Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 02:42, курсовая работа
Анализ методов регулирования бюджетной системы необходим для оценки ее эффективности, а также для разработки новых и корректировки уже имеющихся планов и программ по совершенствованию межбюджетных отношений. Вышесказанное определяет актуальность исследования в области анализа бюджетного регулирования, создания налогово-бюджетной системы, адекватной современным реалиям.
Проблема бюджетного регулирования предполагает изучение теоретического и практического опыта, накопленного в этой сфере не только в России, но и в мировом масштабе.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ - ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие бюджета
1.2 Принципы построения бюджета
1.3 Структура бюджета
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ
2.1 Функции и концепции использования бюджета
2.2 Тенденции и противоречия бюджетной политики
2.3 Государственный долг и его регулирование
2.4 Налоговая система, ее структура, инструменты и значение
ГЛАВА 3. ИТОГИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 2000 - 2006 ГОДАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Итоги бюджетной политики РФ в 2000 - 2006 годах
3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу
3.3 Основные направления налоговой политики
3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конечно, для американской
экономики этого периода
2.3 Государственный долг и его регулирование
Одним из источников финансирования государственной деятельности (наряду с налогами) являются правительственные займы и денежные (кредитные) эмиссии. Такой источник финансирования известен в экономической литературе как финансирование за счет государственного долга, или дефицитное финансирование, широко используемое правительствами всех стран.
Использование методов дефицитного финансирования дает государству один из наиболее гибких инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Государственный долг связан
с вторичным распределением (перераспределением)
стоимости валового национального
продукта для формирования дополнительных
ресурсов государства в результате
займа денежных средств у населения
(и институтов) и кредитов иностранных
государств. Государственная задолженность
имеет две основные формы: государственные
ценные бумаги (казначейские векселя,
средне- и долгосрочные государственные
обязательства, государственные облигации,
гарантии федерального казначейства,
нерыночные бумаги) и записи на бухгалтерских
счетах (кредиты эмиссионного банка,
иногда — частных кредитных
Являясь одним из инструментов государственного регулирования, государственный долг выполняет две функции: фискальную и стимулирующую.
Управление государственным
долгом включает формирование политики
государственного долга, установление
границ государственной задолженности,
определение основных направлений
и целей воздействия на микро-
и макроэкономические показатели, а
также создание институциональных,
бюджетных и политико-
Таким образом, государственный
долг интегрирован в механизм смешанной
рыночной экономики. Регулирование
его границ позволяет использовать
государственные займы как
2.4 Налоговая система, ее
структура, инструменты и
Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Налоги выполняют две
функции: фискальную и экономическую.
Фискальная функция налогов означает,
что с их помощью образуются государственные
денежные фонды, создающие условия
для функционирования государства.
Экономическая функция налогов
означает их использование для воздействия
на экономику, прежде всего через
перераспределение
Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными.
В современной рыночной экономике основными налогами считаются: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование (обособленные от системы общего подоходного налогообложения). Важнейшим инструментом воздействия налоговой системы на экономику выступают налоговые льготы. В США их насчитывается более 100, в Великобритании — около 80[7].
Налоговые льготы носят обычно
региональный характер (если предприятие
функционирует в отсталом районе)
или селективный (если они касаются
приоритетных — наукоемких или экспортных
производств). Налоговые льготы выражаются
прежде всего в пониженных ставках
налогообложения для некоторых
предприятий, в основном связанных
с научно-техническим
Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов — вычетов из величины начальных налогов. Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, в третий год налогом облагается 25% прибыли, а вся прибыль облагается налогом лишь с шестого года деятельности компании.[8]
Таким образом. использование
государством бюджета в качестве
одного из рычагов воздействия на
экономику опирается на теоретические
концепции. На протяжении многих десятилетий
в развитых странах господствовала
концепция “нейтрального
ГЛАВА 3. ИТОГИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 2000 - 2006 ГОДАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Итоги бюджетной политики РФ в 2000 - 2006 годах
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу были определены стратегические цели бюджетной политики - обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, создание эффективной системы управления государственными финансами, снижение налоговой нагрузки на экономику, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, реформирование межбюджетных отношений.
Начиная с 2000 года федеральный бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом.
Превышение бюджетных
доходов над расходами и
Были отменены «необеспеченные федеральные мандаты» - расходные обязательства, установленные законодательными актами без определения источников их финансирования, общий объем которых в начале десятилетия более чем в полтора раза превышал возможности бюджетной системы страны. С 2005 года прекращена порочная практика ежегодного приостановления действия отдельных законодательных актов и установленных ими расходных обязательств федеральными законами о федеральном бюджете.
Тем не менее серьезную озабоченность вызывает возникшая в последние годы несбалансированность Пенсионного фонда Российской Федерации, особенно с учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий. Не до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего - при принятии решений о реализации долгосрочных бюджетных программ, а заявленные бюджетные ограничения зачастую не соблюдаются либо пересматриваются.
Решение этих проблем является необходимой предпосылкой для обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, предотвращения возникновения «необеспеченных мандатов» и неконтролируемого роста нагрузки на бюджетную систему.
С 2000 года формирование и
исполнение бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации осуществляются
по предусмотренным Бюджетным
С этого времени все
федеральные законы о федеральном
бюджете на очередной финансовый
год принимались до его начала,
что в немалой степени
Завершено формирование системы Федерального казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это, в частности, увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.
Внедрена основанная на международных
стандартах система бюджетной
На федеральном уровне и в ряде субъектов Российской Федерации осуществлен переход к формированию годового бюджета как составной части 3-летнего перспективного финансового плана.
Составлены первые реестры расходных обязательств публично-правовых образований, позволившие более четко определить состав и объемы действующих обязательств.
Началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты, и современных методов финансового менеджмента.
Новые процедуры закупок
товаров (работ, услуг) для государственных
и муниципальных нужд способствовали
повышению эффективности и
Тем не менее в повестке дня остается решение ряда существенных проблем управления общественными финансами.
Сформировались затянутые
и громоздкие процедуры составления
и рассмотрения проектов бюджетов,
не позволяющие четко разделить
политические и «технологические»
аспекты бюджетного процесса. Главные
распорядители бюджетных
Финансовый контроль в
малой степени затрагивает
Так и не удалось обеспечить
ритмичность исполнения федерального
бюджета. Значительная часть расходов
концентрируется во второй половине
года, что создает стимулы
Внесение изменений в
Бюджетный кодекс Российской Федерации,
направленных на решение этих структурных
проблем, неоправданно затянулось. Соответствующий
законопроект подготовлен Правительством
Российской Федерации с полугодовой
задержкой. Следует обеспечить принятие
данного законопроекта в
В рамках проводимой налоговой реформы практически завершена кодификация налогового законодательства. Налоговая система в целом была упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены наиболее обременительные для экономики налоги. Все индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками остались в прошлом.
В числе наиболее значимых решений - введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, установление регрессивной шкалы ставок единого социального налога и их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование.
Ставка налога на прибыль
снижена с 35 до 24 процентов при
одновременном включении в
Ставка налога на добавленную
стоимость снижена с 20 до 18 процентов,
а порядок его взимания приближен
к принятому в мировой
В сфере налогообложения недропользования введен налог на добычу полезных ископаемых. Налоговая база данного налога в части, касающейся углеводородного сырья, привязана к объемным показателям добычи и не допускает каких-либо манипуляций.
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль