Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:42, контрольная работа
Аристотель (384-322 гг. до н.э), ученик и критик Платона, один из самых универсальных мыслителей в истории. Он был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая тематика подробно освещается в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».
Вопрос №1. Аристотель. Учение о справедливости, праве, законах…….....3
Вопрос №2. Г. В. Ф. Гегель. Понятие, система права…………………….......7
Вопрос №3. И. А. Ильин. Требования к надлежащей организации власти в государстве (аксиомы власти)………………………………………………...10
Вопрос №4. С. А. Муромцев. Содержание и существенные признаки права. Проблемы правопорядка, юридической нормы, правоотношений, судебного правотворчества………………………………………………………………..16
Вопрос №5. Западники и славянофилы о политике и праве……………..….21
Список литературы…………………………………………………………….26
Первая аксиома власти по Ильину гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия. Вторая аксиома власти утверждает, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина. Третья аксиома власти утверждает, что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу. Четвёртая аксиома власти утверждает, что политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес. Пятая аксиома власти утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы. Шестая аксиома власти гласит, что государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа. Таковы основные аксиомы власти. И можно сказать с уверенностью, что грядущая судьба государственности связана с их усвоением и осуществлением.
Власть есть сила воли, которая измеряется не только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения властителя, но и авторитетной непреложностью его внешних проявлений. «Назначение власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности, завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и решению». Властвование похоже на тонкий, художественно складывающийся процесс общения более могущественной воли с более слабой волей. Этот процесс создает незримую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных воль к единой, организованной, ведущей воле. Создание такой атмосферы есть дело особого искусства, требующего не только интенсивного волевого бытия, но также – и это следует считать важным основополагающим элементом всей конструкции Ильина – «душевно-духовной прозорливости, подлинного восприятия бессознательной жизни других и умения ее воспитывать». Вот почему государственная власть только тогда в состоянии «соблюдать свою истинную духовную природу... если только она остается верна своей цели, своим путям и средствам, она получает свое священное назначение только на этой последней, нравственной и религиозной глубине».
Таково исходное
толкование Ильиным природы и
общего назначения власти в его социальном,
психологическом и духовно-
Ильин поясняет,
что сама справедливость в ее правовом
воплощении не сводится лишь к равенству
фактическому (с его «слепотой
к человеческим различиям»); она
состоит в «беспристрастном, предметном
учете, признании и отражении
каждого индивидуального
Определенную
роль в воспитании чувства достоинства
выполняет частная
Частная собственность дает чувство уверенности, доверия к людям, к вещам и земле; она научает творчески любить труд и землю, свой очаг и родину; она закрепляет оседлость, без которой невозможна культура, единит семью, вовлекая ее в заботы о собственности, она питает и направляет государственный инстинкт человека; «она раскрывает ему художественную глубину хозяйственного процесса и научает его религиозному принятию природы и мира». Таким образом, «частная собственность пробуждает и воспитывает в человеке правосознание, научая его строго различать «мое» и «твое», приучая его к правовой взаимности и к уважению чувства полномочий, взращивая в нем верное чувство гражданского порядка и гражданской самостоятельности, верный подход к политической свободе».
По мнению
Ильина, правовое государство в отличие
от тоталитарного – этого
Первая аксиома власти гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия
Вторая аксиома власти утверждает, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина.
Третья аксиома власти утверждает, что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу.
Четвёртая аксиома власти утверждает, что политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.
Пятая аксиома власти утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы.
Шестая аксиома
власти гласит, что государственная
власть принципиально связана
Таковы основные аксиомы власти. И можно сказать с уверенностью, что грядущая судьба государственности связана с их усвоением и осуществлением.
Заслуживает
упоминания позиция философа в вопросе
о достоинствах и несовершенствах
двух основных форм устройства власти
в государстве – монархии и
республики. В основе его оценки
– мера их содействия росту духовности
и свободного правосознания. Дело в
том, что правопорядок складывается
в обществе лишь тогда, когда «каждого
из нас признают главным, самоуправляющимся
духовным центром, личностью, которая
имеет свободное правосознание
и призвана беречь, воспитывать и
укреплять в себе это правосознание
и эту свободу». Идеальная форма
для России, по мнению Ильина, единовластие,
монархия. «История как бы вслух
произнесла некий закон: в России
возможны или единовластие или хаос;
к республиканскому строю Россия
неспособна. И еще точнее: бытие
России требует единовластия – или
религиозного и национально укрепленного,
единовластия чести, верности и служения,
т.е. монархии; или же единовластия безбожного,
бессовестного, бесчестного и притом
антинационального и
Создание христианской культуры, подчеркивал Ильин, есть задача, поставленная перед человечеством много лет назад и им не разрешенная. Эта задача и не может быть разрешена одной эпохой, одним поколением раз и навсегда, ибо «каждая эпоха и каждый народ и каждое поколение должны стремиться к решению ее по-своему – по-своему достигая и не достигая».
Вопрос №4. С. А. Муромцев. Содержание и существенные признаки права. Проблемы правопорядка, юридической нормы, правоотношений, судебного правотворчества.
Сергей Андреевич
Муромцев (1850—1910) — профессор гражданского
права юридического факультета Московского
университета, лидер конституционно-
В своей теории Муромцев придавал главное значение правовым отношениям. В основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения, регулирование которых осуществляется, отмечал ученый, с помощью различных санкций: юридической, моральной, религиозной и др. При этом каждое отношение может быть предметом нескольких санкций одновременно. «Мы соблюдаем их не думая, просто потому, что привыкли их соблюдать, что считаем это должным, без всякой связи с какой-либо санкцией», — отмечал Муромцев.
Отношение,
соблюдаемое по привычке, обладает
особенной прочностью и именно в
силу этого, утверждал Муромцев, не
нуждается в юридической
Значение юридической защиты необходимо придавать только тем отношениям, которые еще недостаточно прочны и требуют дополнительных гарантий от государства. Однако форма правового существования тоже не является постоянной принадлежностью отношения: вначале, когда отношение несет в себе элемент случайности, необходимо его гарантировать юридической защитой, однако позднее, возможно, оно станет прочной и привычной нормой в данном обществе и не потребует государственного вмешательства. Юридической санкцией, считал Муромцев, обеспечивается только та часть общественных отношений, которая признается наиболее важной для интересов личности и государства и не может быть обеспечена иначе, как силой государственного принуждения.
По учению Муромцева правовой порядок — это существующий порядок отношений в обществе. На него воздействует ряд факторов: юридические нормы действующего законодательства государства, идеи справедливости, надежды на правовой порядок будущего времени, научные предположения и ориентиры и др. Однако, утверждал Муромцев, все они только атрибуты правопорядка — факторы, воздействующие на процесс его образования. Правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок.
На содержание правопорядка влияют интересы и отношения социальных групп. Муромцев писал, что общество пронизано союзами разной степени общности: дружеские кружки, товарищества, семья, община, сословие, партия, государство. От характера отношений внутри общественной группы зависит и форма их защиты, которая может выражаться порицанием со стороны общественного мнения, насильственными действиями потерпевшего против нарушителя, отказом от провинившегося сочлена (в партии, общине) и т.п. Эта защита интересов каких-либо групп населения происходит в формах, не определенных заранее, она «определяется в каждом отдельном случае, смотря по обстоятельствам». Муромцев называл такую форму защиты «неорганизованной защитой», а сами отношения, которые гарантируются от нарушений таким образом, — «правовыми».
Муромцев различал «правовое» отношение (отношение «защищаемое») и «юридическое» отношение (отношение «вынужденное, или защищающее»). К правовым он относил те общественные отношения, которые складываются по поводу типичных для данного общества интересов отдельных лиц и их объединений. Эти отношения и интересы по мере признания обществом получают "неорганизованную защиту" со стороны общества и социальных групп.
Однако при столкновении различных интересов «неорганизованной защиты» уже недостаточно и необходимо, замечал ученый, обратиться за защитой нарушенного права к государственным органам, т.е. к «организованной защите». Действие ее жестче и, как следствие, «понудительное, нежели действия формы неорганизованной». Она «вручается» судьям, должностным лицам государственных органов или общественных властей, действия их облекаются в точные формы с указанием границ компетенции, определенной процедурой принятия решений, и т.д. Организованную форму защиты Муромцев называл «юридической».
Различая «юридическое» и «правовое», Муромцев оговаривал отсутствие между ними четкой границы, особенно в периоды «развитого государственного быта» (по существу, гражданского общества), когда в обществе действует и получает государственное закрепление особый, частный и групповой, не зависимый от государства интерес. «Тот факт, — писал Муромцев, — что государство может всегда выступить против неприятного для него права, созданного в союзе, подчиненном государству, вовсе не значит еще, что государство может всегда помешать возникновению такого права. Но только в подобном случае можно было бы говорить о государстве как единственном субъекте правообразования».
Тем не менее, утверждал Муромцев, сила государственной власти не абсолютна. В обществе существуют и другие силы, оказывающие влияние на правовой порядок (настроения в обществе, внешние условия). При установлении юридического характера отношений (возведение какого-либо отношения на степень права) деятельность власти ограничивается тем, отмечал Муромцев, что устанавливается факт притязаний у субъекта права по отношению к правонарушителям. Юридические отношения всегда возникают в форме притязаний.
Юридические нормы, которые создает государство, заявлял ученый, не всегда соответствуют существующему в данном обществе правопорядку. Встречаются случаи некоторых противоречий между предписаниями нормы и правопорядком, но бывает так, что правопорядок идет наперекор юридическим нормам. В результате «не только не будет защищаться то, что предписано в норме, но напротив, будет защищаться нечто, совершенно тому враждебное».
Большие надежды
на преодоление противоречий между
юридическими нормами и правовым
порядком Муромцев возлагал на судебные
и другие правоприменительные органы,
которые, по его мнению, должны быть
способны постоянно приводить