями. Искусство законодателя состоит в том, чтобы создавать  законы, соответствующие государству, а не подгонять государственный  строй к придуманным законам.

Даже несправедливый закон имеет обязательную силу иначе  в обществе не будет порядка. Проведение грани между идеалом и действительностью  в праве делает возможным их совершенствование.

Аристотель выделяет справедливость уравнивающую и распределительную. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает  его.

Если несколько  человек вкладывают деньги в общее  дело, то прибыль следует поделить между ними в соответствии с долей  капитала каждого из них. Это справедливо.

Тот же принцип  должен применяться и при организации  полиса. Цель полиса - общее благо. Чтобы  обеспечить справедливое распределение  власти, почестей, прав и обязанностей, нужно учесть вклад каждого в  общее благо.

Вклад подданных не определяется только их состоянием и тратами на общественные нужды. Следует учитывать участие  в вооруженных силах, в управлении, в образовании, и интеллект, и  опыт, и богатство.

Аристотель  подчеркивал, что постановления  народного собрания и правителей не являются законами в собственном  смысле слова и не должны содержать  предписаний общего характера. “Закон должен властвовать над всем; должностным  же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных  вопросов”.

Аристотель  не наделяет гражданскими правами женщин.

Граждане - это  те, «кто участвует в законосовещательной  и судебной деятельности». Между  ними может не быть полного равенства. Полноправным гражданином является тот, кто может быть избран на любую  должность. Признаком хорошего гражданина может быть практическое знание организации и жизни полиса как в качестве подданного, так и в качестве должностного лица.

Подобно всей философии Аристотеля его учение о справедливости несло на себе печать тяготения мыслителя к материализму. Под справедливостью он понимал, с одной стороны, нравственное качество человека - добродетель, а с другой - социальную категорию, свидетельствующую о характере общественного отношения. Справедливость как социальная категория выступает у него в качестве важнейшей предпосылки одобряемых им общественных институтов. Аристотель черпал свои представления о такой справедливости из реальной жизни афинской рабовладельческой демократии с ее развитыми меновыми отношениями. Именно этим обстоятельством объясняется четкое разделение им справедливости на два вида: уравнивающую и распределяющую (воздающую). Справедливость первого вида есть одно из проявлений непосредственного отношения эквивалентов, ибо ее суть проявляется «в уравнивании того, что составляет предмет обмена». Вместе с тем Аристотель в своем учении о справедливости, естественно, не мог не отразить тех классовых отношений неравенства, которые сложились в Афинском государстве. Отражением этого неравенства и служило его понятие распределяющей справедливости, которая должна воздавать «по достоинству», т. е. выражать соотношение неравных мер, определяемых большими или меньшими социальными достоинствами людей. К числу таких достоинств Аристотель относил добродетель и богатство. По его мнению, предоставление равного неравным людям было бы несправедливостью и поэтому он оправдывал социальное неравенство, присущее афинской демократии.

 

 

Вопрос №2. Г. В. Ф. Гегель. Понятие, система права.

Развитие  немецкой классической философии достигает  вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте, его отец был высоким  чиновником государственной службы. В 1788 г. Гегель в качестве стипендиата  поступает в протестантское теологическое  училище в Тюбингене, где подружился с Фридрихом Гельдерлином и Шеллингом. Здесь он вместе со своими друзьями переживает взрыв французской революции, который они отметили посадкой дерева свободы.

Из работ  Гегеля наибольшими противоречиями отличаются «Основания философии права». Это то произведение, критика которого стала этапом на пути Маркса к материалистическому  пониманию истории.

Гегель создал грандиозную философскую  систему, которая охватывала всю  совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями  гегелевской философии являются: логика, философия природы и философия  духа. Каждая из них в свою очередь  делится на несколько учений.

Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя  освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.

Наука о праве  есть часть философии. Теория права, полагал Гегель, подобно другим философским  дисциплинам, приобретает научный  характер благодаря тому, что в  ней применяются методы диалектики. Предметом данной науки является идея права — единство понятия  и осуществления этого понятия  в действительности.

Задачу философии  Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека. Философия  права не должна заниматься ни описанием  эмпирического права (действующего права, действующего законодательства).

Понимание предмета и метода философии права Гегель определяет в знаменитом афоризме, который воспринимался многими  теоретиками как квинтэссенция  его социально-политической доктрины: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

В произведениях  Гегеля речь шла о том, что за всеми  исторически преходящими и случайными общественными отношениями необходимо обнаружить их имманентный (внутренний) закон и сущность. С постижением сущности государства мыслитель связывал и решение вопроса о разумном (должном) политическом строе. «Познание того, какими предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи». Гегелевское решение проблемы сущего и должного в социальных отношениях позднее получило название эссенциализма.

Перенесенный  в сферу права, эссенциализм приводит Гегеля к отрицанию основополагающего  принципа естественно-правовой  школы  —противопоставления естественного  права положительному. Право и  основанные на нем законы, писал  философ, «всегда по форме позитивны, установлены и даны верховной государственной властью». Гегель продолжал использовать термин «естественное право», однако употреблял его в особом значении — как синоним идеи права. В трактовке, предложенной мыслителем, естественное право оказывалось уже не совокупностью предписаний, которым должны соответствовать законы государства, а философским видением природы (сущности) правовых отношений между людьми. «Представлять себе различие между естественным, или философским, правом и позитивным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, было бы совершенно неверным».

Естественное  право относится к положительному так, как правовая теория относится  к действующему праву.

Идеей права  философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии  антифеодальных революций, Гегель наделял  человека абсолютной свободой и выводил  право из понятия свободной воли. «Система права есть царство реализованной свободы», — указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью.

Гегель включал  в понятие права гораздо более  широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии  и юриспруденции начала XIX в. Особыми  видами права у него выступают  формальное равенство участников имущественных  отношений, мораль, нравственность, право  мирового духа. Философия права Гегеля, по сути дела, являлась общесоциальной доктриной, в которой поднимался широкий круг вопросов относительно положения человека в обществе.

 

 

 

 

 

 

Вопрос  №3. И. А. Ильин. Требования к надлежащей организации власти в государстве (аксиомы власти). 

Иван Александрович  Ильин (1883–1954), юрист по образованию, приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений религиозной и  правовой философии, истолкованию их в  либерально-консервативном духе. Среди  работ этого направления выделяются «Понятие права и силы: опыт методологического  анализа» (1910), «Учение о правосознании» (1919), «Основные задачи правоведения в России» (1921), «О сопротивлении  злу силою» (1925), «Пути духовного  обновления» (1937), «О монархии и республике» (незавершен.), «Наши задачи» (сборник  в 2 т. 1956).

Исторический  опыт человечества, писал Ильин, показывает, что авторитет положительного права  и создающей его власти покоится не только на общественном договоре («на  общественном сговоре»), не только на признанных полномочиях законодателя, не только на «внушительном воздействии приказа  и угрозы», но «прежде всего» на духовной правоте, или, что то же самое, на «содержательной  верности издаваемых повелений и  норм». В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая  сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой своей внутренней природе генетический, и притом духовный. Физическая сила, понимаемая в данном случае как способность к вещественно  телесному воздействию на человека, по сути дела, необходима государственной  власти, однако она отнюдь не составляет основного способа действования, присущего государству.

Информация о работе Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах. Г. В. Ф. Гегель. Понятие, система права