Деятельность юристов в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:53, реферат

Описание работы

Составление таких документов требовало специальных знаний. Право
Древнего Рима имело строгий формальный характер, несоблюдение формы
документа, малейшая неточность лишали данный акт юридической силы. Сама
юридическая процедура, формализм совершения сделок требовали
неукоснительного знания ее словесной формулы и выполнение определенных
жестов и символов. В таких делах консультация юриста, точность правовой
формулы заключаемой сделки имели для клиента большое значение. Ошибки в
таком деле могли иметь роковые последствия для участников сделки.

Содержание работы

Введение.

Основные формы деятельности юристов в Древнем Риме.

Деятельность юристов в период республики.

Школы юристов.

Деятельность знаменитых юристов Древнего Рима.

Основные кодификации римского права.

Файлы: 1 файл

римские юристы2.docx

— 47.79 Кб (Скачать файл)

Отношения же индивидов  регулируются частным правом, поэтому  его нормы находят отражение  в институтах семейного вещного, наследственного и др. права. 

Частное право отличается от публичного тем, что его субъекты автономны в своих действиях, но их автономия все-таки ограничена публичным правом: « Частные соглашения не могут изменить предписаний публичного права» (D 2.14.38.)  

Необходимо отметить, что деление права на публичное  и частное сегодня – это  основное деление национальных правовых систем современности. 

Теперь о значении римского права. Римское право, зародившееся в VIII в. до н.э. в средней части  Италии, Лациуме развивалось и действовало в течение 13 столетий – до эпохи императора Юстиниана (527-565 гг). Даже с падением Римской империи римское право, как известно, не отжило своего века. Эта правовая система изучается в университетах современного мира как специальный предмет. Чем объяснить это едва ли не уникальное явление? 

Римское частное  право обладает оригинальными чертами, в нем содержится юридический  материал, иллюстрирующий закономерности развития права. 

В чем же состоит  значение римского права для современного юриста? 

1.      Римское  право лежит в основе всей  современной цивилистической науки и в этом качестве составляет фундамент теории гражданского права. 

2.      Сочинения  римских юристов сами по себе  содержат классические образцы  юридического анализа самых сложных  житейских отношений. 

3.      «Изучение  римского права полезно и в  тех его отделах, где оно  расходится с русским. Если юрист будет воспитан на одном родном праве, то кругозор его будет слишком узок»,- писал В. М. Хвостов (В. М. Хвостов Система римского права М., 1996 

 Периоды истории  римского права. 

Перед всяким историческим рассмотрением, в первую очередь  возникает проблема периодизации. Достаточно распространенной периодизацией является разделение римской истории на 4 периода: 

1. архаический –  6в. до н.э.- серед. 5в. до н.э. или 754-367 до н.э. 

2. предклассический - серед. 5в. до н.э.-1 в. до н.э. или 367-27 до н.э. 

3. классический –  конец 1 в. до н.э.- 3в. н.э. или  27 до н.э. – 284 н.э. 

4. постклассический  – 3 в. н.э. – 6 в. н.э. или  284 – 565 н.э. 

Однако такая периодизация не вполне удовлетворительна с точки  зрения эволюции римского частного права. Наиболее подходящей, как считает Ч. Санфилиппо является периодизация, основанная на последовательности «великих кризисов и трансформаций римского общества» 

Таким образом, в  ходе эволюции римского частного права  выделяют 3 главнейших этапа: 

1) От основания  Рима (754 до н.э.) до разрушения  Карфагена и Коринфа (146 до н.э.) 

В этот период право  целиком основывается на обычаях  предков, а законы XII таблиц являются кодификацией, которая собирает главнейшие нормы частного, публичного, уголовного, процессуального права. 

Этот правопорядок называют «квиритским гражданским правом». Этот порядок проникнут требованиями устности, торжественности. Ошибка в употреблении одного слова используемой формулы лишает юридической силы совершенное действие. 

Внутри отдельной  семьи какие-либо разногласия тоже отсутствуют, а если и возникают, то тотчас же гасятся властью pater familias.Женщины, дети, рабы – это подвластные лица, лишенные личной и имущественной самостоятельности. Лишь pater familias обладает абсолютным господством. 

2. От разрушения  Карфагена и Коринфа (146 до  н. э.) до прихода к власти  Диоклетиана (284 н. э.) 

Квиритское гражданское  право – Ius civile Quiritium, удовлетворявшее  условиям примитивной римской земледельческой  общины, становится совершенно неподходящим ввиду новых требований общественной жизни. 

После Пунических войн и победы над Карфагеном Рим стремительно превращается в центр и столицу  обширнейшей организации народов, представляющих все расы, языки, культуры. В итоге общество превращается из аграрного в товарное, расцветают промышленность и торговля. 

Такие изменения  в социальной жизни Рима не могли  не вызвать и изменения права. Наряду с существованием Ius civile , появляются ius honorarium и uis gentium. 

ius honorarium ( преторское право) 

Должность претора  введена с 367 до н.э. Претор при своем  вступлении в должность издает эдикт  – edictum. В эдикте содержится программа, которой будет следовать претор при исполнении своей судебной функции. Претор не является законодателем и  потому не может изменять нормы Ius civile. Однако, пользуясь данным ему imperium – верховной властью претор в своем эдикте останавливается на следующих вопросах: 

-  на вопросах, которые недостаточно регулируются Ius civile 

-  на вопросах, вообще не предусмотренных в  Ius civile, в отношении которых он  обещает защиту или санкции 

-  на вопросах, приводящих при условии применения Ius civile к последствиям, которые воспринимаются  новым общественным сознанием  как несправедливые. Здесь претор  обещает поступить образом, не  предусмотренным нормой права  из соображений справедливости. 

Юрист Папиниан очень  четко обобщает все сказанное: «  Преторское право – это право, которое введено преторами для  общественой пользы, с тем, чтобы усилить цивильное право, дополнить его или исправить» ( D 1.1.7.1.) 

Ius gentium – право  народов 

Наряду с городским  претором в 240 г. до н.э. была учреждена  вторая должность – претор по делам  чужестранцев-перегринов – praetor peregrinus. На него возлагалась судебная функция в связи с разногласиями, возникавшими между римскими гражданами и чужеземцами либо между чужеземцами различных национальностей. 

Praetor peregrinus основывает разбор тяжбы не на принципах, присущих отдельным национальным правовым системам, а на тех, которые являются общими для всех, то есть основаны на естественном разуме – naturalis ratio. 

Спорным является выделение  в римском праве, наряду с ius civile, ius honorarium и ius gentium также ius naturale (У С. Н. Медведева Римское частное право Ставрополь.1994). 

«В большей части  произведений юристов классического  периода мы не обнаруживаем даже следа  этой трихотомии ( civile-gentium-naturale), - пишет Ч. Санфилиппо. Еще в «Институциях» Гая (II в н.э.) ius gentium и ius naturale отождествлялись. Просто ius gentium основывается на  naturalis ratio. Трихотомия возникает только в юстиниановском своде, где ius naturale проявляется в качестве третьего правопорядка. Однако, согласно фрагменту Дигест 1.1.1.3. – «Естественное право – это такое право, в котором природа наставила все живые существа. Ибо оно не является свойственным лишь роду человеческому, но совместно присуще всем живым существам, обитающим как на суше, так и в море, а также и птицам». 

«Всякому бросается  в глаза неюридический характер представления о правопорядке, присущем одновременно людям, животным, рыбам  и птицам»,- пишет Ч. Санфилиппо. 

Появление этой третьей  категории отвечает требованиям  скорее не юридическим, а философским. Возможно, что это или интерполяция, или личное пристрастие Ульпиана. 

Таким образом,ius naturale не есть отдельная, изолированная система. Естественное право – часть и цивильного права, и права народов, « оно как бы растворено в них, пронизывая их своими принципами» (М.Х.Хутыз Римское частное право М.,2002 с.21) 

Павел считает, что  естественное право входит в общее  понятие права: «Слово «право» употребляется  в нескольких смыслах: во-первых «право»  означает то, что всегда является справедливым и добрым,- каково естественное право» (D 1.1.1.1.) Римские юристы говорят о  праве, как о нравственном явлении. 

«Изучающему  право,- пишетУльпиан,- надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право»- jus. Право получило свое название от justitia – справедливость, ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом» ( D 1.1.1.) 

3.От Диоклетиана  (284 н.э.) до Юстиниана (565 н.э.) 

В послеклассическую эпоху осуществляется процесс упрощения различных классических правопорядков. 

Исчезли классические магистраты, которые заменило равное им число имперских чиновников, чьи  полномочия непосредственно исходили от императора. 

Сливаются ius civile и ius honorarium с преобладанием принципов, введенных преторским правом. 

Источники римского  права 

Источником в широком  смысле слова может оказаться  всякое свидетельство, относящееся  к Риму (археологическое, художественное и т.д.) 

Однако в более  специальном смысле « источником римского права» следовало бы называть те документы, которые более или  менее сообщают нам римские юридические  нормы. Здесь может идти речь о  так называемых литературных источниках таких как, надписи, сочинения историков, ораторов, землемеров, поэтов. Но речь может идти и о так называемых юридических источниках таких как, надписи с текстами законов, сочинения  юристов, официальные кодексы, частные  документы (папирусы, восковые дощечки  и др.). 

С хронологической  точки зрения  юридические источники  подразделяются на доюстиниановские и юстиниановские. Первые были собраны и опубликованы в различных изданиях, среди которых в Италии шире всего используется трехтомное собрание, озаглавленное «Fontes iuris romani anteiustiniani» (издатели Риккобоно, Бавьера, Феррини, Фурлани). Оно охватывает нормативные распоряжения, фрагменты юридических произведений, юридические акты частных лиц). 

Юстиниановские источники – это не что иное как так называемый Corpus iuris civilis – «Свод гражданского права» Юстиниана, т.е. знаменитое обширное собрание, исполнение которого было возложено императором на специально назначенные законодательные комис­сии. Первые три части этого труда, называемые соответственно Digesta, Institutiones и Codex, были созданы с 530 по 534г., между тем как отдельные законы Юстиниана продолжали выходить с 535 по 565 г. (год его смерти) и были собраны усилиями частных лиц в четвертой части Corpus, называемой Novellae (т.е. novellae leges, новые уложения). 

Дигесты (Digesta) представляют собой антологию систематически расположенных по темам отрывков (фрагментов), извлеченных из со­чинений римских юристов в 50 книгах. 

Институции (Institutiones) представляют собой небольшое сочинение упрощенного характера в 4 книгах, имеющее как законодательное, так и учебное значение. И они также составлены главным образом из отрывков, заимствованных из Institutiones римских юристов, осо­бенно из Гая. 

Кодекс (Codex) является собранием законов, изданных императорами классического и послеклассического периода, а также и самого Юстиниана в 12 книгах. 

Наиболее современное  и важное издание Corpus iuris civilis было осуществлено Моммзеном, Крюгером, Шёллем, Кроллем (Berlin, изд. Weidmann). изданное Феодосией II в 438 г.


Информация о работе Деятельность юристов в Древнем Риме