Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 02:42, курсовая работа

Описание работы

Анализ методов регулирования бюджетной системы необходим для оценки ее эффективности, а также для разработки новых и корректировки уже имеющихся планов и программ по совершенствованию межбюджетных отношений. Вышесказанное определяет актуальность исследования в области анализа бюджетного регулирования, создания налогово-бюджетной системы, адекватной современным реалиям.
Проблема бюджетного регулирования предполагает изучение теоретического и практического опыта, накопленного в этой сфере не только в России, но и в мировом масштабе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ - ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие бюджета
1.2 Принципы построения бюджета
1.3 Структура бюджета
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ
2.1 Функции и концепции использования бюджета
2.2 Тенденции и противоречия бюджетной политики
2.3 Государственный долг и его регулирование
2.4 Налоговая система, ее структура, инструменты и значение
ГЛАВА 3. ИТОГИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В 2000 - 2006 ГОДАХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Итоги бюджетной политики РФ в 2000 - 2006 годах
3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и дальнейшую перспективу
3.3 Основные направления налоговой политики
3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэк.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

Таким образом, несмотря на ряд  сохраняющихся ограничений и  нерешенных проблем, в 2000-2006 годах в  целом было завершено формирование основ новой бюджетной системы. К настоящему времени в России созданы все необходимые предпосылки  для перехода на качественно более  высокий, отвечающий общепризнанным принципам  и международным стандартам уровень  управления общественными финансами.

В этих условиях многократно  возрастает ответственность за выбор  наиболее эффективных способов осуществления  государственных расходов, учет не только краткосрочных, но и долгосрочных последствий принимаемых сегодня  решений.

3.2 Основные принципы бюджетной  стратегии на 2008- 2010 годы и дальнейшую  перспективу

Бюджетная стратегия на среднесрочную  перспективу должна быть ориентирована  на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при  безусловном учете критериев  эффективности и результативности бюджетных расходов.

При формировании и реализации бюджетной стратегии Правительству  Российской Федерации надлежит сосредоточиться  на решении следующих основных задач.

Первое. Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. В перспективе должно быть обеспечено снижение инфляции до приемлемого уровня 3 - 4 процента в год. Этому будут  способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных  расходов темпам роста экономики  с учетом планируемого на перспективу  снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования  конъюнктурных сверхдоходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов  на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных  программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в  экономике, провоцирующих дополнительный рост цен.

Второе. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. При уменьшении необходимости стерилизации избыточного  денежного предложения в целях  стабилизации макроэкономических показателей  на первый план выходит задача обеспечения  устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен.

Для этих целей Стабилизационный фонд Российской Федерации необходимо преобразовать в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного  снижения цен на нефть в среднесрочной  перспективе.

Объем Резервного фонда, а  также объем доходов от нефти  и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в  процентном отношении к валовому внутреннему продукту, предусмотрев при этом 3-летний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами.

Фонд будущих поколений  должен аккумулировать доходы от нефти  и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового  сектора над отчислениями в Резервный  фонд и средствами, используемыми  для финансирования расходов федерального бюджета.

Правительству Российской Федерации  необходимо разработать механизмы  и соответствующие изменения  в бюджетное законодательство, обеспечивающие увеличение доходов от размещения накопленных  средств.

Третье. Дальнейшее удлинение  горизонта бюджетного планирования. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период целесообразно  рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному  финансовому планированию. Необходим  практический опыт разработки и использования  долгосрочных (на период до 10 - 15 лет  и более) бюджетных прогнозов, включающих в том числе количественные критерии устойчивости бюджетной системы, приемлемости налоговой и долговой нагрузки, оценки рисков для бюджетной системы.

Четвертое. Обеспечение исполнения расходных обязательств. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих  обязательств. Принципиальные решения  об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

Необходим взвешенный и осторожный подход к увеличению и принятию новых  расходных обязательств с учетом имеющихся ресурсов. Должен быть сформирован  четкий и прозрачный механизм оценки финансовых возможностей для принятия новых обязательств, определения  их объема и состава, оценки ожидаемой  эффективности и анализа альтернативных решений. Новые бюджетные программы  и законодательные инициативы могут  приниматься только при наличии  твердой уверенности в возможности  их финансового обеспечения.

Пятое. Проведение анализа  эффективности всех расходов бюджета. Необходимо внедрить в практику деятельности Правительства Российской Федерации  современные методы оценки эффективности  бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической  политики, обязательное соизмерение  с этими целями достигнутых результатов. Надо помнить о том, что задача бюджетной политики - это последовательное повышение качества жизни граждан. В связи с этим требуются не только отчеты о предоставлении медицинских  и образовательных услуг, а достижение результатов по снижению заболеваемости и смертности, повышению конкурентоспособности  наших школьников и студентов. Поэтому  уже на этапе разработки отдельных  мероприятий и комплексных программ Правительству Российской Федерации  следует определять конечные цели реализуемых  действий и процедуры оценки последствий  этих действий.

Следует расширять состав и улучшать качество предоставляемой  законодательным органам, общественности, гражданам информации о достигнутых  и планируемых целях бюджетной  политики и результатах использования  бюджетных ассигнований, в том  числе об эффективности реализации бюджетных программ.

Требуется усиление статистического  наблюдения за результатами осуществляемых программ, внедрение регулярных специализированных статистических обследований, призванных обеспечить оценку эффективности бюджетных  расходов.

Шестое. Переход на современные  принципы осуществления государственных  капитальных вложений. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения  между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, и в  этом контракте должны быть четко  зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства  по финансированию. Расходы на весь период реализации инвестиционного  проекта, в отношении которого заключен государственный контракт, подлежат включению в расходные обязательства  государства и не могут быть пересмотрены. Проводимые при проектировании объекта  государственных капитальных вложений сметные расчеты должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых  работ, оборудования и материалов и  рассчитываться в ценах соответствующих  лет. При этом смета должна рассматриваться  исключительно как составная  часть конкурсной документации при  проведении подрядных торгов, а в  дальнейшем подрядчик должен обладать свободой выбора наиболее эффективных  и экономичных способов реализации проекта.

Основные изменения, которые  необходимо внести в нормативную  базу, должны быть подготовлены Правительством Российской Федерации и приняты  уже в 2007 году.

Аналогичные подходы должны использоваться при осуществлении  капитальных вложений из региональных и местных бюджетов.

Седьмое. Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых  ими услуг и повышению эффективности  бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных  средств по определению форм финансового  обеспечения оказания государственных  услуг.

Главные распорядители бюджетных  средств должны быть наделены полномочиями самостоятельно определять формы финансового  обеспечения и способы предоставления государственных услуг, включая  предоставление государственной услуги непосредственно бюджетным учреждением  на основе государственного задания  или закупку услуги на рынке на основе государственного заказа. Те же принципы должны распространяться и  на предоставление муниципальных услуг.

В сферах, где это целесообразно, необходимо внедрение форм финансирования, обеспечивающих увязку между результатами деятельности учреждения и суммой выделяемых ему средств. Правительству Российской Федерации следует принять меры по реализации системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения  и системы нормативно-подушевого финансирования в сфере образования  с учетом результатов проводимых в 2007 году экспериментов по внедрению  соответствующих механизмов финансирования в ряде субъектов Российской Федерации.

Бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения показателей  задания.

Должна начаться работа по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех  сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности  деятельности.

Восьмое. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном  секторе.

Усиление ответственности  органов исполнительной власти и  бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение  качества государственных и муниципальных  услуг должно сопровождаться расширением  их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности  использования бюджетных средств, прекращением практики мелочной регламентации  их деятельности.

Это не означает отказа от контроля за целевым использованием бюджетных  средств, соблюдением требований законодательства, состоянием и использованием государственного и муниципального имущества. Напротив, такой контроль должен стать более  действенным, ориентированным не только на выявление, но и главным образом  на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений. Только на этой основе в государственном  секторе может быть создана эффективная  система аудита результативности бюджетных  расходов.

Финансовым органам следует, учитывая позитивный опыт проведенного в 2004 - 2006 годах эксперимента по реализации методов бюджетного планирования, ориентированных  на результаты, внедрить систему мониторинга  качества финансового менеджмента  главных распорядителей бюджетных  средств.

Девятое. Определение стратегии  дальнейшей реализации пенсионной реформы, решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации. В основу дальнейших действий в пенсионной сфере должны быть положены долгосрочные расчеты сбалансированности пенсионной системы, целевые ориентиры относительно уровня коэффициента замещения и  приемлемой налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Десятое. Должно быть уделено  особое внимание формированию и реализации федеральной целевой программы, направленной на содействие опережающему социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья. Следует  задействовать все имеющиеся  для этой программы инструменты  государственной финансовой политики, в том числе в увязке с привлечением частного софинансирования соответствующих  программных мероприятий. Следует  также продумать систему мер  налоговой и таможенно-тарифной политики, стимулирующих инвестиционную деятельность в соответствующих  регионах.

3.3 Основные направления  налоговой политики

Налоговая политика в ближайшие  три года должна быть ориентирована  на создание максимально комфортных условий для расширения экономической  деятельности и перехода экономики  на инновационный путь развития, а  также на дальнейшее снижение масштабов  уклонения от налогообложения.

Учитывая это, необходимо принять решения по целому ряду налогов. В связи с переходом на утверждение  бюджета на 3-летний период все наиболее принципиальные решения по совершенствованию  налоговой системы должны быть приняты  и законодательно оформлены в  течение 2007 года.

Целесообразно рассмотреть  возможность дальнейшего снижения налогового бремени, а также исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих  платежей по налогу на добавленную  стоимость.

Преобразования в сфере  налогообложения фонда оплаты труда  должны осуществляться в увязке с  реформой системы социального и  пенсионного страхования. Необходимо проанализировать в том числе  возможности дополнительного налогового стимулирования добровольного пенсионного  и медицинского страхования.

Применение единой ставки налога на доходы физических лиц доказало свою эффективность. Целесообразно  в долгосрочной перспективе не изменять существенно действующий порядок  налогообложения доходов физических лиц, сохранив единую ставку налога.

Следует при этом продолжить повышение размеров вычетов при  исчислении налога на доходы физических лиц, возможно - в увязке с мерами по улучшению демографической ситуации в стране.

Необходимо принять главу  Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую  недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему  вычетов, чтобы налоговое бремя  в отношении малообеспеченных граждан  осталось на существующем уровне.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика государства и ее функциональная роль