Догосударственное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – догосударственное общество; характеристика общественной власти.
Исходя из указанной цели исследования (кур¬совой работы), ее
основными задачами являются:
1. Изучить теоретические аспекты «Догосударственное общество. Характе-ристика общественной власти», проанализировать литературные источники
по данной тематике;
2. Обозначить актуальность проблемы «Догосударственное общество.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
П.1.Общая характеристика первобытного (догосударственного) общества ……………………………………………………………………………………6
§ 1.1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления ……………………………………………………………………12
§ 1.2. Нормативная система догосударственного общества…………..……14
П.2. Организация общественной власти в догосударственном обществе ...16
§ 2.1. От первобытного стада к родоплеменному строю …………………...18
§ 2.2. Характер взаимосвязи между общечеловеческими ценностями догосударственного общества и современного сообщества людей ……….22
Заключение ……………………………………………………………….. ….24
Библиографический список ………………………………………………….25
Приложение ………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

В племени организация  власти и управления была примерно такой же, как и в родовой  общине. Основным органом власти и управления здесь был совет старейшин (вождей), наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов избирался вождь племени. Как и старейшина, вождь племени никакими привилегиями не обладал и считался лишь первым среди равных.

Таким образом, организация общественной власти в догосу-дарственном (первобытном) обществе обеспечила переход от первобытного стада к родоплеменному строю.

 

§ 2.1. От первобытного стада к родоплеменному строю

      Любое  человеческое общество должно  быть каким-либо об-разом организовано,  т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на  превращение в стадо, толпу.

      Морган  был первый, кто со знанием  дела попытался внести в предысторию человечества определенную систему. Он выделил три основные эпохи развития догосударственного общества: дикость, варварство, цивилизация.       Их трех главных эпох – дикости, варварства, цивилизации – его занимают только две первые и переход к третьей. Каждую из этих двух эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с успехами в производстве средств и жизни, потому что,  говорит он, «искусность в этом производстве имеет решающее значение для  степени человеческого превосходства и господства над природой; из всех  живых существ только человеку удалось добиться почти неогра-ниченного господства над производством предметов питания. Все великие эпохи  человеческого прогресса более или менее прямо совпадают с эпоха-ми  расширения источников существования. Рассмотрим более подробно, эпохи развития догосударственного общества (с точки зрения Моргана).

  1. Дикость - низшая ступень.

Низшая ступень. Это детство человеческого рода. Люди жили, частью, по крайней мере, на деревьях. Пищей служили им плоды, коренья, орехи; главное    достижение этого периода – возникновение членораздельной речи.

Средняя ступень. Начинается с введения в употребление в пищу рыбы, и с   применения огня. Люди стали независимыми от климата и местности.        Вследствие постоянной необходимости в источниках питания на этой         ступени, по-видимому, появилось людоедство.

Высшая ступень. Начинается с изобретения лука и стрелы. Для эпохи         дикости лук и стрела были тем же, чем стал железный меч для варварства и  огнестрельное оружие для цивилизации, - решающим оружием.

      II. Варварство

Низшая ступень. Начинается с введения гончарного искусства, приручением и разведением животных, возделыванием земли.

Средняя ступень. На востоке начинается с приручения домашних животных,  на западе – с возделывания съедобных растений (маис).

Высшая ступень. Начинается с плавки руды и переходит в цивилизацию через изобретение буквенного письма. Мы встретим здесь плуг с железным лемехом, с домашним скотом в качестве тяги, благодаря которому стало    возможно земледелие.

Итак, моргановскую периодизацию можно обобщить так:

* дикость – период   прямого присвоения готовых продуктов питания;

* варварство – период введения  скотоводства и земледелия;

* цивилизация – период освоения дальнейших  продуктов природы.

Морган считал, что исторически первой формой организации доисторического общества явилась   родовая община. Личная, родственная связь сплачивала всех членов родов.   Это единство упрочняли также кол-лективный труд, общее производство и    уравнительное распределение.

      Морган рассматривал пункты древней греческой и римской истории и одновременно с этим неожиданно вскрыл перед ними основные черты общественного устройства первобытной эпохи до возникновения государства.

      В качестве  классического рода первоначальной эпохи Морган берет род ирокезов, особенно род племени сенека. В этом племени имеются восемь родов, носящих названия животных: 1 - волк, 2 - медведь, 3 – чере-паха, 4 - бобр, 5 - олень, 6 - кулик, 7 - цапля, 8 - сокол. В каждом роде существуют  следующие обычаи:

        Род выбирает своего «сахема» (старейшину для мирного времени)  и вождя  (военного вождя). Сахем  должен был избираться из состава  самого рода, и  его должность  была наследственной, поскольку  после освобождения она должна  была немедленно снова заниматься, а вот военачальника можно было выбирать и не из членов рода, а временно должность его могла оставаться   ни кем не занятой. Так как у ирокезов сахемом ни когда не выбирали сына предыдущего сахема,  господствовало материнское право и сын,  следовательно. принадлежал к другому роду, но часто выбирали его брата или сына сестры. В выборах участвовали все мужчины и женщины. Но выбор подлежал утверждению со стороны остальных семи родов, и только после этого избранный торжественно вводился в должность и притом общим советом всех ирокезов. Власть сахема внутри рода была отеческая, часто морального порядка, средствами принуждения он не располагал. Вместе с тем он по должности состоял членом совета племени сенека, равно как и общего совета союза ирокезов. Военный вождь мог приказать что-либо лишь во время походов.

        Род по своему усмотрению смещает  сахема и военного вождя. Это  решается совместно мужчинами  и женщинами. Совет племени  может сместить и сахема даже  против воли рода.

        Никто из членов рода не может брать жену внутри членов рода. Открытием этого простого факта Морган впервые вскрыл сущность рода.

        Имущество умерших переходило  к другим сородичам, оно должно  было 

оставаться в роде. Сородичи обязаны были оказывать друг другу помощь, защиту, и, в особенности, помогать мстить за обиду, нанесенную чужими. Отсюда из кровных уз рода возникала обязанность кровной мести.

        Род имеет определенные имена  или серии имен. Имя отдельного  члена рода указывало, к какому  роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно связаны и родовые права.

        Род может усыновлять посторонних  и таким образом принимать  их в члены племени. У ирокезов  торжественное принятие в род  происходило во время публичного  заседания совета племени, часто  превращало это торжество в религиозную церемонию.

        Религиозные церемонии индейцев более или менее связаны с родом:

- Род имеет общее место погребения.

- Род имеет совет – демократическое собрание всех взрослых членов, мужчин и женщин, располагающими равным правом голоса. Этот совет выбирал и смещал сахемов и военных вождей, а также остальных «блюстителей веры», он выносил постановления о выкупе или кровной месте за убитых сородичей, он принимал чужих в состав рода. Одним словом, он был верховной властью в роде.

Из рассмотрения выше указанных фактов можно говорить о формировании ценностей в догосударственном  обществе, которые повлияли на формирование общечеловеческих ценностей в современном  обществе.

 

§ 2.2. Характер взаимосвязи между общечеловеческими  ценностями догосударственного общества и современного сообщества людей

 

Общечеловеческие  ценности – это система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией.

 В данный момент  существует два подхода обосновывающих  формирование общечеловеческих  ценностей:

  • один подход формирует видение национальной идеи на сугубо эгоистических принципах;
  • другой - позволяет соотносить их с общечеловеческими интересами, позволяет строить идеологию мирового открытого общества, отвечающую потребностям всего человечества.

Формирование общечеловеческих ценностей происходило в догосударственном  обществе, основой для этого послужили культурные и религиозные традиции, обряды, ритуалы актуальные в то время. Эти духовные ценности, закрепленные в менталитете людей в виде исторической памяти, умонастроений, стереотипов поведения, форм веры выражающей характер народа, его представление о пути к богатой и счастливой жизни, его стремление к свободе, к сосуществованию с другими народами.

Нынешний этап социальной эволюции коренным образом изменил не только характер экономики, но и характер власти, характер мировоззрения, которое заменяет господство над людьми отношением взаимных услуг и отношением взаимного служения. Это означает, что идея нравственного прогресса, идея дружбы людей и народов, идея сотрудничества  доминирует среди всех причин, радикально влияющих на ход исторического развития, на ход общественной эволюции и на принятие правовых актов в государствах. Прежде всего, это все свободы вообще как понятие и все свободы, которые перечисляются в конституциях: свобода слова, свобода собраний, демонстраций, свобода перемещения, выбора места жительства. Ну и, естественно, свобода предпринимательства, и прочие свободы.

Существует мнение, что  многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, являются общечеловеческими ценностями (например, запрещение убийства, воровства и т. п.), и еще такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями, которые закреплены в Конституциях, законах, Уголовном кодексе и отражают общечеловеческие ценности. Но, не смотря на это, некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.

В данный исторический период стратегическая установка на борьбу и господство сменилась на стратегию сотрудничества и служения, а вера в Бога изменилась на веру в себя, в нравственный прогресс Человечества.

Таким образом, глядя в прошлое на историю языческих племен и народов, которые никак не могли объединиться из-за поклонения различным богам, из-за постоянных войн и раздоров, невольно видишь формирование единого поля понимания между людьми различных государств, основанного на общечеловеческих ценностях. Которые обусловленны необходимостью формирования нравственного климата, отвечающего требованиям современного мировоззрения - совмещением своеобразных национальных ценностей с общечеловеческими, исторической памяти народа с его перспективой. Осознание себя частью мирового, общечеловеческого и социоприродного целого - залог выживания, гарантия успешного движения вперед и отдельных народов, и всего социума.

 

Заключение

Рассмотрев в теоретическом  аспекте догосударственное общество и характеристику общественной власти в нем можно сказать следующее: что в начале — полулюди-полуживотные, умеющие делать самые простые  орудия из камня. В конце — такие же, как мы, люди, научившиеся охотиться, обрабатывать землю, разводить скот, строить дома, делать разнообразную утварь, орудия из бронзы, железа. В начале — существа, ещё не умевшие говорить; в конце — творцы эпических сказаний, понимающие, что они живут в сложном, противоречивом мире, стремящиеся осознать своё место в нём. В начале — полуобезьяны, прыгающие от радости, что они сыты; в конце — участники сложных обрядов, обращающиеся к своим сверхъестественным покровителям. В начале — существа, живущие небольшими семейными группами во главе с самцом; в конце — члены сообществ родов и племён, во главе которых стояли уважаемые всеми предводители. Перечень достижений человечества можно продолжать долго. Человечество прошло путь от полуживотного состояния до того момента, когда стали создаваться первые государства, появились города и признаки цивилизации. Таким образом, в догосударственном обществе сформировались определенные правила его существования и развития, которые носили характер нерасчлененных «мононорм».

Из рассмотрения выше указанных фактов можно говорить о формировании ценностей в догосударственном  обществе, которые повлияли на формирование общечеловеческих ценностей в современном  обществе  и, которые закреплены законодательно в нормативно правовых документах различных государств.

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Алексеев, В.П. История первобытного общества / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.,1990
  2. Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества / И.Л. Андреев. – М.,1988
  3. Алешина А., Кошель С., Радакова В. Энциклопедия для детей / Аванта+, М., 1993 – 686 с.
  4. Виппер, Р.Ю. История древнего мира / Р.Ю. Виппер – М.,1994
  5. Ковалевский, М.М. Первобытное право / М.М. Ковалевский. – М.,1986.
  6. Корельский В.М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник
  7. Марченоко Теория государства и права: учебник
  8. Недобежкин, С.В. Происхождение государства и права. Лекция / - М.: Моск. акад. МВД России, 2002. - 23 c
  9. Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник / В.И. Червинюк. – М.,2006.
  10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф.Энгельс. – Соч.; 2-е изд. – Т.21.
  11. Яценко Н.Е.  Толковый словарь обществоведческих терминов. М.-1999

Информация о работе Догосударственное общество