Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 22:55, курсовая работа
Описание работы
Актуальность.Концепции элитизма достаточно разнообразны. Они берут свои истоки в социально-политических представлениях глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды на общество, согласно которым оно делится на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Однако такого родаэлитарные теориисколько-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили.
Содержание работы
Введение 3 1. Биологические основания возникновения элиты 5 2. Межгрупповые (межклановые) конфликты интересов как отправной пункт возникновения элит 7 3. Специфические особенности характера и поведения людей, способствующие их вхождению в элиту 10 4. Особенности возникновения «ближнего круга» (сподвижников) как процесс становления элитарной группы 12 5. Специфика восприятия и интериоризации политических и религиозных доктрин 17 6. Инструменты, используемые элитами для удержания власти 21 Заключение 24 Список используемой литературы 26
2. Межгрупповые (межклановые)
конфликты интересов как отправной пункт
возникновения элит 7
3. Специфические особенности
характера и поведения людей, способствующие
их вхождению в элиту 10
4. Особенности возникновения
«ближнего круга» (сподвижников) как процесс
становления элитарной группы 12
5. Специфика восприятия и интериоризации
политических и религиозных доктрин 17
6. Инструменты, используемые
элитами для удержания власти 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Введение
Актуальность. Концепции элитизма достаточно
разнообразны. Они берут свои истоки в
социально-политических представлениях
глубокой древности. Еще во времена разложения
родового строя появляются взгляды на
общество, согласно которым оно делится
на высших и низших, благородных и чернь,
аристократию и простой люд.
Однако такого рода элитарные теории сколько-нибудь серьезного
социологического обоснования еще не
получили.
Понятие "элита" и его основные
синонимы всегда играли важную роль в
теориях и концепциях гуманитарных и военно-политических
дисциплин и особенно в политических науках.
Обоснование роли политической элиты
в жизни российского общества приобретают
сегодня особую актуальность. Для России
это обусловлено еще и своеобразием переживаемого
исторического периода. И одним из путей
выхода из кризиса, стабилизации обстановки,
подъема России является эффективная
деятельность элитных групп, которые определяют
стратегию развития общества. При этом
важно отметить, что элитные группы необходимо
в любой сфере деятельности, будь то наука,
политика, армия или управление экономикой.
Становление зарубежной социологии
в период 70— 90-х годов XIX в. представляет
собой процесс, на который оказали влияние
сложность политического развития европейских
стран и те кризисные явления, которые
нарастали на рубеже веков.
Г. Моска проанализировал проблему
формирования (рекрутирования) политической
элиты и ее специфических качеств. Он считал,
что важнейшим критерием формирования
«политического класса» выступает способность
к управлению другими людьми, т. е. организаторская
способность, а также материальное, моральное
и интеллектуальное превосходство.
Хотя в целом этот класс наиболее
способен к управлению, однако не всем
его представителям присущи передовые,
более высокие по отношению к остальной
части населения качества, «Политический
класс» постепенно меняется. Существуют
две тенденции в его развитии — аристократическая
и демократическая. Первая из них проявляется
в стремлении «политического класса»
стать наследственным если не юридически,
то фактически. Преобладание аристократической
тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации»
класса, его вырождению и, как следствие,
к общественному застою. Это же в конечном
счете влечет за собой активизацию борьбы
новых социальных сил за господствующие
позиции в обществе.
Заслуга Г. Моски – одного из
основателей современной элитарной теории
- состоит в том, что он пытался вычленить
и систематизировать вопросы, связанные
с ролью элиты в политическом процессе,
сделать их объектом специального исследования.
Предметом являются причины появления
элит Г. Моска, их генезис, а также классификация
и типология элит.
Объект – элиты Г. Моска
Цель курсовой работы – изучить
основные положения концепции Г. Моска.
Задачи:
- раскрыть биологические
основания возникновения элиты;
- проанализировать межгрупповые
(межклановые) конфликты интересов как
отправной пункт возникновения элит;
- выявить специфические
особенности характера и поведения
людей, способствующие их вхождению
в элиту;
- проанализировать особенности
возникновения «ближнего круга»
(сподвижников) как процесс становления
элитарной группы;
- изучить специфику восприятия
и интериоризации политических и религиозных
доктрин;
- охарактеризовать инструменты,
используемые элитами для удержания
власти.
1. Биологические
основания возникновения элиты
Учитывая многогранность категории
«элита» целесообразно определить её
терминологическое наполнение. По утверждению
С.И. Ожегова и М.Ю. Шведова, «термин «элита»
происходит от французского слова elite
– что означает лучший, отборный, избранный,
«избранные люди». В политологии элитой
именуются лица, которые получили наивысший
индекс в области их деятельности. Равнозначные
понятия категории «элита» - «правящая
верхушка», «правящий слой», «правящие
круги» [1].
Самостоятельные элитистские
концепции возникли лишь в конце XIX столетия,
в борьбе с, условно говоря, антиэлитистскими
теориями и идеями. Например, сторонники
французского просветителя Ж.Ж. Руссо,
исходя из неделимости народного суверенитета,
считали, что сама передача гражданами
даже части своих прав представителям
во власти ведёт к разрушению системы
народовластия, отрицая таким образом
целесообразность разделения функций
управляющих и управляемых.
Серьёзными оппонентами элитистов
были учёные и мыслители, отказы-вавшие
правящим слоям в каком-либо моральном
оправдании их деятельнос-ти. Например,
сторонники толстовства как социально
этического учения находились в резкой
нравственной оппозиции ко всем власть
предержащим. Сам Л.Н. Толстой в произведениях
«В чём моя вера», «Закон насилия» и некоторых
других неоднократно сурово порицал систему
светского правления, полагая, что «государственная
власть всегда принадлежит худшим и злым»,
государственные властители «большей
частью подкупленные насильники», а сенаторы,
монархи и министры – «хуже и гаже палачей»,
ибо прикрывают зло, наносимое людям, лицемерием.
Несколько иные аргументы в
пользу отрицания этических оснований
существования правящего класса в России
приводил известный правовед и философ
И. Ильин. По его мнению, невозможность
эффективного осуществления правящим
меньшинством своих функций обусловлена
нравственным состоянием сознания большинства
населения. Эта нравственно и политически
неразвитая часть общества – или «чернь»
- напрочь лишена должного правосознания
и потому «не ищет лучших людей и не хочет
передавать им власть», но, даже «посадив
свою власть… не умеет ей дать ни уважения,
ни доверия, ни поддержки; она начинает
подозревать её, проникается ненавистью
к ней». Понятно, что в таких условиях ни
власть, ни государство не могут эффективно
осуществляться даже профессионалами
[2].
Наша контрольная работа посвящена
политической элите как носителю наиболее
ярко выраженных политико-управленческих
качеств, определяющих основы функционирования
государства.
Представление об элите будет
неполным без выяснения факторов, оказывающих
прямое влияние на её формирование. К таким
факторам, в частности, можно отнести:
неравенство людей, обусловленное
индивидуальными особен-ностями психики, что влечёт за собой различные лидерские способности;
социальное неравенство людей,
которое предопределяет различные возможности
людей быть причисленными к элите (перефразировав
Аристотеля, можно условно обозначить
этот фактор «элита по крови» и «элита
по духу»);
неравные биологические возможности
людей – крепкий организм, выносливость,
сила и т.д.
Отнесение того или иного человека
к элитной группе может расцениваться
неоднозначно и весьма условно.
Анализируя особенности политической
элиты, следует отметить, что она внутренне
дифференцирована не только с точки зрения
отдельного человека, но и с учётом структуры
элитной группы. Так, по признаку наличия
или отсутствия государственной власти
политическую элиту можно разделить на
правящую, которая непосредственно обладает
государственной властью (политическая
элита власти), и оппозиционную (контрэлиту),
а по критерию объёма властных полномочий
– на высшую, которая принимает значимые
для всего государства решения, среднюю,
которая выступает барометром общественного
мнения, и административную, которую составляют
служащие-управленцы (бюрократия). Различают
также политические элиты в партиях и
классах.
Будучи явлением многогранным,
политическая элита концентрирует в себе
все признаки формирования других элитных
групп. Но особенностью политической элиты
является то, что она функционирует, развивается
не только на основе норм социальных, но
и на основе норм правовых, которые предопределяют
её постоянное обновление во многом за
счёт принципа равенства всех перед законом
[3].
Политические наблюдатели обратили
внимание на перемены в стиле и способах
осуществления политической власти. В
последние 10-15 лет «дипломатичная» политика
с поисками консенсуса и тенденцией к
коалицион-ным действиям стала уступать
место «твёрдым» решениям, что можно видеть
в таких странах, как США, Великобритания,
Италия, Израиль и Россия. Следуя традиции
классической элитологии, мы условно обозначаем
этот процесс как вытеснение лис львами.
2. Межгрупповые
(межклановые) конфликты интересов как
отправной пункт возникновения элит
Межгрупповые конфликты — столкновение
отдельных групп по поводу возникновения
между ними конфликтных противоречий.
Эти противоречия могут быть обусловлены
самыми различными причинами. Например,
борьба за ограниченные ресурсы, стремление
к доминированию, удовлетворению потребностей
и т. д. Все эти противоречия присущи и
другим видам конфликтов. Однако межгрупповые
конфликты имеют и свои особенности.
В основе межгруппового взаимодействия
лежат такие понятия, как социальная идентичность
и социальное сравнение. Эти понятия предполагают
деление людей на своих и чужих, выделение
своей группы (мы-группы) из общей массы
других групп (аут-групп). Через сравнение
и противопоставление отдельные индивиды
идентифицируют себя с определенной социальной
общностью и обеспечивают относительную
стабильность внутригрупповых отношений.
Отнесение себя к какой-либо группе порождает
негативный образ «внешних других даже
в том случае, если отсутствует реальное
столкновение интересов и сколько-нибудь
длительная история межгрупповых отношений».
Феномен социальной (групповой)
идентичности включает следующие основные
положения:
стремление индивида сохранить
позитивный образ «Я» и собственную социальную
идентичность;
принадлежность к группе;
оценка группы по принципу сравнения;
позитивная оценка достоинств
собственной группы и негативная оценка аутгрупп.
Таким образом, наряду с положительной
функцией — обеспечение психологического
благополучия личности, социальная идентичность
стимулирует негативный процесс социального
сравнения (противопоставления) и дискриминации
аутгрупп [4].
Межгрупповые конфликты способствуют
укреплению внутри-групповых связей и
отношений, объединению членов группы
для борьбы с внешним врагом. Например,
до начала Чеченской войны в республике
Ичкерия существовала достаточно мощная
оппозиция правящему режиму во главе с
генералом Дудаевым. Ввод федеральных
войск в Чечню (декабрь 1994 г.) сплотил весь
чеченский народ на борьбу с «внешней
агрессией», а оппозиция потеряла свою
социальную базу и, по сути, прекратила
свое существование.
Конфликтующие группы отличаются
нетерпимостью к нарушителям внутреннего
единства. Подавление «инакомыслия» в
таких группах, как правило, находят поддержку
и одобрение у большинства членов группы
(например, борьба с врагами народа в СССР).
Феномен сплочения перед лицом
внешней угрозы часто используют лидеры
групп и больших социальных общностей
для сохранения внутригруппового единства
и укрепления личной власти. В наибольшей
степени такая «политика» присуща закрытым
группам с авторитарной системой управления.
Например, иранский диктатор Саддам Хусейн
для сохранения режима личной власти постоянно
провоцирует внешние конфликты.
В открытых группах с демократическими
методами управления внутри групповое
равновесие поддерживается благодаря
множественности конфликтных ситуаций,
разнообразию способов и механизмов их
разрешения. «В условиях структурной гибкости
неоднородные внутренние конфликты постоянно
накладываются друг на друга, предотвращая
тем самым глобальный раскол группы в
каком-либо одном направлении».
Взаимодействие различных групп
в обществе может быть построено по различным
основаниям. Группы могут соблюдать относительный
нейтралитет по отношению друг к другу;
сотрудничать на основе разделения и дополнения
функций в совместной деятельности; конкурировать
в определенных сферах и видах деятельности;
вести непримиримую борьбу на уничтожение
друг друга.
В рыночных условиях стратегия
и тактика индивидуального и группового
выживания объективно предполагает межгрупповую
конкуренцию и борьбу за ресурсы. Особенно
эта борьба обостряется в периоды крупных
социально-политических, экономических
и социокультурных изменений, когда меняются
нормы, ценности, отношение к власти, собственности
и к моральным принципам. В такие периоды
межгрупповая борьба за распределение
и перераспределение ресурсов переходит
в открытую «войну всех против всех» без
правил и морали.
3. Специфические
особенности характера и поведения
людей, способствующие их вхождению
в элиту
Г. Моска относил к элите наиболее
активных людей, ориентированных в политике
на власть. Не народ играет главную роль
в политике и не каждый человек может и
способен управлять обществом. Это делает
элита, владеющая специальными политическими
знаниями и долженствующая сформироваться
на основе образования, интеллекта и профессионализма.
Г. Моска обратил внимание на
значение организации элит, которое развил
Р. Михельс. По его мнению, элита зависит
от организованности.