Догосударственное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – догосударственное общество; характеристика общественной власти.
Исходя из указанной цели исследования (кур¬совой работы), ее
основными задачами являются:
1. Изучить теоретические аспекты «Догосударственное общество. Характе-ристика общественной власти», проанализировать литературные источники
по данной тематике;
2. Обозначить актуальность проблемы «Догосударственное общество.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
П.1.Общая характеристика первобытного (догосударственного) общества ……………………………………………………………………………………6
§ 1.1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления ……………………………………………………………………12
§ 1.2. Нормативная система догосударственного общества…………..……14
П.2. Организация общественной власти в догосударственном обществе ...16
§ 2.1. От первобытного стада к родоплеменному строю …………………...18
§ 2.2. Характер взаимосвязи между общечеловеческими ценностями догосударственного общества и современного сообщества людей ……….22
Заключение ……………………………………………………………….. ….24
Библиографический список ………………………………………………….25
Приложение ………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….3

П.1.Общая характеристика первобытного (догосударственного) общества  ……………………………………………………………………………………6

§ 1.1. Первобытное общество и догосударственные формы социального  управления ……………………………………………………………………12

§ 1.2. Нормативная система  догосударственного общества…………..……14

П.2. Организация общественной власти в догосударственном обществе ...16

§ 2.1. От первобытного стада  к родоплеменному строю …………………...18

§ 2.2. Характер взаимосвязи  между общечеловеческими ценностями догосударственного общества и современного сообщества людей ……….22

Заключение ……………………………………………………………….. ….24                                                   

Библиографический список  ………………………………………………….25                        

Приложение   ………………………………………………………………….26    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Теория государства  и права как фундаментальная  юридическая наука занимает особое место в системе юридического образования. Ее изучение позволяет  ознакомиться с  последними        достижениями обще-теоретической мысли, сформировать современное правовое мировоззрение, включающее идеи приоритета общечеловеческих ценностей, преем-ственности в прогрессивном развитии государства и права, господство права, правового государства.

Для понимания истоков общечеловеческих ценностей и преемственности в прогрессивном развитии государства и права необходимо рассмотреть вопросы, связанные с догосударственным обществом и общественной властью, для понимания процессов развития, как самого государства, так и его правовых норм.

Таким образом, темой  исследования данной курсовой является «Догосударственное общество. Характеристика общественной власти».

Актуальность выбранной темы и ответов на вопросы о догосударственном обществе, его понятии, сущности и роли в формировании правового государства с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами:

-  Во-первых, названные  вопросы прямо и непосредственно  затрагивают интересы различных научных дисциплин;

- Во-вторых, новые открытия  археологов и историков позволяют  расширить знания о догосударственном  обществе и общественных взаимоотношениях  в нем.

- В-третьих, догосударственное  общество является прародителем  современного государства, которое представляет собой очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Таким образом, проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Наша литература длительное время освещала догосударственное общество,  опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Она была написана на основе  вышедшего в 1877 г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в котором прослеживается жизнь североамериканских индейских   племен. К концу XX века благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евро-центристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов Земного шара.1

Данная тема изучается  на стыке сразу нескольких взаимосвязанных  дисциплин. Для современного состояния  науки характерен переход к глобальному  рассмотрению проблемы «Догосударственное общество. Характеристика общественной власти», что отражено в работах Алексеева В.П., Андреева И.Л., Ковалевского М.М. и др.

Предметом исследования в данной работе будет являться догосударственное общество и общественные взаимоотношения в нем.

 Целью написания курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – догосударственное общество; характеристика общественной власти.

Исходя из указанной  цели исследования (курсовой работы), ее

основными задачами являются: 
1. Изучить теоретические аспекты «Догосударственное общество. Характе-ристика общественной власти», проанализировать литературные источники

 по данной тематике; 
2. Обозначить актуальность проблемы «Догосударственное общество. Характеристика общественной власти» в современных условиях; 
4. Обозначить тенденции развития тематики «Догосударственное общество. Характеристика общественной власти»

5. Изучить характер  взаимосвязи между общечеловеческими  ценностями догосударственного  общества и современного сообщества  людей. 

В работе использовались следующие методы:

а) общенаучные методы (формально-логический, социологический, систем-ный, структурно-функциональный, конкретно-исторический и т.п.);

б) общелогические методы теоретического анализа (анализ, синтез, обоб-щение, сравнение, абстрагирование, аналогия, моделирование);

в) частнонаучные методы (сравнительного правоведения, технико-юриди-ческого  анализа, конкретизации, толкования и  т.п.).

Используемые методы представляют собой внутренне организованную систему общефилософских, общенаучных и частнонаучных принципов, приемов, средств познания государственно-правовой надстройки.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя  введения, основную часть, которая состоит из двух пунктов (каждый пункт состоит из двух параграфов), заключения, а также к работе прилагается список использованной литературы и приложение.

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.1. Общая характеристика первобытного (догосударственного) общества

В истории человечества есть два периода — первобытный и период существования сложно организованных, классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет, второй — совсем недолго. В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с примитивным бытом, поэтому они и называются первичными — первобытными. Сначала люди для того, чтобы добыть себе пищу, занимались собирательством и охотой. Потом они начали сами выращивать нужные для себя растения, разводить домашних животных, строить жилища, создавать поселения.

Люди в первобытных  общинах были равными по своему положению, с одинаковыми правами и обязанностями, среди них не было богатых и  бедных. Отношения между семьями  и отдельными людьми определялись родственными связями, и нормой в этом обществе были помощь и взаимная поддержка.2

По материалам, из которых  люди изготавливали орудия, археологи  делят историю на три «века»: каменный, бронзовый и железный. Самым долгим был каменный век — он начался  около 2,5 млн лет назад, а закончился за 3 тысячи лет до н.э. Бронзовый век длился более 2,5 тысяч лет, а приблизительно в середине II тыс. до н.э. наступил железный век, в котором живём и мы. Эти века, особенно бронзовый и железный, наступили в разных районах Земли не одновременно, где-то раньше, где-то позже. Самый долгий период — каменный век — делится на несколько эпох: древний каменный век, или палеолит (2,5 млн — 12 000 лет назад), средний каменный век, или мезолит (12 000—8000 гг. до н.э.), новый каменный век, или неолит (8000—3000 гг. до н.э.). «

Итак, большая часть  истории человечества приходится именно на период первобытности. Если этот колоссальный период спрессовать до суток, то окажется, что в начале суток (в 0 ч) люди, ещё сохранявшие признаки своих предков-животных, стали делать первые орудия. «Человек выпрямленный», питекантроп, жил между 14 и 19 ч, а древняя разно-видность «человека разумного», неандерталец, — между 19 ч и 23 ч 30 мин. Поздний период каменного века — неолит — начался совсем близко к концу суток, в 23 ч 55 мин. В 23 ч 56 мин начался бронзовый век, а государства с их городами, письменностью, постоянно развивающейся техникой и сложно организованным обществом появились, да и то лишь на крохотных пятачках Земли, всего 3 мин назад.

Сейчас трудно поверить в это, но чуть более ста лет назад люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека. Как облик современного человека отличается от облика первобытного существа, так орудия труда претерпели колоссальные изменения.

Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Тот, кто изготовил их, получил наименование «человек умелый» (homo habilis). Сейчас его считают первым представителем человеческого рода.

«Человек умелый» передвигался на ногах, а кисти его рук были приспособлены для того, чтобы не только держать палку или камень, но и изготавливать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели, подобно обезьянам, они подавали друг другу сигналы криками, жестами, гримасами.3 Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились. Их группы были небольшими и состояли из нескольких самцов, самок с детёнышами и подростков.

Около 1 млн. лет назад появился новый вид — «человек выпрямленный» (homo erectus), питекантроп, т.е. обезьяночеловек. Это существо всё ещё напоминало своих предков — животных. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. «Человек выпрямленный» научился делать различные орудия из камня — крупные рубила правильной формы, скребки, резцы.4 Такими орудиями можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши.

Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать  свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, степях Африки.

Охота на крупных животных, защита от опасностей, переселение на новые территории — всё это требовало объединённых усилий многих людей. Их коллективы должны были быть достаточно многочисленными и сплочёнными. Усложнение образа жизни привело к тому, что старшие стали обучать младших, и подростки дольше, чем прежде, оставались с родителями и сородичами. Эти люди уже умели говорить. И всё же и их физическое развитие, и развитие культуры шло очень медленно: питекантропы, как и создававшиеся ими орудия, почти не изменяясь, просуществовали около 1 млн. лет.

Воздействие природного окружения и усложнение деятельности людей привели к появлению около 250 тысяч лет назад древней разновидности «человека разумного» — неандертальца (по названию германской долины Неандерталь, где впервые были обнаружены его останки). Он уже мало отличался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок. Но эти люди обладали более живым умом и лучше приспосабливались к тяжёлым природным условиям, чем их предшественники — питекантропы, которые в конце концов вымерли.

Неандертальцы усовершенствовали орудия, изобретённые питекантропами. Их форма стала более правильной и разнообразной. Неандертальцы носили одежду из шкур и умели строить простые жилища. Ускоряются темпы развития: техника обработки камня совершенствуется теперь гораздо быстрее, чем прежде. Орудия, изготовленные неандертальцами, были в обиходе 70 тысяч лет, после чего их сменили более совершенные.

Отношения между людьми в группах, которыми жили неандертальцы, становятся всё прочнее. Понимая, что принадлежат к цепочке сменяющихся поколений, люди стали хоронить своих умерших. Часто погребения, причём многочисленные, делали в пещерах. Хоронили всех — женщин, детей, старых охотников.5 Нередко такие погребения окружали камнями, в них оставляли оружие, череп какого-нибудь небольшого животного, даже цветы. Наверное, в таких условиях начали складываться представления о хорошем и плохом в отношениях людей, то есть моральные нормы.

Неандертальцы были первыми  людьми, о которых можно сказать, что они совершали какие-то обряды.

Сейчас ещё не совсем ясно, как происходила смена неандертальца человеком современного типа. (Его называют по-латыни homo sapiens sapiens — как бы «человек дважды разумный») Появление человека современного типа совпадает с началом последнего периода древнего каменного века — около 35 тысяч лет назад. В эту эпоху, продолжавшуюся недолго по сравнению с предыдущими — всего 23—25 тысяч лет, люди заселили все континенты, кроме, разумеется, Антарктиды. Таким образом, настоящими открывателями новых континентов стали отнюдь не европейские мореплаватели, а люди каменного века.

В ту пору очень высокого уровня развития достигла техника изготовления каменных орудий. Стали широко применять костяные орудия — шилья, иглы. Из кости и рога делали приспособление, позволявшее увеличивать дальность полёта копья. В эту эпоху в некоторых местах появился лук. Охота с луком и копьём, сбор плодов — всё это позволяло людям не так часто, как прежде, переселяться с места на место. Люди заметили, что из упавших на землю зёрен вырастают новые растения, причём из одного зёрнышка — целый колос. Все эти наблюдения, накапливаясь, сыграли важнейшую роль в дальнейшем прогрессе человечества.

Зная, где расположены  поля диких злаков и когда они  созревают, общины охотников с жёнами и детьми стали приходить туда. Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя.6 Их зёрна прорастали и в земле около селения. Слегка разрыхлив её, можно и самим их выращивать, защищать посевы от диких зверей и птиц. Эта работа не была особенно тяжёлой, её могли делать женщины, старики и даже дети. Так люди постепенно становились земледельцами.

Информация о работе Догосударственное общество