Досрочное прекращение полномочий президента рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Даная курсовая работа содержит совокупный анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ, основанный на использовании современной практики президентского властвования в России. Рассматриваются основания и процедура отрешения от должности главы государства как в России, так и в зарубежных странах. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации…………………………………………………………………………..5
2. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации….12
3. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия…………………………………..…………16
4. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности……………………………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………………...…26
Список литературы………………………………………………………………………….….27

Файлы: 1 файл

Досрочное прекращение полномочий президента РФ.docx

— 62.20 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

1. Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации…………………………………………………………………………..5

2. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации….12

3. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия…………………………………..…………16

4. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности……………………………………………………………………………………….20

Заключение…………………………………………………………………………………...…26

Список литературы………………………………………………………………………….….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Даная курсовая работа содержит совокупный анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ, основанный на использовании  современной практики президентского властвования в России. Рассматриваются  основания и процедура отрешения  от должности главы государства  как в России, так и в зарубежных странах. Выявляются пробелы в действующем  законодательстве, предлагаются формы  их преодоления.

В Российской Федерации пост Президента, избираемого всенародным  голосованием, введен Законами от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и «О выборах  Президента РСФСР», оформившими результаты первого референдума, проведенного в России 17 марта 1991г.1

Согласно Конституции  РФ Президент является главой государства. Он выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости, государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществляя полномочия, взаимодействует  с высшими органами государственной  власти2.

В настоящий момент не существует единого закона, в котором бы освещался  механизм реализации норм о Президенте РФ. Именно в нем можно было бы отразить особенности выборов президента, прекращения его полномочий, досрочное  прекращение полномочий и т.д.

Глава государства осуществляет свои функции и полномочия в определенном временном пространстве, протяженность  которого сказывается на вырабатываемой государственной политике, интенсивности  и динамике его деятельности. Увеличение срока полномочий Президента Российской Федерации до шести лет в ежегодном  Послании главы государства Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 г, например, обосновывалось тем, что оно позволит не только определить направление дальнейшего  развития страны и начать осуществление  намеченных целей, но и во многом реализовать  задуманное в течение одного срока  полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности3.

Продолжительность деятельности главы государства, включающая основания  досрочного прекращения исполнения полномочий, непосредственно характеризует  его статус, отражает существующий в государстве конституционно-правовой режим, влияет на уровень развития государственной  демократии.

Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента РФ представляет собой отдельный и особый институт конституционного права, характеризующий  природу президентуры в России.

Основания прекращения исполнения полномочий главы государства до истечения конституционного срока  вызываются обстоятельствами, требующими отлаженного и надежного механизма  обеспечения непрерывности президентского властвования.

Вопросы досрочного прекращения  исполнения полномочий главы государства  непосредственно вытекают из конституционно-правового  статуса Президента РФ, который получил  последовательный анализ в трудах С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, О.В. Брежнева, Г.В., Зорькина, Н.С. Зыковой, Е.И. Козловой, С.Г. Колбая и др.

 

 

  1. Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий

Президента Российской Федерации

 

Президент Российской Федерации  прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным  в ч. 2 ст. 92 Конституции РФ:

1) в случае его отставки;

2) стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять  принадлежащие ему полномочия;

3) отрешения от должности.

В соответствии с Конституцией РФ Президент наделен чрезвычайно  широкими полномочиями. Влияние Президента на процессы, происходящие как в  государственной, так и в общественной жизни страны очень велико. В то же время прямым основанием для отрешения  Президента от должности согласно ныне действующей Конституции РФ выступает  лишь обвинение в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления4.

Сравнивая Конституцию РФ 1993 г. с предыдущим Основным Законом  Российской Федерации, следует отметить закрепление большего числа оснований  для импичмента Президента в документе 1978 года. В их число входило нарушение  Конституции, законов и присяги5. В присяге Президента РФ Конституции 1993 г. также предусмотрена клятва «соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». Однако это обязательство имеет чисто декларативный характер, так как никакой ответственности Президента за нарушение Конституции не предусмотрено6. Кроме того, в рамках предыдущего Основного Закона предусматривалась и такая мера конституционной ответственности, как «автоматическая» утрата Президентом полномочий в случае роспуска или даже приостановления им деятельности законно избранных органов.

Рассмотрим опыт урегулирования данного вопроса в зарубежных странах.

В настоящее время существует группа стран, где глава государства  обладает неприкосновенностью и  вследствие этого вообще не несет  никакой юридической ответственности. Такая юридическая формула типична  для монархий. «Личность Короля неприкосновенна, и он не подлежит ответственности» (ст. 56 Конституция Испании).

 

В некоторых странах предусмотрен институт контрасигнатуры. Задача этого правового института состоит в том, чтобы перенести ответственность с главы государства на нижестоящее должностное лицо за совместно подписываемый ими нормативный акт. Так, в соответствии со ст. 58 Основного Закона Федеративной Республики Германии для «действенности предписаний и распоряжений Федерального президента необходима их контрасигнатура Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром»7.

Переходя непосредственно  к наиболее распространенному методу воздействия на Президента - отрешению  от должности, - видно, что одним из наиболее типичных оснований, закрепленных во многих конституциях, как и в  Конституции РФ, выступает государственная  измена (ст. 90 Конституция Итальянской Республики).

Достаточным основанием для  привлечения к ответственности  главы государства в ряде стран  является умышленное нарушение конституции  страны. В отношении Президента ФРГ  это основание расширено - ему  может быть предъявлено обвинение  в «умышленном нарушении им Основного  или другого федерального закона», причем вменяться в вину может  как действие, так и бездействие  Президента.

Наименее распространенным основанием для предъявления обвинения  Президенту является совершение им иных тяжких преступлений. Так, в соответствии с Конституцией США Президент  и высшие гражданские должностные  лица могут быть отстранены от должности  по импичменту за государственную измену, взяточничество или другие тяжкие преступления и проступки (раздел 4 Статья II Конституция  США)8.

Отдельные конституции закрепляют оригинальную формулировку условий  отрешения от должности. Так, Президент  Мальты может быть отрешен от должности  за недостойное поведение. В результате обвинения в совершении установленного правонарушения лишиться поста может  глава Ирландии. За преступления, совершенные  в связи с исполнением своих  обязанностей, может быть привлечено к ответственности высшее должностное  лицо Португалии.

В ряде зарубежных государств основные законы вообще не ограничивают перечень оснований для отрешения  главы государства отдельными составами  преступлений. Так, Президент Эстонии  может быть привлечен к уголовной  ответственности только по представлению канцлера юстиции с согласия большинства членов Государственного Собрания или если на то соглашается Сейм Латвии большинством не менее 2/3 голосов.

Таким образом, зарубежная конституционная  практика придерживается весьма расширенного толкования оснований импичмента.

При анализе конституционных  оснований отрешения Президента РФ от должности видна их несогласованность  с действующим уголовным законодательством  Российской Федерации. Верховенство Конституции  требует приведение в соответствие с ней уголовного законодательства в части характеристики уголовных  преступлений. Сами конституционные  основания отрешения Президента РФ от должности представляются неадекватными  с позиций статуса и предназначения президента демократического государства.

Понятие государственной  измены Президента нельзя отождествлять  с тем понятием государственной  измены, которое содержится в Уголовном  Кодексе Российской Федерации9. Согласно ст. 275 Кодекса государственная измена представляет собой совершение гражданином РФ действий по оказанию помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям, направленных в ущерб внешней безопасности государства. Президент - не рядовой гражданин, а глава государства, наделенный широкими полномочиями. Круг деяний, образующих состав преступления «государственная измена Президента» - может и должен быть специально оговорен в уголовном законе и не может сводиться к указанным в ст. 275 УК формам (шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России). В данном контексте существенную роль в субъектной персонификации государственной измены Президента могла бы иметь присяга главы государства.

Что же касается обвинения  в совершении иного тяжкого преступления - их виды определяются УК и не подлежат расширительному толкованию. При  этом, однако, необходимо учитывать, что  УК впервые законодательно классифицировал  преступления в зависимости от характера  и степени общественной опасности  деяния, выделив тяжкие преступления и особо тяжкие преступления10 .

Таким образом, Президент  РФ вправе безнаказанно совершать умышленные преступления, предусматривающие наказание  в виде лишения свободы на срок не свыше пяти лет, и неосторожные преступления, за совершение которых  предусмотрено более строгое наказание, в том числе преступления, повлекшие гибель двух или более лиц, и оставаться Президентом11. Уголовным кодексом РФ предусмотрены давностные сроки привлечения к уголовной ответственности. При совершении тяжкого преступления 10 лет, а при совершении особо тяжкого преступления - 15 лет (ст. 78 УК РФ). Но это в отношении простых смертных. Президент же, если процедура отрешения его от должности «проволокитилась» в течение трех месяцев, не только не может быть привлечен к уголовной ответственности, но, более того, несмотря на заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков государственной измены или тяжкого преступления, продолжает оставаться главой Российской Федерации.

Привлечь Президента к  уголовной ответственности невозможно даже после отрешения его от должности. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях  Президенту Российской Федерации, прекратившему  исполнения своих полномочий, и членам его семьи» бывший Президент тоже обладает неприкосновенностью и  не может быть привлечен к уголовной  ответственности за деяния, совершенные  им в период исполнения полномочий Президента. На основании ч. 2 ст. 92 Конституции  РФ Президент может в любое  время прекратить свои полномочия, подав в отставку, сделав себя тем  самым неподсудным. Получается, что здесь налицо явный пробел в законодательстве. Совершенно очевидно, что Президент, совершивший любое уголовное преступление должен подлежать процедуре отрешения от должности.

Недостаточность предусмотренных  ст. 93 Конституции РФ оснований отрешения  Президента РФ от должности получила глубокую разработку в трудах многих ученых. Так, С.А. Авакьян отмечает отсутствие ответственности Президента за нарушение  Конституции, законов, присяги. О.В. Брежнев  предлагает предусмотреть в качестве основания отрешения Президента от должности «нарушение Конституции  Российской Федерации, федеральных  законов, повлекшее тяжкие последствия». Н.С. Зыкова считает необходимым  введение полноценного института конституционной  ответственности Президента в форме  отрешения от должности за действия и решения, противоречащие Конституции  РФ.

При этом едва ли возможно указанные  основания для отрешения Президента от должности считать исчерпывающими, поскольку Конституция имеет  ввиду прекращение исполнения полномочий не «абстрактным» Президентом, а  лицом, состоящим в должности. Следовательно, к указанным в ч. 2 ст. 92 Конституции  основаниям следует отнести смерть Президента, утрату им гражданства  РФ или приобретение гражданства  иностранного государства, переезд на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, т.е. утрату права на избрание, как оно определено в ч. 2 ст. 81 Конституции12.

Конституция РФ не оговаривает  естественной причины досрочного прекращения  полномочий Президента. Вместе с тем, в конституциях многих стран в  качестве одного из оснований называется и кончина (смерть) Президента (ч. 1 ст. 96 Конституция Румынии). В российском законодательстве подобное основание указывается применительно к досрочным основаниям прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Отсутствие такого основания  применительно к Президенту может  вызвать тупиковые правовые ситуации. Неясно, каким правовым актом объявляется  о временном исполнении обязанностей Президента. Хотя Конституция и является актом прямого действия, однако определенная процессуальная процедура в данном случае необходима. Кроме того, в  Федеральном законе "О гарантиях  Президенту Российской Федерации, прекратившему  исполнение своих полномочий, и членам его семьи" прямо оговаривается, что закон устанавливает гарантии Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с  истечением срока его пребывания в должности, либо досрочно: в случае его отставки или стойкой неспособности  по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ст. 1).

Информация о работе Досрочное прекращение полномочий президента рф