Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 00:43, курсовая работа
Цель моей работы - обосновать наличие авторитарных тенденций в системе государственного управления современной России.
Для достижения поставленной цели мне необходимо выполнить ряд задач:
1) Раскрыть понятие авторитаризма
2) Выявить основные черты авторитарных режимов;
3) Выявить признаки авторитарных режимов;
4) Показать отличие авторитарных режимов от тоталитарных;
5) Охарактеризовать политические режимы Б.Н. Ельцина и В.В. Путина;
6) Выявить авторитарные тенденции в современной России.
Введение
Тема моей работы – Авторитарные тенденции в системе государственного управления в современной России. На мой взгляд, эта тема довольно актуальна на сегодняшний день, потому что после того как к власти в России пришёл В. В. Путин начался процесс укрепления вертикали власти, то есть:
- власть
в субъектах стала более
- сократилось
также количество субъектов за
счёт вхождения автономных
- увеличение
срока полномочий Президента
и Государственной Думы
В связи с этим, среди общественности пошли разговоры об оформлении авторитаризма в современной России. Всё это усугубляется тем, что уже на вторых выборах подряд в Государственную Думу уверенно побеждает партия «Единая Россия», а также тем, что В. В. Путин, являющийся на момент последних выборов в Государственную Думу, возглавил избирательный список «Единой России». Естественно, это не могло не вызвать общественный резонанс и не заставить говорить о развитии тенденций авторитаризма в государственном управление в современной России.
Над этой темой работали такие учёные-политологи, как Ю.П. Аверин, Н.А. Баранов, О.Н. Смолин и другие.
Цель моей работы - обосновать наличие авторитарных тенденций в системе государственного управления современной России.
Для достижения поставленной цели мне необходимо выполнить ряд задач:
Объектом исследования является – система государственного управления, а предметом – политический режим.
Работа состоит из двух глав, разделяющихся на подглавы. Первая глава представляет собой теоретический раздел, в котором даётся определение авторитаризма, черты авторитарных режимов, показываются типы авторитарных режимов и т.д. Вторая глава – аналитическая. В ней рассматриваются современные российские политические режимы.
Заключение
представляет собой подведение итогов
проделанной работы и пути решения
данной проблемы.
Глава 1
Авторитаризм.
Характерные черты.
Чтобы начать разговор об авторитарных методах государственного управления, нужно дать определения что такое:
- государственное управление;
- авторитаризм
Именно,
авторитаризму и его
Итак, государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется с одной стороны политической деятельности, а с другой стороны — деятельности по формулированию политического курса1.
Что же такое авторитаризм?
Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии2.
Авторитарный
режим — государственно-
- природные, прирожденные качества политического лидера («авторитарной», властной личности);
- разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.);
- социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима.
Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой организации авторитарных порядков.
Но в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных («силовиков») и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации власти, они плохо приспособлены для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения связи населения с властью. Образующаяся в результате дистанция между режимом и рядовыми гражданами имеет тенденцию к увеличению.
В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения авторитарных режимов сохраняют переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, «авторитарные соблазны» в обществах этого типа практически неискоренимы. Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у многих политических сил «сделать все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию — дисциплиной, делать все рационально3». Например, в современном российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно подпитывается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протеста, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложившимся национальным единством, распространенными консервативными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности4.
Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы:
- партийные,
- корпоративные,
- военные,
- национальные,
- режимы личной власти.
Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия).
Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются военные режимы. Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. В современное время военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и принуждением, не исключающим использование физического насилия.
Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы. В настоящее время такие системы характерны для ряда стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонстрируют стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию.
Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений.
Режимы личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Это может привести к гражданской диктатуре, для которой характерна единоличная власть гражданского лица. Обычно такой личностью становится национальный лидер или лидер «группы по интересам», пришедший к власти с помощью государственного переворота. Он может либо проводить относительно самостоятельный политический курс, опираясь на собственную харизму, либо обслуживать интересы своих сторонников.
В связи с этим можно отметить, что авторитарные режимы обладают значительными мобилизационными и ориентационными возможностями благодаря способности концентрировать ресурсы на стратегических направлениях развития. Достигая экономической и социальной эффективности, авторитарные режимы формируют демократическую систему ценностей, заинтересованность граждан в политических и гражданских правах и свободах, потребность в свободе информации, независимости мышления, нетерпимости к произволу и насилию.
Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам — важнейшая практическая задача конструктивного реформирования общества.
Можно выделить следующие методы авторитарного государственного управления:
Будучи
родственным тоталитарному
1. Отчуждение народа от власти.
Авторитарное государство характеризуется тем, что в нем сужена или сведена на нет сфера применения принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению. Всеобщее избирательное право отменяется или превращается в фикцию, происходит ограничение или имитация участия широких народных масс в решении жизненно важных проблем общественной жизни, господствует принцип назначения. Выражением такого вышеназванного ограничения выступает отсутствие или непостоянное и малозначительное для населения функционирование избранных народом органов власти. Для авторитарного режима характерно сужение числа субъектов, формирующих органы власти, вплоть до одного человека. Массы в центре и на местах от власти отчуждаются.