Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 21:11, курсовая работа
Религия - один из древнейших социальных институтов. Она появилась раньше науки, семьи, государства, институтов социальной защиты. Понятие «церковь» (в широком смысле) — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. С распространением религии при помощи церкви и появлением первых государственных образований возник вопрос сосуществования этих влиятельнейших общественных сил. Взаимоотношения данных институтов, светской и церковной властей являются неотъемлемой частью истории многих государств, в том числе и России.
Введение 3
1. Место государства и церкви в политической системе общества. 5
1.1. Место государства в политической системе общества. 6
1.2. Место церкви в политической системе общества. 9
2. Классификация государств в зависимости от взаимоотношений с
церковью. 14
2.1. Теократическое государство. -
2.2. Клерикальное государство. 16
2.3. Светское государство. 17
2.4. Атеистическое государство. 19
3. Отношения государства и церкви в России. 21
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 31
В настоящее время Минэкономразвития уже подготовлен законопроект о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Светская власть перестанет содержать и ремонтировать такое имущество и недвижимость. В настоящее время практически все земли и строения находятся у религиозных организаций в бессрочной аренде. Если документ все-таки будет принят, то религиозные организации, доказав свое право на имущество, смогут стать полноправными собственниками храмов, семинарий и земли под ними. Таким образом, например, Русская православная церковь станет одним из самых крупных землевладельцев в стране. Но по условиям закона продавать свои богатства она не сможет в течение десяти лет. Кроме того, перевод земель в церковную собственность согласно закону возможен только после того, как нынешние обитатели помещений найдут себе другое место. Под программу возвращения имущества церкви не попадут объекты, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Государственные служащие, общественные и религиозные деятели отнеслись к этой инициативе по-разному. Некоторые сочли это рациональным, выгодным решением, другие – восстановлением справедливости, третьи отнеслись негативно.
У многих людей также вызывает определенное беспокойство активное участие церкви (особенно РПЦ) в деятельности СМИ, освещаемых ими выходы государственных деятелей в храмы, участие их в церковных богослужениях. Широкую огласку получили и выборы нового патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, появление которого, по моему мнению, в этом сане в ближайшем будущем приведет к изменениям в церковно-государственных отношениях.
Заключение
Рассмотрев множество самой различной литературы, других источников информации и синтезировав, по моему мнению, самое интересное и важное, можно сделать определенные выводы.
В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. Это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны. Однако, на мой взгляд, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны к исполнению. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.
Хотелось бы отметить укрепление положения церкви в России. Об этом можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.), в других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны; люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские. Несмотря на это, перед современным российским обществом стоят серьезные мировоззренческие проблемы:
Проблемой для всего мира, проблемой, носящей интернациональный, межгосударственный характер, остается проблема воинствующих религиозных течений, таких, как исламский фундаментализм. Способом отстаивания своих взглядов религиозные фанатики и им подобные выбрали вооруженное противостояние, проведение страшных по своей жестокости террористических актов, в результате которых гибнут чаще всего ни в чем не повинные люди.
На мой взгляд, эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.
Развитие общества идет по пути дифференциации, и религия утрачивает значение его «священного образа», превращается в одну из многих сфер социальной жизни и становится во все большей степени частным делом. Но это не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на экономику, политику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой.
Список литературы
Нормативные акты
Научная литература
Приложение 1
Материалы опросов, проводимых ВЦИОМ (Всероссийским центром исследования общественного мнения) в декабре 2006 года.
1 Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991 №11. соч. С. 36.
2 Первоначальный текст документа опубликован в «Собрании законодательства РФ», 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
3 Теория государства и права: учебник /Н И. Матузов, А. В. Малько. М.:Юристъ, 2004. с. 96.
4 Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. М.:Эксмо, 2008. с. 53.
5 Большой толковый словарь русского языка. /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 2000, с.1462.
6 Первоначальный текст документа опубликован в «Российской газете», N 133, 14.07.2001.
7 Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. /СПб.: «Питер», 2008.
8 Теория государства и права: тезисы лекций./ В. И. Цыганов, Нижний Новгород, 2005г., с. 47.
9 Теория государства и права: учебник./ А. Б. Венгеров, М.: «Омега-Л»,2007г., с. 203.
10 Первоначальный текст документа опубликован в «Российской газете», N 237, 25.12.1993.
11 Опубликованный за подписью В. И. Ленина 23 января (5 февраля) 1918 г.
12 Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Ч. I. М., 2002. С. 109.
13 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.
14 Каневский К. Вопросы правового регулирования атеизма и защиты прав атеистов в Российской Федерации. www.atheism.ru.