Церковь и государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Религия - один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, семьи, государства, институтов социальной защиты. Понятие «церковь» (в широком смысле) — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. С распространением религии при помощи церкви и появлением первых государственных образований возник вопрос сосуществования этих влиятельнейших общественных сил. Взаимоотношения данных институтов, светской и церковной властей являются неотъемлемой частью истории многих государств, в том числе и России.

Содержание работы

Введение 3
1. Место государства и церкви в политической системе общества. 5
1.1. Место государства в политической системе общества. 6
1.2. Место церкви в политической системе общества. 9
2. Классификация государств в зависимости от взаимоотношений с
церковью. 14
2.1. Теократическое государство. -
2.2. Клерикальное государство. 16
2.3. Светское государство. 17
2.4. Атеистическое государство. 19
3. Отношения государства и церкви в России. 21
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 31

Файлы: 1 файл

курсовая ТГП.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

КИРОВСКИЙ  ФИЛИАЛ  

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине:

 

 

 

Тема: «Государство и церковь»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ЮД-211

Попова Олеся

________________________

(Подпись студента)

 

Проверил:  Казаков Роман Николаевич

 

 

__________________________

     (Подпись преподавателя)

 

___________________________

(Допущен к защите)

 

_____________________________

(Оценка)

 

 

 

План

стр.

Введение             3

  1. Место государства и церкви в политической системе общества.   5

1.1. Место государства в политической системе общества.    6

1.2. Место церкви в политической системе общества.    9

  1. Классификация государств в зависимости от взаимоотношений с

церковью.            14

2.1. Теократическое государство.        -

2.2. Клерикальное государство.       16

2.3. Светское государство.        17

2.4. Атеистическое государство.       19

3. Отношения государства и церкви  в России.      21

Заключение           27

Список литературы          29

Приложения           31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Религия - один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, семьи, государства, институтов социальной защиты. Понятие «церковь» (в широком смысле) — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. С распространением религии при помощи церкви и появлением первых государственных образований возник вопрос сосуществования этих влиятельнейших общественных сил. Взаимоотношения данных институтов, светской и церковной властей являются неотъемлемой частью истории многих государств, в том числе и России.

Вопросы отношений государства  и церкви занимали умы многих ученых, мыслителей и исследователей, живших и работавших в самое разное время. Например, русский философ И.А.Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия…Церковь аполитична…».1 Г. Гегель писал, что «народ, имеющий плохое представление о Боге, будет иметь плохое государство, плохие законы». Книга В. В. Клочкова «Религия,  государство и право» была опубликована в 1978 году. Автор рассматривает религию в ее связи с обществом, государством и правом начиная с глубокой древности и заканчивая государствами капиталистическими и СССР.  Из литературы современных исследователей хотелось бы выделить работы Л. А. Морозовой  и М. Ю. Варьяса, который рассматривает не только вопросы теории государства и права, но и анализирует морально-религиозные аспекты.

Российский законодатель сформулировал  свое отношение к церкви в Федеральном  законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе  совести и о религиозных объединениях»2. Интересно, что в этом законе не употребляется слово «церковь» (оно вообще не встречается в современном российском праве как самостоятельный юридический феномен).

Целью моей работы стало рассмотрение основных вопросов взаимоотношений  церкви и государства.

Цель определила следующие задачи:

  • используя дополнительную юридическую литературу, определить место государства и церкви в политической системе общества;
  • изложить классификацию государств в зависимости от положения в них церкви и охарактеризовать эти виды;
  • осуществить поиск нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между данными институтами в России, и провести их краткий анализ;
  • выяснить историю отношений РФ и церкви на протяжении многовекового развития и оценить их современнее состояние.

Вопрос о месте государства  в политической системе общества освещен в работах многих авторов достаточно понятно и подробно, поэтому мне хотелось бы сделать больший акцент на рассмотрении положения именно церкви в этой системе, обоснование которому, по моему мнению, в курсе теории государства и права дается неполное.

Актуальность данной работы обусловлена не только важностью и широтой темы для изучения, но современным состоянием духовной жизни нашей страны последних 15-20 лет. Оно характеризуется резким подъемом интереса к религии в связи с негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, с необходимостью объективных знаний о ней и увеличением числа религиозных культов, отходом от традиционных конфессий. Продолжается общественная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнёрства религиозных организаций и государства. Нормативно-правовое обеспечение данной сферы жизни общества, его способность действительно регулировать ситуацию представляют интерес для рассмотрения.

 

  1. Место государства и церкви в политической системе общества

В социальном управлении принимают  участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, церковь, общественные объединения и т. п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему. 

Политическая система  общества – это упорядоченная  на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных  органов, политических движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой  проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть3.

В отечественной и зарубежной литературе существует множество определений  этого понятия, указывающих, в основном, на интегрирующую роль этой системы. Часто политическую систему определяют через перечисление ее структурных элементов.

Обычно среди ее особенностей выделяют следующие: связь с государственной властью, отражение происходящих политических процессов, управляющее и регулирующее назначение, регулирование ее деятельности сложившимися политическими нормами и правилами.

В структуре политической системы  в юридической литературе рассматривают  ее компоненты (подсистемы):

      1. институциональную (организационную);
      2. нормативную (регулятивную);
      3. функциональную;
      4. коммуникативную;
      5. политическая идеология и политическая культура.

Рассматриваемые в работе институты  – государство и церковь  – включаются в институциональную подсистему. И если положение в ней государства сомнений не вызывает, то в науке вопрос о том, включаются ли религиозные государства и институт церкви в политическую систему, достаточно спорен.

 

  • Место государства в политической системе общества
  • В теории государства и права  дается множество определений понятию «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем. Например, мыслители прошлого трактуют государство как «сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» (Аристотель), «общество людей, которое распоряжается и управляет собой» (Кант), «естественно возникающую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного порядка» (Гумплович) и т. д. Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его предназначение в осуществлении организованного насилия экономически господствующего класса над эксплуатируемыми.

    Рассматривая государство с  разных позиций – философской, юридической, исторической, можно лишь выделить некоторые аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать его универсальное  понятие. Поэтому в современной отечественной юридической литературе оно определяется через перечисление признаков. К ним можно отнести:

    • территориальную организацию населения;
    • наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
    • государственный суверенитет;
    • связь с правом;
    • наличие государственной казны.

    Государство – политико-властная организация  общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории4.

    С определением государства тесно  связана и сущность государства, т.е. смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Иными словами  вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

    Сущность и социальное назначение государственного управления обществом  реализуется посредством исполнения функций государства – экономической, социальной, политической, взаимодействия с другими государствами, национальной обороны и других.

    Сфера жизни общества – власть, суверенитет, свобода личности –  затрагивает интересы множества  людей и становится политической сферой. Именно здесь взятые в комплексе  отношения больших групп людей по поводу завоевания, удержания и использования власти, суверенитета, обеспечения свободы личности, организации самоуправления порождают то качество жизни общества, которое именуется политическим.

    Один из самых актуальных вопросов для теории государства и права – о месте, значении и роли государства в политической системе. Именно вокруг государственной власти складываются политические отношения и связи, за обладание этим ведут борьбу многочисленные субъекты политической системы.

    Особое место и роль государства  в политической системе обусловлены  его особенными качественными признаками, которыми другие политические и неполитические организации не обладают:

    1. наивысший суверенитет, независимость и способность осуществлять верховную власть;
    2. выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территории по признаку гражданства;
    3. обладает специальным аппаратом управления и принуждения;
    4. обладает монопольными правами и возможностями, в его компетенции находятся правотворчество, установление денежной единицы, установление бюджета и т.д.;
    5. владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
    6. в отношении своих граждан государство распространяет свою власть на всю территорию страны и даже за ее пределы;
    7. определяет главные направления развития общества.

    Государство выступает не только самостоятельным  субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов  политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями. Оно может устанавливать правовой режим организации и функционирования иных субъектов политики, регистрирует их и привлекает к участию в государственных делах (социальное партнерство), кроме того, осуществляет надзор за законностью деятельности иных субъектов политики и обладает возможностью принуждения за соответствующие правонарушения.

    Решая свои политические задачи, государство  вынуждено взаимодействовать с  другими субъектами политических отношений. Формы и методы этого взаимодействия говорят о степени демократичности в его отношениях с политическими партиями, профсоюзами, религиозными организациями, различными политическими движениями. Если государство относится к ним лояльно, поддерживает и гарантирует их деятельность в обществе – оно является демократическим. И наоборот, когда государство препятствует  свободной деятельности политических организаций, ставит на их пути разного рода барьеры или прямо запрещает их деятельность – такое государство характеризуется как антидемократическое.

  • Место церкви в политической системе общества
  • Современное светское общество считает, что имеет полное представление о таком институте, как церковь. Государство уверенно регулирует ее деятельность, ставит ее в привычные для общества рамки, предъявляет к ней определенные требования. Оно просто формулирует свое собственное представление о религии и церкви, выражает его в виде нормативных правовых актов – законов. Причем в тексте этих законов не затрудняет себя определением самого предмета регулирования: церковь для современного законодателя – это просто «религиозная организация».

    Церковь – религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности5, также  совокупность правил, ценностей, санкций, учреждений, регулирующих разнообразные стороны жизни верующих.

    Церковь обеспечивает регулярные отношения  между членами религиозного объединения  и его подразделениями, с одной  стороны; с другой же - поддерживает связи со светскими структурами  и объединениями. Церковь как социальное явление, общественный институт в форме централизованного религиозного объединения,

    • формирует общность верующих на основе конкретной системы религиозного вероучения,
    • обладает установленной в соответствии с исторической традицией иерархической организационной структурой,
    • самоуправляется на основе исторически закрепленных правил общественного поведения внутри объединения и в его взаимоотношениях с обществом и государством (канонов),
    • руководствуется в своей деятельности закрепленными исторической традицией правилами отправления религиозной практики (культа),
    • преследует цели индивидуального и публичного исповедания и распространения своего вероучения,  также осуществления хозяйственной деятельности, необходимой для поддержания жизнеобеспечения церкви в целом и входящих в ее состав организаций (общин) верующих.

    Информация о работе Церковь и государство