Деятельность юристов в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Составление таких документов требовало специальных знаний. Право
Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы
документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической силы. Сама
юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали
неукоснительного знания ее словесной формулы и выполнение определенных
жестов и символов. В таких делах консультация юриста, точность правовой
формулы заключаемой сделки имели для клиента большое значение. Ошибки в
таком деле могли иметь роковые последствия для участников сделки.

Содержание работы

Введение.

Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.

Деятельность юристов в период республики.

Школы юристов.

Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.

Основные кодификации римского права.

Файлы: 1 файл

римские юристы2.docx

— 47.79 Кб (Скачать файл)

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу 1 в. н.э. крайне редко  принимали новые законы, а затем  вообще лишились этого права. При  императорах вновь выросло значение сенатус-консультов, которые в Предшествующий период (в эпоху поздней республики) не обладали правовой силой. В первой половине 1 в. н.э. сенатус-консульты  обычно не имели санкций, но они приобретали  обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты  стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени  принцепса и часто назывались по его имени. 

Постепенно укреплялась  и расширялась и самостоятельная  законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как  результат делегации власти со стороны  народных собраний, но во 11 в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную  власть императорам. К этому времени  законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали  на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции. 

Акты императорской  власти (конституции) делились на следующие  основные виды: 

1) Эдикты — общие  положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически  обязательные только при жизни  данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться  и его преемниками. 

2) Рескрипты —  ответы или советы императора  отдельным лицам или магистратам,  запрашивающим консультации по  правовым вопросам. 

3) Декреты — решения,  вынесенные императором в судебных  делах, на основе которых сложилась  самостоятельная императорская  юриспруденция. 

4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций,  которые в ряде случаев содержали  также нормы гражданского или  уголовного права, которые применялись  и к перегринам. 

Первоначально конституции  императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т.п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую  эпоху формы правовых актов оказали  впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых  монархий.

Источники права  древнейшего периода. Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них  коллегия понтификов, которая присвоила  себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В  Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas), связанных  с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм (jus), связанных с деятельностью  или с санкцией римского государства. Тем не менее понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т.д. 

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права  являлось законодательство римских  царей (leges regiae). Однако существование  этих законов время от времени  подвергается сомнению. В последние  десятилетия исследователи склонны  не отвергать эту традицию, считать  достоверными сведения о законах  римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия. 

Поскольку эти источники  права, тесно связанные с традицией  и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как  патрицианские, в литературе высказывалось  предположение о существовании  особой системы правовых обычаев  у плебеев, Движение плебеев за равноправие  отразилось и в правовой сфере, поскольку  патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали  неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децимвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состоявшая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами. 

Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в  настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов  нет положений, свидетельствующих  непосредственно об уравнении в  правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого  квиритского, или цивильного, права (jus civile), предназначенного исключительно  для римских граждан. Возможно, что  принятие Законов XII таблиц было связано  с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой  верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной  аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций  понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать  неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование  клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело  светский характер. 

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. 

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли  в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI—XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений  более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст  Законов XII таблиц остается неполным, в  ряде случаев неясным, требующим  критического подхода. В исследованиях  некоторых ученых (Е. Паис, Э. Ламбер, Р. Шульц и др.) без достаточно веских аргументов оспаривается время  принятия этих Законов (их относят к  последующим векам), ставится под  сомнение их характер и сам факт существования. Ряд противоречий в  Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в, до н. э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения. 

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку  и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало  греческое право южноиталийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). 

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень  развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых  несли на себе печать религиозных  ритуалов. 

Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно  отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому  в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права". 

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались  указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона (lex). С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования  предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части, В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания, а в третьей  устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась  специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме. 

В древнейший период правовую силу имели также решения  сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децимвиров были изданы, например, Законы XII таблиц. 

Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны. Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовали хищения и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей и толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов.

Основные этапы  развития римского права. Римское право  занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в  развитии права в античном обществе и древнем мире в целом. 

Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию. 

За более чем  тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в  нем глубокие изменения. История  римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе  Рима. Но, будучи связанным и с  более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством. 

Кроме того, римское  право пережило ту рабовладельческую  государственность (Западную Римскую  империю), на базе которой оно исторически  сложилось и достигло наивысшего расцвета. Поэтому периодизация истории  римского права, несмотря на ее теснейшую  связь с важными событиями  в политической жизни, не может быть сведено к периодизации Римского государства. В обширной литературе по римскому праву имеются различные  варианты выделения главных и  более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной для  учебных целей представляется следующая  периодизация истории римского права. 

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское  право этого периода характеризуется  еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером  основных институтов. 

2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец  III в. н.э.). Именно в течение  данного периода римское право  постепенно освобождается от  остатков патриархальности и  религиозности и превращается  в светскую юридическую систему,  характеризующуюся высшей ступенью  разработанности не только рабовладельческих,  но и иных универсальных человеческих  отношений. Совершенство этой  правовой системы находит свое  выражение и в юриспруденции,  давшей миру образцы глубокого  правового анализа и филигранной  юридической техники. 

3. Постклассический  период (IV—VI вв.). В это время в  связи с разложением рабовладельческого  общества и государственности  римское право практически перестает  развиваться, несет на себе  печать общего экономического  и политического кризиса. Изменения  в римском праве данного периода  связаны главным образом с  его систематизацией и постепенным  приспособлением к формирующимся  новым феодальным отношениям, что  происходит, однако, уже в восточной  части Римской империи (Византии). 

Для более глубокого  изучения истории римского права, а  также для специальных научных  целей разработаны и более  детализированные схемы периодизации. Так, многие ученые вслед за архаическим  периодом выделяют в качестве особого  этапа истории римского права  предклассический период (III —1 вв. до н.э.). Такое вычленение предклассического  периода имеет под собой серьезные  основания, но оно в большей степени  подходит для специализированного  изучения истории римского права, выходящего за рамки данного учебного курса.

Понятие римского частного права и его значение для современного юриста.  

Предметом изучения настоящего учебного курса является право античного Рима, но не в  полном объеме, а в границах частного права. Поэтому установим, что же значит частное право – ius privatum/ 

Ответ на этот вопрос дает юрист Ульпиан в III в.: «Публичное право есть то, которое относится  к положению римского государства, частное – то, которое относится  к пользе отдельных лиц» (D 1.1.1.2.). «Публичное право включает в себя священнодействия, служения жрецов, положение  магистратов» (D 1.1.1.2.) 

Информация о работе Деятельность юристов в Древнем Риме