Догосударственное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – догосударственное общество; характеристика общественной власти.
Исходя из указанной цели исследования (кур¬совой работы), ее
основными задачами являются:
1. Изучить теоретические аспекты «Догосударственное общество. Характе-ристика общественной власти», проанализировать литературные источники
по данной тематике;
2. Обозначить актуальность проблемы «Догосударственное общество.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
П.1.Общая характеристика первобытного (догосударственного) общества ……………………………………………………………………………………6
§ 1.1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления ……………………………………………………………………12
§ 1.2. Нормативная система догосударственного общества…………..……14
П.2. Организация общественной власти в догосударственном обществе ...16
§ 2.1. От первобытного стада к родоплеменному строю …………………...18
§ 2.2. Характер взаимосвязи между общечеловеческими ценностями догосударственного общества и современного сообщества людей ……….22
Заключение ……………………………………………………………….. ….24
Библиографический список ………………………………………………….25
Приложение ………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Одновременно люди стали  приручать диких животных.

Переход к земледелию и скотоводству сыграл огромную роль в жизни человечества. Это событие было настолько значительным, что его называют «неолитической революцией». Новые формы жизни начали складываться ещё в среднем каменном веке, но на более обширные территории они распространились позднее, в новом каменном веке — неолите (по-гречески «неолит» — «новый камень»). «Неолитическая революция» заняла не десятки и даже не сотни лет, а тысячелетия. Для тех времён такие темпы не были медленными.

С переходом к оседлому существованию резко изменилось количество совместно проживающих людей. Теперь появилась возможность заботиться о стариках, кормить их, а люди старшего поколения могли обучать детей ремёслам гончара, пастуха, ткача. И всё же размеры таких общин, которые называют родовыми (они состояли из родственников, хотя в них жили и пришлые люди, вступавшие в брак с членами общины), не могли быть очень большими. Сильно разрастаться им не позволяли ни количество получаемых продуктов питания, ни простота общественной организации. Ведь они ещё не имели особых органов управления. Роль руководителей играли старейшие, наиболее опытные люди. В случае столкновений с соседями во главе отрядов становились молодые мужчины. Этих предводителей слушались до тех пор, пока они действовали для общей пользы и по заведённому обычаю, но им не подчинялись, если они нарушали эти требования. В таких общинах в материальном отношении люди были равны. Те, кого больше уважали, носили особое оружие, украшения. Такие люди владели особыми знаниями и умениями. Эти люди имели собственное хозяйство и ничего, кроме авторитета, не получали за свою деятельность на общую пользу.

Трудились в этих общинах  все, но по-разному. Как у охотников и собирателей, люди разного пола и возраста делали разную работу, поэтому учёные называют это половозрастным разделением труда. Дети рано приобщались к домашней работе. Девочки учились ткать, готовить пищу, шить. Мальчики сначала были около матерей, но потом переходили в мужскую часть общины, где их учили охотиться, делать орудия, узнавать повадки домашних животных и защищать своё селение от врагов. Люди по-прежнему не мыслили своего постоянного существования вне семьи и сородичей, рассчитывая на их поддержку. Вся жизнь человека проходила на глазах большого коллектива, без которого он был никем, одиночкой, не способным выжить.

Так родственные коллективы заселяли большие территории. Сородичи не враждовали друг с другом и с соседями тоже стремились наладить хорошие отношения — земли хватало, а силы воевать и настоящего мощного оружия ещё не было.

Обмен в то время стал особой формой общения (денег тогда  ещё не было).7 Те, кто участвовал в нём, получали не просто материальную выгоду: обмениваясь нужными вещами или сырьём, люди заключали дружеские союзы между целыми селениями, договаривались о совместных действиях против общих врагов, заключали браки.

Люди научились передавать сведения о мире в виде условных знаков, магическим путём вызвать желаемое событие, что способствовало возникновению обрядов. Вся жизнь людей стала более упорядоченной. В определённое время сеяли, жали, засыпали зерно в хранилища, строили дома, лепили сосуды, обменивались своими изделиями с соседями. Многие обряды тоже стали регулярными, их проводили из года в год в одни и те же дни.

Таким образом, небольшие селения могли располагаться по течению одного или нескольких взаимосвязанных каналов. Пока это ещё не государства, но скоро несколько таких образований, объединяющих уже не сородичей, а соседей, то есть основанные на территориальном, а не родовом принципе, превратятся в древнейшие города-государства.

Итак, мы вкратце познакомились  с общей характеристикой первобытного (догосударственного) общества, которая длилась, многие сотни тысяч лет и способствовала формированию первых форм социального управления.

 

§ 1.1. Первобытное  общество и догосударственные формы  социального управления

Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство); производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму — патриархальный (патриархат).

Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община.

Личная, родственная связь  сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также  коллективный труд, общее произ-водство и уравнительное распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Ф. Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов — все идет своим установленным порядком».

Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном  обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены.8 Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были обязательными  для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким — смертная казнь, изгнание из рода и племени.9 В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы — обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

Таким образом, в догосударственном обществе сформировались определенные правила его существования и развития, которые носили характер нерасчлененных «мононорм».

 

§ 1.2. Нормативная  система догосударственного общества

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.10 Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино.

Многие монормы были тесно связаны с обычаи первобытной нравственности (морали), религиозными велениями, а часто и совпадали с ними. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Их возникновение диктовалось потребностью охватить общим правилом ежедневно повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктов, создать такой порядок, при котором отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства и обмена. Большинство обычаев в рамках рода и племени было в тесной связи с нормами. 
Нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность, как правило.11 И правом, и обязанностью являлись также кровная месть или, что еще важнее, коллективный труд, охота и т.д.

Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же сущес-твовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили, как уже говорилось от всего рода в целом.

Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

Синкретность и мононормативность  норм первобытного общества характеризует  их внутреннюю сторону, внешнее синкретная норма проявляется в форме обычая, традиции. Функционально, в зависимости от того какую сферу общественной жизни первобытного общества данный обычай регулирует в каждом конкретном случае его можно условно отнести к религиозному, моральному и т.д. К их числу можно отнести обычаи, регулирующие в первобытном обществе те сферы общественной жизни, которые в государственном обществе регулировались бы нормами права. И в первую очередь, подчеркнуто специфическую юридическую окраску несут обычаи первобытного общества регулирующие уже на ранних стадиях развития первобытного общества брачно-семейные отношения, наследование, правосудие и пр. Но, постоянно следует учитывать то обстоятельство, что и эти обычаи в классическом первобытном обществе носят синкретный характер и тесно переплетены с религией, этикой, ритуалом, моралью и пр., а также с модельными поведенческими установками, что несомненно сказалось на организации общественной власти в догосударственном обществе.

 
П.2. Организация общественной власти в догосударственном обществе

Теперь посмотрим, что  же представляли собой власть и управление в период зрелого первобытного общества. Власть как способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (авторитета, воли, принуждения, насилия и т.п.) присуща любому обществу.12 Она возникает вместе с ним и является его непременным атрибутом. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Общественная власть - это публичная власть, хотя нередко под публичной властью подразумевают только государственную власть, что не совсем правильно. С публичной властью тесно связано управление, которое является способом осуществления власти, претворения ее в жизнь. Управлять - значит руководить, распоряжаться кем или чем-либо.

Публичной власти первобытного общества, которую в отличие от государственной власти часто именуют  потестарной (от лат. "potestas" - власть, мощь), присущи следующие черты:

- Во-первых, она не была оторвана от общества и не стояла над ним. Она осуществлялась либо самим обществом, либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены другими. Какого-либо специального аппарата управления, какой-либо особой категории управляющих, что имеется в любом государстве, у этой власти не существовало.

- Во-вторых, публичная власть первобытного общества опиралась, как правило, на общественное мнение и авторитет тех, кто ее осуществлял. Принуждение, если оно и имело место, исходило от всего общества - рода, племени и т.д., - и каких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п., которые опять же есть в любом государстве, здесь тоже не было.

В родовой общине как  первичной форме объединения людей власть, а вместе с ней и управление, выглядели следующим образом. Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины.13 Для решения текущих, повседневных вопросов оно выбирало старейшину или вождя. Старейшина или вождь избирался из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Никакими привилегиями по сравнению с другими членами рода он не обладал. Как все, он принимал участие в производственной деятельности и, как все, получал свою долю. Его власть держалась исключительно на его авторитете и уважении к нему со стороны других членов рода. Вместе с тем он в любое время мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой должности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время военных походов и некоторых других "должностных" лиц - жрецов, шаманов, колдунов и т.п., которые тоже никакими привилегиями не обладали.

Информация о работе Догосударственное общество