Биологические основания возникновения элиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность.Концепции элитизма достаточно разнообразны. Они берут свои истоки в социально-политических представлениях глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды на общество, согласно которым оно делится на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд.
Однако такого родаэлитарные теориисколько-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили.

Содержание работы

Введение 3
1. Биологические основания возникновения элиты 5
2. Межгрупповые (межклановые) конфликты интересов как отправной пункт возникновения элит 7
3. Специфические особенности характера и поведения людей, способствующие их вхождению в элиту 10
4. Особенности возникновения «ближнего круга» (сподвижников) как процесс становления элитарной группы 12
5. Специфика восприятия и интериоризации политических и религиозных доктрин 17
6. Инструменты, используемые элитами для удержания власти 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

13808.docx

— 57.97 Кб (Скачать файл)

В других случаях, когда социальные условия весьма ограничены, внутренние конфликты возникают между малыми группами и у весьма цивилизованных народов. Для оправдания подобных конфликтов может не быть никаких моральных и интеллектуальных различий среди враждующих партий, но даже если такие различия и существуют, то они используются просто как предлог. Так, понятия “гвельфы” и “гибеллины” служили лишь предлогом и поводом, а не причиной внутренней борьбы в средневековых итальянских коммунах; то же самое можно сказать о понятиях “либеральный”, “клерикальный” и “социалистический”, которые обсуждались фракциями, боровшимися за административные посты в маленьких городках на юге Италии. В периоды чрезмерной интеллектуальной апатии даже самые легковесные претензии способны вызвать серьезные конфликты в очень развитых, цивилизованных обществах. В Византии в период правления Юстиниана и позднее городские улицы часто орошались кровью из-за борьбы двух партий: “зеленых” и “голубых” (“прасинов” и “венетов”). Такие “шайки”, возникавшие в цирке, наблюдали в качестве зрителей состязания возниц, ездивших под двумя этими цветами. В конечном итоге можно быть уверенным, та или иная фракция постаралась бы перетянуть при дворе на свою сторону одну или другую из “банд”. В результате то “зеленые”, то “голубые” пользовались императорской благосклонностью, и таким образом партии обретали определенный политический вес, не теряя свой статус, окружение, т.е. свою “банду”. Нечто похожее происходило в некоторых итальянских городах до 1848 г., когда молодежь могла создавать враждующие между собой группы и фракции, споря относительно достоинств какой-либо примадонны или балерины [6].

В маленьких сообществах так же, как и в больших, если жажда конфликта находит выход в соперничестве и войнах с иностранцами, то происходит определенное умиротворение, и уменьшается опасность, что она выльется в гражданские войны и внутренние распри. При ближайшем рассмотрении природы политических партий, философских течений и религиозных сект, развивающихся во всех цивилизованных обществах, видно, что воинственный инстинкт стадности и борьбы, который является наиболее примитивным и, можно сказать, наиболее “животным” из инстинктов, соединяется с другими, интеллектуальными и психологическими факторами, носящими более сложный и социальный характер. В больших высокоразвитых обществах, объединенных не только морально и интеллектуально, но и благодаря сильной и сложной политической организации, проявляется большая, по сравнению с маленькими и слабо организованными обществами, свобода мысли и чувств. Поэтому у великого народа политические и религиозные конфликты чаще всего вызваны обилием различных идейных течений, верований и склонностей, утвердившихся путем образования различных, своего рода интеллектуальных и моральных горнил, в которых различным образом сплавляются убеждения и мнения.

Так, мы видим, как распространялись буддизм в брахманском обществе, пророчество и позднее различные школы саддукеев, ессеев и зелотов6, будораживших жизнь в Израиле; стоицизм, манихейство, христианство и культ Митры, боровшиеся за преобладание в эллинистически-римском мире; маздакизм - вариант манихейства с явной тенденцией к проповеди общности имущества и жен, охватившего Персию в период правления Сассанидов; мусульманство, берущее начало в Аравии и быстро распространившееся в Азии, Африке и Европе. Подобные им, хотя и более соответствующие рационалистической природе современной европейской цивилизации явления - это либерализм и радикализм XIX в. и в еще большей степени социал-демократия, которая возникла почти одновременно с либерализмом, но дольше него сохранила свою действенность, поскольку остается по-прежнему одним из наиболее важных исторических факторов в XX столетии, как это было и в XIX. Помимо только что упомянутых движений нетрудно проследить великое множество других, незначительных явлений в истории цивилизованных народов, более или менее признанных доктрин, получивших то или иное распространение, но, во всяком случае, удовлетворявших инстинкты разногласий, борьбы, самопожертвований и преследований. которые так глубоко коренятся в сердцах людей [6].

Все эти доктрины, идейные течения, мнения, убеждения возникают примерно таким же путем и, видимо, с самого своего зарождения обладают определенными устойчивыми чертами. Человек, существо весьма слабое, чтобы совладать с собственными страстями и со страстями других людей, зачастую более эгоистичен, чем нужно, нередко тщеславен, завистлив, мелочен, и вместе с тем он несет порой в себе два стремления, два чувства, которые облагораживают, возвышают и очищают его. Он стремится к истине, любит справедливость, иногда может ради этих двух идеалов пожертвовать долей собственных удовольствий и материальных интересов. Цивилизованный человек, существо гораздо более сложное и чувствительное, нежели дикарь или варвар, может в некоторых случаях подняться до весьма утонченных представлений о названных выше идеалах.

6. Инструменты, используемые  элитами для удержания власти

 

Рассмотрим триаду «ядро — элитные группы — население». Не вызывает сомнений, что только достаточная легитимность ядра позволяет выстраивать сложную систему клановых противоречий, балансов и противовесов в конкретной исторической ситуации. При потере ядром легитимности вся текущая конструкция господствующей коалиции «схлопывается» вне зависимости от предшествующей силы связей между ее элементами. А наиболее простой способ потерять легитимность (а значит, и власть) в естественном государстве — проиграть войну. Один из ярких примеров — поражение в Крымской войне, которое заставило преемника Николая I провести так долго откладывавшиеся реформы, другими словами, полностью переформатировать систему во избежание реализации худших сценариев. Поражению в Японской войне обязаны своей легитимностью эсеры, «трудовики» и большевики, поражению в Афганистане — «нацмены» и реформаторы-демократы 1990-х годов. И поскольку военные поражения всегда делегитимировали ядро системы, можно заключить, что легитимность естественных государств так или иначе связана с победоносными войнами.

Окинув историю России широким взглядом, нетрудно заметить, что победа в большой войне способна обеспечить ядру свободу действий на десятки лет вперед. Правители-победители (Александр I, И. Сталин), как правило, легко избегали структурных перемен. Их власть, как можно предположить, прямо легитимировалась военными победами.

Изначальная цель военной победы для естественного государства — это расширение территории. С расширением территории (и так было на протяжении почти всей истории цивилизации) увеличивается тот ресурс, которым распоряжается ядро. Правильное распределение рентного ресурса решает задачу сохранения власти, ибо контроль над правящими элитами в естественном государстве организован по принципу «власть в обмен на привилегии». Это означает, что чем больше успешных войн ведет естественное государство, тем более мощную господствующую коалицию оно может поддерживать. Иначе говоря, главный смысл расширения территории состоит в увеличении рентного ресурса, который власть может перераспределять, чтобы наращивать и укреплять господствующую коалицию, то есть легитимировать свою власть в глазах элиты.

Эффективность и значимость правителей России традиционно измеряются расширением территории. Это постулируется и/или подразумевается почти во всех учебниках истории и в массовом сознании. Но, по сути, расширение территории есть не более чем легитимирующий власть ядра способ контроля над элитами. Населению оно не приносит почти никаких выгод, за исключением, может быть, возможности экстенсивного роста в земледелии [4].

Однако даже в таких простых формулировках имеются нюансы. В условной фазе I (примерно до середины XVIII в.) элита русского государства была главным участником и выгодоприобретателем войн. Ее цель в целом совпадала с целью естественного государства. Более того, положение элит внутри государства прямо обусловливалось их функцией участия в войнах, в соответствии с которой и перераспределялся основной рентный ресурс — земля. 

В условиях более чем комфортного существования (монополия на владение землей, расширяющаяся территория плюс крепостное право и указы о «вольности дворянства») элиту естественного государства такое положение дел полностью устраивало. Утратив в условной фазе II собственное функциональное предназначение, элита в своей массе не пыталась обрести новую легитимность, то есть перейти к некоторой форме национального государства; напротив, она окончательно оформляется в качестве инструмента ядра, участвуя в реализации контроля над населением в обмен на возможность получения ренты со своего основного ресурса — земли.

Постепенно дворянство уступает свои привилегии более широкому слою — разночинному чиновничеству (бюрократии). В XIX в. господствующая коалиция российского государства численно расширилась, а ведь ее по-прежнему нужно было поддерживать с помощью рентной системы. Между тем ввиду возросшей эффективности военных машин западных держав и необходимости подавлять восстания на уже присоединенных землях дальнейшее расширение территории становилось все более затруднительным. Частично вопрос решался за счет сокращения объемов ренты для низших слоев господствующей коалиции, но гораздо большую роль в поддержании легитимности господства ядра среди элит играла ставка на постоянный рост экспорта хлеба. Хлеб как производный от территории товар, создаваемый трудом крестьян, превратился во второй половине XIX столетия в краеугольный камень всей финансово-экономической системы страны. «Недоедим, но вывезем» — этот «девиз», приписываемый министру финансов И. Вышнеградскому, отражал стремление ядра любой ценой обеспечить сохранение ресурсной базы господствующей коалиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать следующий вывод: правящие классы стремятся не только к приобретению и сохранению богатства, но и претендуют на ключевые позиции в распространении и использовании научных знаний, к господству в духовной сфере. Несмотря на определенную демократичность церкви, и в ней образуется особый класс «священнической аристократии». В любом обществе действует тенденция к образованию «наследственных каст» правящего класса. Но чем можно объяснить деградацию господствующего класса и появление на его месте нового? Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моска, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришел к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.

Моска, вдохновленный работами Н. Макиавелли и И. Тэна, считал генеральной линией развития общества борьбу двух тенденций: стремления господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создает некое ритмическое развертывание исторического процесса.

Прерывание «замкнутости» социальной системы вследствие контактов с другими народами, войн, новых религиозных и идейных движений или иных причин ведет к тому, что «наиболее активные, ловкие и смелые» выходцы из низов начинают пробиваться на верхние ступени социальной лестницы.

Моска отвергал идею об активном вмешательстве социолога, о необходимости оказывать влияние на ход человеческой истории во имя улучшения жизни человечества, это противоречило бы ранее изложенным его исследовательским принципам. При таком вмешательстве пришлось бы руководствоваться индивидуальными «вкусами» и предпочтениями, что могло бы внести в действия исследователя субъективные моменты. Ведь ни один политик не остается беспристрастным арбитром. Кроме того, поиск путей улучшения жизни простых людей — дело необычайно трудное. Не ясно, когда они менее несчастны: во время застоя, когда каждый от рождения остается на своей ступеньке социальной лестницы, или при обновлении и революции, когда жизнь усложняется, но каждый может добиваться, а кое-кто и достигать изменения своего положения на более высокое.

Основные положения концепции Моски Г. таковы:

1. Общество всегда делится  на привилегированное, творческое, властвующее меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое  разделение общества закономерно  обусловлено естественной природой  человека и общества.

2. Элита обладает особыми  психологическими качествами. Принадлежность  к ней связана с природными  дарованиями и воспитанием.

3. Для элиты характерна  групповая сплоченность. Она объединена  общностью социального положения, профессионального статуса и  элитарным самосознанием, представлением  о себе как об особом социальном  слое, призванном руководить обществом.

4. Легитимность элиты, то  есть более или менее широкое  признание массами ее права  на политическое руководство.

5. Структурное постоянство  элиты и ее властных отношений. При смене персонального состава  элиты в ходе истории, ее господствующее  положение остается неизменным.

6. Смена элит в процессе  борьбы за власть. Господствующее  положение стремятся занять многие  люди, обладающие особыми психологическими  и социальными качествами, но  никто добровольно не уступает  им своего высокого социального  положения привилегированного слоя. Поэтому скрытая или явная  борьба за это привилегированное  положение неизбежна.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Арон Р., «Этапы развития социологической мысли», М., 2010
  2. Гофман А., «Лекции по истории социологии», М., 2011
  3. Иванова Л. Политическая элита по-российски "Российские вести", 28 октября 2010., № 79(1489)
  4. Крыштановская О.В.Современные концепции политической элиты и российская практика // Мир России. 2004. Т. XIII. № 4. С. 3-39. http://www.isras.ru/files/File/Publication/Magazines/Kryshtanovskaya_2004_n4_p3-39.pdf
  5. Моска Г. Правящий класс // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Hrestom/33.php
  6. Моска Г. Правящий класс. Церкви, партии, секты // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Article/Mosk_PrKlass.php
  7. Пугачев В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию, РГИУ, 2010
  8. Основы политологии и социологии В.С. Боровик, Б.И. Кретов; Москва, 2011 г. 
  9. Основы социологии С.С. Фролов; Москва, 2010.
  10. Социология; под редакцией В.Н. Лавриненко, Москва, 2011
  11. Теория политики Р.Т. Мухаев; Москва, 2011

 


Информация о работе Биологические основания возникновения элиты