Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 00:43, курсовая работа
Цель моей работы - обосновать наличие авторитарных тенденций в системе государственного управления современной России.
Для достижения поставленной цели мне необходимо выполнить ряд задач:
1) Раскрыть понятие авторитаризма
2) Выявить основные черты авторитарных режимов;
3) Выявить признаки авторитарных режимов;
4) Показать отличие авторитарных режимов от тоталитарных;
5) Охарактеризовать политические режимы Б.Н. Ельцина и В.В. Путина;
6) Выявить авторитарные тенденции в современной России.
Большинство политологов и политиков согласны с тем, что политический режим при первом Президенте России не был диктаторским, но в то же время демократическим его назвать сложно. Этот режим определяли по-разному: «авторитарная демократия» (В.Рукавишников), «полудемократия» (Л.Гордон), «российский гибрид» (Л.Шевцова), «фасадная демократия» (Д.Фурман), «электорально-клановый» или «клановая демократия» (А.Лукин) и т. д.
Пришедшие к власти новые лидеры стремились восстановить авторитарные принципы государственной организации. По форме новые институты являлись демократическими, иными словами, созданными по принципу «снизу вверх», а по содержанию – в значительной степени авторитарными, ибо для участия в выборах большая часть представителей властных структур выдвигалась не «снизу», а «сверху» и выражала особые групповые интересы лидеров. Большинство депутатов Федерального Собрания, избранного в декабре 1993 г., были работниками административных органов управления.
Политическую систему, сложившуюся при Б.Ельцине, некоторые политологи назвали «режимно-государственной», при которой в центре режима находился президент с большим объемом полномочий. Результатом такой политической практики явилось ослабление государства, не способного утвердить принципы конституциональной независимости политической системы от существующего режима.
Политическая власть, осуществляемая в России в 1990-е гг., не использовала методы традиционного авторитаризма, а имеющий место политический режим не мог себя изолировать от некоторых черт современной либеральной демократической политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов. Но некоторые методы авторитаризма, используемые в государственном управлении во времена Бориса Ельцина нельзя не указать.
Например,
почти вся полнота власти была
сосредоточена в руках
-
Президент сам утверждает
-
Президент сам выдвигает свою
кандидатуру главы
-
Президент РФ имеет право
По сути, Б. Н. Ельцин монополизировал власть в своих руках, устранив оппозицию (Верховный Совет). Также Ельцин применил в то время такой метод авторитарного управления, как использование силовых структур в политических целях (обстрел Белого Дома).
В то же время политика 1990-х гг. основывалась на классических постулатах либеральной демократии и рыночной экономики, поэтому имела двойственный характер: в ней уживалось отсталое командное управление старого типа, бюрократическое регулирование экономики и передовая политика, направленная на подлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинение политики закону и свободные выборы. Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть в радикально новых формах воспроизводила практику прошлого. Рождающаяся новая общественно-политическая реальность несла в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого.
Политический режим, установленный при Б.Ельцине, имел двоякую направленность: с одной стороны, стремление к демократии, международной интеграции (вступление в Совет Европы в 1996 г.), менее бюрократизированной и подлинно рыночной экономике; с другой стороны, он унаследовал, продолжил и даже развил многие черты прошлого.
Конституция 1993 г., закрепив власть Б.Ельцина, установила, по выражению О.Смолина, «демократический по форме, но авторитарный по содержанию политический режим14».
Сложившийся общественный порядок имеет глубокие корни в отечественной институциональной и политико-культурной традиции моносубъективности власти, то есть сосредоточении властных ресурсов в одном персонифицированном институте при сугубо административных функциях всех других институтов.
Существующая конфигурация политической власти создает специфическую ситуацию, при которой легитимируемые всенародным голосованием институты государства (президент и Дума), участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятельность не несут. Правительство, назначаемое президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или вследствие «подковерной» борьбы15.
Поскольку ни парламентское большинство, ни парламентские коалиции не обладают правом формировать правительство, борьба партий на выборах и сами выборы лишены того смысла, которым они наделены в демократических государствах. Победа партии на выборах не дает ей возможности проводить курс, заявленный в программе, а статус Государственной Думы не позволяет эффективно контролировать исполнительную власть. В связи с тем, что ни одна партия не в состоянии реализовать свою предвыборную программу, граждане утрачивают главный стимул для участия в избирательных компаниях.
В
1990-е гг. у политической власти отсутствие
долговременной стратегии развития
сочеталось с обилием разного
рода федеральных программ, слабо
увязанных между собой и
Своеобразие политического режима Президента РФ в период с 2000 по 2008 годы позволило ряду исследователей охарактеризовать его «путинским». Если при Ельцине авторитаризм только начинал оформляться, то с приходом к власти Владимира Путина, авторитарные методы приобрели более значимые черты в государственном управлении. И несмотря на то, что сейчас Президентом является Дмитрий Анатольевич Медведев, режим всё равно принято называть «путинским».
Новый политический режим, связанный с именем нового президента, стал формироваться после президентских выборов 2000 г. Но еще до выборов стал проявляться политический стиль нового лидера, который в значительной степени определил методы и способы осуществления власти. Путин с момента вступления в президентскую должность и своим внешним видом, и своим поведением демонстрировал политическую независимость и надпартийность, настойчиво утверждая стиль «просвещенного авторитаризма16». Авторитаризм проявлялся в демонстрации политической воли и определяющей роли нового лидера в выдвижении и одобрении всех сколько-нибудь значимых государственных решений, просвещенный же характер авторитаризма усматривался в желании соединить вождизм и государственничество с либерализмом, твердом неприятии реставрационных идей.
Подтверждая приверженность демократической направленности преобразований, В.Путин в то же самое время демонстрировал решительность при нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые финансировали и контролировали СМИ, развязавшие против президента пиар-кампанию. Эти события породили беспокойство по поводу положения независимых средств массовой информации в России.
К этим действиям также можно отнести:
-
резкое ослабление
-
установление прямого или
-
постоянно нарастающее по
Путин стал активно проводить политику «завинчивания гаек». Первым делом, он объявил курс на укрепление вертикали власти и её централизации были проведены следующие мероприятия:
- губернаторы стали назначаться Президентом, а не избираться. Это иллюстрирует использование метода административного регулирования. Данное мероприятие повлекло за собой одно немаловажное последствие – изменение состава Совета Федераций.
-
разделение Российской
-
слияние территорий
- реализуется метод монополизации власти в руках одного правителя:
а) последующие президентские сроки будут длиться не 4 года, а 6 лет, Государственной Думы – 5 лет
Статья 1.
Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:
1) часть 1 статьи 81 изложить в следующей редакции:
«1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»;
2) часть 1 статьи 96 изложить в следующей редакции:
«1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.»18.
б) наличие «Плана Путина»,
в) возглавление избирательных списков партии «Единая Россия», что в дальнейшем может сделать власть этой партии монопольной, как в своё время власть КПСС.
Важной вехой в формировании современного политического режима стали парламентские выборы 2007 г. Получив конституционное большинство в Государственной Думе, политическая партия «Единая Россия», заявившая о полной поддержке политики действующего президента, имеет неограниченные возможности для осуществления политических и экономических реформ, изменения политической системы общества, что уже было продемонстрировано в конце 2004 г. путем принятия федерального закона, изменяющего порядок избрания глав исполнительной власти субъектов федерации. Увеличение проходного барьера для политических партий с пяти до семи процентов также трудно назвать демократическим методом.
Устойчивость и стабильность режима во многом зависят от эффективности государственного управления. Инициируя проведение административной реформы, правящий режим пытается сформировать системные очертания механизма принятия решений за счет изменения характера и стиля деятельности административных структур. Проведение данной реформы свидетельствует больше о централизации, нежели чем о децентрализации. Например, такая мера как «разработка четкой, унифицированной внутренней структуры различных институтов административной системы, позволяющей «видеть» со стороны весь механизм их жизнедеятельности19».
Стремление режима управлять политическими контактами с бизнесом, солировать на партийном и медийном рынках, контролировать гражданские структуры и т.д. свидетельствует о том, что он пытается подменить собственной активностью активность всех своих политических партнеров. В результате вполне естественный процесс политизации государственного управления трансформируется в процесс управления политикой с сопутствующим ему перехватом представительских функций у населения и бизнеса, пренебрежением мнений гражданских контрагентов и торможением политической активности общества.