Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 19:26, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – догосударственное общество; характеристика общественной власти.
Исходя из указанной цели исследования (кур¬совой работы), ее
основными задачами являются:
1. Изучить теоретические аспекты «Догосударственное общество. Характе-ристика общественной власти», проанализировать литературные источники
по данной тематике;
2. Обозначить актуальность проблемы «Догосударственное общество.
Введение ……………………………………………………………………….3
П.1.Общая характеристика первобытного (догосударственного) общества ……………………………………………………………………………………6
§ 1.1. Первобытное общество и догосударственные формы социального управления ……………………………………………………………………12
§ 1.2. Нормативная система догосударственного общества…………..……14
П.2. Организация общественной власти в догосударственном обществе ...16
§ 2.1. От первобытного стада к родоплеменному строю …………………...18
§ 2.2. Характер взаимосвязи между общечеловеческими ценностями догосударственного общества и современного сообщества людей ……….22
Заключение ……………………………………………………………….. ….24
Библиографический список ………………………………………………….25
Приложение ………………………………………………………………….26
В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основным органом власти и управления здесь был совет старейшин (вождей), наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов избирался вождь племени. Как и старейшина, вождь племени никакими привилегиями не обладал и считался лишь первым среди равных.
Таким образом, организация общественной власти в догосу-дарственном (первобытном) обществе обеспечила переход от первобытного стада к родоплеменному строю.
§ 2.1. От первобытного стада к родоплеменному строю
Любое человеческое общество должно быть каким-либо об-разом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу.
Морган был первый, кто со знанием дела попытался внести в предысторию человечества определенную систему. Он выделил три основные эпохи развития догосударственного общества: дикость, варварство, цивилизация. Их трех главных эпох – дикости, варварства, цивилизации – его занимают только две первые и переход к третьей. Каждую из этих двух эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшую ступень сообразно с успехами в производстве средств и жизни, потому что, говорит он, «искусность в этом производстве имеет решающее значение для степени человеческого превосходства и господства над природой; из всех живых существ только человеку удалось добиться почти неогра-ниченного господства над производством предметов питания. Все великие эпохи человеческого прогресса более или менее прямо совпадают с эпоха-ми расширения источников существования. Рассмотрим более подробно, эпохи развития догосударственного общества (с точки зрения Моргана).
Низшая ступень. Это детство человеческого рода. Люди жили, частью, по крайней мере, на деревьях. Пищей служили им плоды, коренья, орехи; главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи.
Средняя ступень. Начинается с введения в употребление в пищу рыбы, и с применения огня. Люди стали независимыми от климата и местности. Вследствие постоянной необходимости в источниках питания на этой ступени, по-видимому, появилось людоедство.
Высшая ступень. Начинается с изобретения лука и стрелы. Для эпохи дикости лук и стрела были тем же, чем стал железный меч для варварства и огнестрельное оружие для цивилизации, - решающим оружием.
II. Варварство
Низшая ступень. Начинается с введения гончарного искусства, приручением и разведением животных, возделыванием земли.
Средняя ступень. На востоке начинается с приручения домашних животных, на западе – с возделывания съедобных растений (маис).
Высшая ступень. Начинается с плавки руды и переходит в цивилизацию через изобретение буквенного письма. Мы встретим здесь плуг с железным лемехом, с домашним скотом в качестве тяги, благодаря которому стало возможно земледелие.
Итак, моргановскую периодизацию можно обобщить так:
* дикость – период прямого присвоения готовых продуктов питания;
* варварство – период введения скотоводства и земледелия;
* цивилизация – период освоения дальнейших продуктов природы.
Морган считал, что исторически первой формой организации доисторического общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала всех членов родов. Это единство упрочняли также кол-лективный труд, общее производство и уравнительное распределение.
Морган рассматривал пункты древней греческой и римской истории и одновременно с этим неожиданно вскрыл перед ними основные черты общественного устройства первобытной эпохи до возникновения государства.
В качестве
классического рода
Род выбирает своего «сахема»
(старейшину для мирного
Род по своему усмотрению
Никто из членов рода не может брать жену внутри членов рода. Открытием этого простого факта Морган впервые вскрыл сущность рода.
Имущество умерших переходило
к другим сородичам, оно
оставаться в роде. Сородичи обязаны были оказывать друг другу помощь, защиту, и, в особенности, помогать мстить за обиду, нанесенную чужими. Отсюда из кровных уз рода возникала обязанность кровной мести.
Род имеет определенные имена
или серии имен. Имя отдельного
члена рода указывало, к
Род может усыновлять
Религиозные церемонии
- Род имеет общее место погребения.
- Род имеет совет – демократическое собрание всех взрослых членов, мужчин и женщин, располагающими равным правом голоса. Этот совет выбирал и смещал сахемов и военных вождей, а также остальных «блюстителей веры», он выносил постановления о выкупе или кровной месте за убитых сородичей, он принимал чужих в состав рода. Одним словом, он был верховной властью в роде.
Из рассмотрения выше указанных фактов можно говорить о формировании ценностей в догосударственном обществе, которые повлияли на формирование общечеловеческих ценностей в современном обществе.
§ 2.2. Характер
взаимосвязи между
Общечеловеческие ценности – это система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией.
В данный момент
существует два подхода
Формирование общечеловеческих
ценностей происходило в
Нынешний этап социальной эволюции коренным образом изменил не только характер экономики, но и характер власти, характер мировоззрения, которое заменяет господство над людьми отношением взаимных услуг и отношением взаимного служения. Это означает, что идея нравственного прогресса, идея дружбы людей и народов, идея сотрудничества доминирует среди всех причин, радикально влияющих на ход исторического развития, на ход общественной эволюции и на принятие правовых актов в государствах. Прежде всего, это все свободы вообще как понятие и все свободы, которые перечисляются в конституциях: свобода слова, свобода собраний, демонстраций, свобода перемещения, выбора места жительства. Ну и, естественно, свобода предпринимательства, и прочие свободы.
Существует мнение, что многие основные законы, которые существуют почти во всех странах, являются общечеловеческими ценностями (например, запрещение убийства, воровства и т. п.), и еще такие как свобода слова, права человека являются общечеловеческими ценностями, которые закреплены в Конституциях, законах, Уголовном кодексе и отражают общечеловеческие ценности. Но, не смотря на это, некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.
В данный исторический период стратегическая установка на борьбу и господство сменилась на стратегию сотрудничества и служения, а вера в Бога изменилась на веру в себя, в нравственный прогресс Человечества.
Таким образом, глядя в прошлое на историю языческих племен и народов, которые никак не могли объединиться из-за поклонения различным богам, из-за постоянных войн и раздоров, невольно видишь формирование единого поля понимания между людьми различных государств, основанного на общечеловеческих ценностях. Которые обусловленны необходимостью формирования нравственного климата, отвечающего требованиям современного мировоззрения - совмещением своеобразных национальных ценностей с общечеловеческими, исторической памяти народа с его перспективой. Осознание себя частью мирового, общечеловеческого и социоприродного целого - залог выживания, гарантия успешного движения вперед и отдельных народов, и всего социума.
Заключение
Рассмотрев в теоретическом
аспекте догосударственное
Из рассмотрения выше указанных фактов можно говорить о формировании ценностей в догосударственном обществе, которые повлияли на формирование общечеловеческих ценностей в современном обществе и, которые закреплены законодательно в нормативно правовых документах различных государств.
Список литературы: