Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:42, контрольная работа
Аристотель (384-322 гг. до н.э), ученик и критик Платона, один из самых универсальных мыслителей в истории. Он был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».
Вопрос №1. Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах…….....3
Вопрос №2. Г. В. Ф. Гегель. Понятие, система права…………………….......7
Вопрос №3. И. А. Ильин. Требования к надлежащей организации власти в государстве (аксиомы власти)………………………………………………...10
Вопрос №4. С. А. Муромцев. Содержание и существенные признаки права. Проблемы правопорядка, юридической нормы, правоотношений, судебного правотворчества………………………………………………………………..16
Вопрос №5. Западники и славянофилы о политике и праве……………..….21
Список литературы…………………………………………………………….26
Содержание.
Вопрос №1. Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах…….....3
Вопрос №2. Г. В. Ф. Гегель. Понятие, система права…………………….......7
Вопрос №3. И. А. Ильин. Требования к
надлежащей организации власти в
государстве (аксиомы власти)……………………………………
Вопрос №4. С. А. Муромцев. Содержание
и существенные признаки права. Проблемы
правопорядка, юридической нормы, правоотношений,
судебного правотворчества………………………………………
Вопрос №5. Западники и славянофилы о политике и праве……………..….21
Список литературы…………………………………
Вопрос №1. Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах.
Аристотель (384-322 гг. до н.э), ученик и критик Платона, один из самых универсальных мыслителей в истории. Он был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».
У Аристотеля тесно связаны два понятия: государство и право. Полис - это «правовое государство». В полисе должно господствовать право, а не люди. Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей, они представляют собой уравновешенный разум. Им не мешают симпатии, антипатии, эмоции.
Правовая
теория Аристотеля была подчинена тем
же идеологическим целям, что и учение
о государстве. Право он отождествляет
с политической справедливостью, подчеркивая
тем самым его связь с
Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Аристотель говорит в «Политике»: «порядок и есть своего рода закон».
Важнейшим признаком закона является его принудительная сила. Большинство людей не склонны поступать добродетельно. Поэтому необходимо принуждение на правовой основе.
Право, по мнению Аристотеля, тождественно справедливости. В доклассовом обществе представление о справедливости выражало нравственную оценку общиной поступков человека. Первоначально круг приложения понятия справедливости ограничивался родом или племенем. С развитием родового строя понятие справедливости стало распространяться и за пределы племени.
Справедливость
изменяется на протяжении всей истории
человечества. Появление частной
собственности изменило людей и
их представления о
Аристотель
убежден, что справедливое и законное
должно совпадать. Цель права - общая
польза, общее благо. Право регулирует
отношения свободных и равных
людей, отношения властвования и
подчинения. Отношения между
В праве Аристотель выделяет несколько пластов. Он говорит о естественном праве, которое не нуждается в законодательном оформлении. Кроме того, философ выделяет условное право, то есть нормы, установленные людьми в форме законов и соглашений.
Он различает писаный и неписаный закон, или обычай. В Греции, как в любом древнем обществе, обычай, традиции регулировали все стороны жизни.
Аристотель - сторонник стабильного права. Он уважает обычаи, не одобряет расширения государственного регулирования и законотворчества, не считающегося с традициями. Искусство законодателя состоит в том, чтобы создавать законы, соответствующие государству, а не подгонять государственный строй к придуманным законам.
Даже несправедливый
закон имеет обязательную силу иначе
в обществе не будет порядка. Проведение
грани между идеалом и
Аристотель выделяет справедливость уравнивающую и распределительную. Первая основана на равенстве, вторая предполагает неравенство и оправдывает его.
Если несколько человек вкладывают деньги в общее дело, то прибыль следует поделить между ними в соответствии с долей капитала каждого из них. Это справедливо.
Тот же принцип должен применяться и при организации полиса. Цель полиса - общее благо. Чтобы обеспечить справедливое распределение власти, почестей, прав и обязанностей, нужно учесть вклад каждого в общее благо.
Вклад подданных не определяется только их состоянием и тратами на общественные нужды. Следует учитывать участие в вооруженных силах, в управлении, в образовании, и интеллект, и опыт, и богатство.
Аристотель подчеркивал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. “Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов”.
Аристотель не наделяет гражданскими правами женщин.
Граждане - это
те, «кто участвует в
Подобно всей
философии Аристотеля его учение
о справедливости несло на себе печать
тяготения мыслителя к
Вопрос №2. Г. В. Ф. Гегель. Понятие, система права.
Развитие немецкой классической философии достигает вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель родился в 1770 г. в Штутгарте, его отец был высоким чиновником государственной службы. В 1788 г. Гегель в качестве стипендиата поступает в протестантское теологическое училище в Тюбингене, где подружился с Фридрихом Гельдерлином и Шеллингом. Здесь он вместе со своими друзьями переживает взрыв французской революции, который они отметили посадкой дерева свободы.
Из работ Гегеля наибольшими противоречиями отличаются «Основания философии права». Это то произведение, критика которого стала этапом на пути Маркса к материалистическому пониманию истории.
Гегель создал грандиозную философскую
систему, которая охватывала всю
совокупность теоретических знаний
того времени. Основными частями
гегелевской философии
Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. Последняя освещает развитие сознания человека, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Гегель выделил следующие ступени: субъективный дух (психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия). Право и государство философ рассматривал в учении об объективном духе.
Наука о праве есть часть философии. Теория права, полагал Гегель, подобно другим философским дисциплинам, приобретает научный характер благодаря тому, что в ней применяются методы диалектики. Предметом данной науки является идея права — единство понятия и осуществления этого понятия в действительности.
Задачу философии
Гегель видел в том, чтобы постигнуть
государство и право как
Понимание предмета и метода философии права Гегель определяет в знаменитом афоризме, который воспринимался многими теоретиками как квинтэссенция его социально-политической доктрины: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».
В произведениях
Гегеля речь шла о том, что за всеми
исторически преходящими и
Перенесенный
в сферу права, эссенциализм приводит
Гегеля к отрицанию основополагающего
принципа естественно-правовой школы
—противопоставления
Естественное
право относится к
Идеей права философ считал всеобщую свободу. Следуя традиции, сложившейся в идеологии антифеодальных революций, Гегель наделял человека абсолютной свободой и выводил право из понятия свободной воли. «Система права есть царство реализованной свободы», — указывал он. Вместе с тем Гегель отверг концепции, определявшие право как взаимное ограничение индивидами своей свободы в интересах общего блага. Согласно учению философа подлинной свободой обладает всеобщая (а не индивидуальная) воля. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина — соотнесены с его обязанностями перед государством, свобода личности — согласована с необходимостью.
Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала XIX в. Особыми видами права у него выступают формальное равенство участников имущественных отношений, мораль, нравственность, право мирового духа. Философия права Гегеля, по сути дела, являлась общесоциальной доктриной, в которой поднимался широкий круг вопросов относительно положения человека в обществе.
Вопрос №3. И. А. Ильин. Требования к надлежащей организации власти в государстве (аксиомы власти).
Иван Александрович
Ильин (1883–1954), юрист по образованию,
приложил значительные усилия к прояснению
взаимоотношений религиозной и
правовой философии, истолкованию их в
либерально-консервативном духе. Среди
работ этого направления
Исторический
опыт человечества, писал Ильин, показывает,
что авторитет положительного права
и создающей его власти покоится
не только на общественном договоре («на
общественном сговоре»), не только на признанных
полномочиях законодателя, не только
на «внушительном воздействии