Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:29, курсовая работа
Цель исследования – изучить мораль и право как регуляторы «должное» в обществе.
Объект исследования - право и мораль.
Предмет исследования – право и мораль в аспекте должного.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие права и морали.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………..........................
3
1. Аспекты права и морали ……………………………………….....
5
2. Право в аспекте должного ……………………………………......
13
3. Мораль в аспекте должного ……………………………………...
19
4. Соотношение права и морали в аспекте должного …………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………....................
24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………….....
25
При этом следует учитывать
различные способы
Мораль включает в себя исторически складывающиеся идеалы и принципы, связанные с поведением людей. Они возникают в каждом обществе стихийно и зависят от различных обстоятельств: особенностей трудовой деятельности, кочевого или оседлого образа жизни, господствующей религии, форма организации общества и иных конкретно-исторических реалий. Весь способ существования общества, формы отношений между людьми постоянно воспроизводят эти идеалы и принципы как неотъемлемые, составляющие самую суть общественной жизни. Моральные установки существуют не только в качестве представлений о полезном и целесообразном поведении, в результате которого можно достигнуть конкретных результатов. Моральные нормы – это требование должного, безусловного, или, строго говоря, императивы ( от лат. imperatives « повелительный » - повеление, настоятельное требование, приказ, закон ), лежащие в основании любой деятельности, достижения любых целей. Причем нормы морали, в отличие от норм другого рода, не связан с какими – либо учреждениями или общественными санкциями, а поддерживаются общественным мнением, привычным поведением общества в целом или его определенного слоя и самим человеком [16].
Регуляция (управление) моральной деятельности опирается на систему моральных требований. Моральное требование – эталон, разрешающий противоречия: должное – сущее, социальное – индивидуальное, добро – зло.
Признаки моральных требований.
1. Единство содержательности и императивности.
2. Единство должного
и сущего. Всякое требование –
эталон должного. Всякое должное
укоренено в сущем, в
3. Единство образца
и запрета. Моральные
4. Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально. [6]
Структура морального требования:
- Гипотеза - предполагаемый адресат морального требования.
- Диспозиция – форма выражения требования.
- Санкция – система мер, применяемых в случае несоблюдения требований [6].
Таким образом, моральные требования - это эталон должного поведения человека, который показывает наиболее оптимальный вариант разрешения противоречий между личностью и обществом.
4. Соотношение права и морали в аспекте должного.
Мораль и право. Наряду с соотношением
морали и религии Кант в своих
этических сочинениях постоянно обращается
также к отношению морали и
права. Как раз при анализе этой проблемы
особенно остро обнаруживается
критическое отношение философа к буржуазному
обществу. Саму специфику
морали Кант в значительной мере выявляет
путем ее отграничения от права.
Кант различает внешние, внутренние, субъективные.
Первые являются юридическими и реализуются
благодаря насилию. Вторым
следуют из сознания внутреннего долга
и из внутренней сути самого дела;
они являются моральными. Это разграничение
отчетливо проводится в не
опубликованных при жизни Канта материалах:
право касается только
поступков, мораль - убеждений, легальность
- действий, "если даже все они
должны были быть порождены силой, этика
- того, какими они должны были бы быть,
если бы они возникли без какого-либо насилия,
а только по моральному убеждению"
При этом Кант считает моральным такое
действие, которое направлено на весь
человеческий род и его благоденствие,
признаваемое в качестве высшего блага.
Юридическое же отношение направлено
на конечную волю индивидов и их внешние,
бессердечные связи. Кантовское противопоставление
права и морали метко подмечает то обстоятельство,
что приобретают овеществленный вид.
Канту, который не выезжал из маленького
Кенигсберга, но благодаря начитанности
и исключительному дару наблюдательности
"объездил" весь мир, удается на проиллюстрировать
антагонизмы правового и морального поведения
в
буржуазном мире. Так, подобно Д. Рикардо,
который впоследствии писал, что если
в Индии начинается голод и английские
купцы экспортируют зерно, то они это делают
не из человеколюбия, а из выгоды, Кант
показывает, что вся буржуазная благотворительность
проистекает исключительно из страха
перед наказанием или потерями. За кантовским
противопоставлением права и морали
скрыто признание аморальности буржуазного
общества.
Кант не просто исходит из посылки свободного
индивида.
Он одновременно показывает отчуждение
человека как субъекта юридических норм.
Кант - и здесь явно чувствуются следы
влияния Руссо – рассматривает моральность
как преодоление этого отчуждения; в результате
это выглядит
как переход всего правового в моральное.
Но все же в целом Кант видит в
праве и морали взаимодополняющие противоположности,
формальное единство субъективности и
объективности поведения. Однако тот факт,
что у Канта право, в котором субъект становится
вещью, критически отграничивается от
морали, которая утверждает человека как
конкретную общественную сущность,
свидетельствует об определенной социальной
позиции: буржуазное общество
рассматривается как вещественная связь
и в качестве перспективы
общественного развития выставляется
требование нравственной ассоциации
индивидов. Кантовское разграничение
правового и морального аспектов
поведения выражает противоречивость
буржуазного индивида, который в
качестве юридической единицы утверждает
себя в наличном овеществленном мире,
а в качестве субъекта морали подвергает
сомнению и самого себя, и
произведенный им мир.
Этизация социальных проблем Кантом была
протестом против обезличенного общественного
поведения, против механики общественной
жизни, в которой
отсутствовала ее собственная цель - развитой
индивид. Уже это
противопоставление моральной проблематики
праву показывает причину и смысл поворота
Канта к этике внутренней убежденности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нормы права и морали всегда являются фиксацией сущего и формулируют на его основе должное. Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться в сложном и изменчивом мире общественных отношений.
Регулируя общественные отношения, правовые нормы определяют условия возникновения правомочий и юридических обязанностей, круг лиц, которые могут ими обладать, а также способы государственного обеспечения этих прав и осуществления соответствующих им юридических обязанностей. То «должное», которое характерно для юридических норм, призвано и в изначальном своем виде и в процессе перехода в реальность реализовать предназначение права, в том числе - с регулятивной стороны.
Мораль – это сфера норм, требований, запретов, сфера должного. Она говорит не о том, как люди поступают в действительности, но о том, как надо поступать. И она является ценностной формой сознания: оценивает поступки людей, соответствующие должному, признает их правильными и одобряет, а противоречащие ему считает неправильными и осуждает. Существует точка зрения, согласно которой должное и сущее – абсолютные противоположности, так что должное привносится в жизнь откуда-то извне, из какого-то независимого от нее мира. Но если бы в должном не было ничего, что бы соответствовало реальности, как бы оно могло с ней соприкасаться, тем более, в нее воплощаться?
Моральные поступки всегда совершались и совершаются, следовательно, мораль является не только чем-то должным, но и сущим, относится к сфере сущего, и должное находится в самом сущем. Морально-должное – это духовная, субъективная форма отражения его объективной основы – определенной реальной необходимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С. С.
Право. Азбука. Теория. Философия.
Опыт комплексного
2. Бакштановский В.И.,
Согомонов Ю.В. Моральный
3. Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995. С. 35-36.
4. Венгеров А. Б.
Теория государства и права:
Учебник для юридических вузов.
5. Вязовский А. К. О морали. - М.: Статут, 2006. – 185с.
6. Гумницкий Г.Н. Основы
этики. Учебное пособие. Иванов
7. Гусарєв В.Д., Тихомиров
О.Д. Юридическая деонтология
(Основы юридической
8. Днепровская И.В. Восприятие
права в России // Школа мысли, №6. 2006 [Электронный
ресурс]: http://shkola-mysli.narod.ru/
9. Зеленцова М.Г. Монистическая
парадигма философского
10. Зеленцова М.Г. Проблема
обоснования морали в философском аспекте.
// Экономическая философская газета. [Электронный
ресурс]: http://www.eifgaz.ru/gumno34-
11. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
12. Медведев Н.В. В поисках основания морали // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 6 (50). 2007. С. 82–86.
13. Петражицкий Л.И.
Теория права и государства
в связи с теорией
14. Скрипник А. П. Моральное зло истории этики и культуры. -М.: Политиздат, 1992. - 351 с.
15. Теория государства и права: Курс лекций //под ред. проф. Марченко М.Н. - М.:Зерцало, 1996.
16. Франц А. Б. Мораль и власть // Философские науки. 1992. № 3. С. 11.
17. Явич, Л. С. Право
- регулятор общественных