Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:08, курсовая работа
Даная курсовая работа содержит совокупный анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ, основанный на использовании современной практики президентского властвования в России. Рассматриваются основания и процедура отрешения от должности главы государства как в России, так и в зарубежных странах. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации…………………………………………………………………………..5
2. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации….12
3. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия…………………………………..…………16
4. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности……………………………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………………...…26
Список литературы………………………………………………………………………….….27
Одним из недостатков Регламента Государственной Думы является то, что Государственная Дума принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента, не имея заключения Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления (ст. 180).
А.Е. Якубов считает целесообразным внести соответствующие изменения в Регламент Государственной Думы. По его мнению, последовательность должна быть следующая:
1. предложение о выдвижении
обвинения против Президента
РФ направляется
2. заключение Специальной
комиссии направляется в
3. заключение Верховного Суда РФ должно направляться в Государственную Думу РФ;
4. это заключение должно
заслушиваться на заседании
5. постановление Государственной
Думы о выдвижении обвинения
против Президента РФ в
Отметим, что до сих пор
законодательно не урегулировано полномочие
Верховного Суда Российской Федерации,
связанное с дачей заключения
о наличии в действиях
Кроме того, чтобы Верховный
Суд мог дать заключение о наличии
в действиях Президента признаков
преступления, соответствующая процедура
должна быть регламентирована Уголовным
Процессуальным Кодексом. Но УПК такой
регламентации не содержит. Следовательно,
установленный порядок
Недостатком правовых норм,
закрепленных в ст. 93 Конституции, являются
также предусмотренные ими
Первое требование не может
быть признано обоснованным потому, что
по действующей Конституции
Очевидной представляется необоснованность и предусмотренного в ст. 93 Конституции ограничения тремя месяцами срока рассмотрения выдвинутого Государственной Думой обвинения. Нельзя согласиться с тем, чтобы Президент, обвиненный, например, в государственной измене в форме шпионажа, имел возможность и дальше заниматься своей деятельностью, если рассмотрение обвинения вышло за пределы установленного законом срока26.
Конституция РФ не предоставляет Государственной Думе права осуществлять выемку необходимых документов, вызывать свидетелей, в том числе должностных лиц, проводить иные следственные действия, без чего невозможно сформулировать сколько-нибудь обоснованное обвинение Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Конституция РФ имеет пробелы и по вопросам, связанным с формулированием обвинения.
Таким образом, вопросы конституционной ответственности Президента РФ решаются неполно и противоречиво, что, в свою очередь, затрудняет перевод этой ответственности из формально-юридической сферы в сферу практическую.
Отметим и еще один вопрос:
в процедуре отрешения от должности
главы государства участвуют
обе палаты парламента и два высших
судебных органа, в формировании которых
Президент принимает самое
В 1999 г. в соответствии с
указанным в ст. 93 Конституции
РФ порядком была начата процедура
отрешения Президента РФ Б.Н. Ельцина
от должности, образована специальная
комиссия, которая устанавливала
факты, свидетельствующие о наличии
в деятельности Президента признаков
государственной измены или иного
тяжкого преступления. Комиссия дала
положительный ответ на некоторые
из выдвинутых обвинений. Однако при
голосовании вопроса о
Совершенно очевидно, что уличить Президента в совершении государственной измены или другого тяжкого преступления, да еще силами Государственной Думы, не обладающей никакими процессуальными полномочиями, - дело безнадежное и бессмысленное28.
В целях установления реальной
конституционной
Вероятно, это приведет к
внесению изменений в текст Конституции.
Очевидно, что вопросы конституционной
ответственности должностных
Все эти моменты требуют
дополнительного правового
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Конституции РФ четко
прописана процедура вступления
президента в должность, но существует
правовой пробел относительно процедуры
досрочного прекращения полномочий
главы государства. Не вызывает сомнения
необходимость регулирования
С учетом природы Конституции РФ, основным свойством которой выступает ее стабильность, так же с учетом усложненного порядка изменения Основного закона, первичного, учредительного характера конституционных положений, поддерживаю точку зрения о необходимости принятия специального закона, регламентирующего институт конституционно-правовой ответственности Президента РФ, в котором наряду с общими вопросами института ответственности в конституционном праве четко должны быть определены основания и механизм привлечения к ответственности Президента РФ как высшего должностного лица государства. С целью повышения легитимности данного закона целесообразным будет его внесение на рассмотрение в Конституционный Суд РФ, которым должен быть осуществлен анализ его положений на предмет соответствия Основному Закону РФ.
Можно спорить об основаниях отрешения президента от должности, можно вносить изменения в его процедуру, но любое решение этих вопросов должно быть подчинено основной и неизменной идее этого института: в государстве, где действительно правит народ, каким бы влиянием ни пользовался человек и на каком бы высоком посту ни находился, он должен подчиняться законам, обязательным для всех других граждан.
Литература
1. Конституция Российской
Федерации: Принята
2. Федеральный конституционный
закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997 г.
4. Федеральный закон от
12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О
гарантиях Президенту
5. Федеральный закон от
10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах
Президента Российской
6. Федеральный закон от
8 мая 1994 N 3-ФЗ "О статусе члена
Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы
Федерального Собрания
7. ФЗ от 5 августа 2000 г.
№ 113-ФЗ «О порядке
8. Указ Президента Российской
Федерации от 31 декабря 1999 г. №
1761 «Об исполнении полномочий
Президента Российской
9. Указ Президента Российской
Федерации от 31 декабря 1999 г. №
1762 «О временном исполнении
10. Регламент Государственной
Думы Федерального Собрания
11. Регламент Совета Федерации
Федерального Собрания
12. Постановление
13. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России. Принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября 1991 г. и законами Российской Федерации от 21 апреля, 9 декабря и 10 декабря 1992 г. М.:Известия, 1993 г.
14. Указ Президента Российской
Федерации от 19 сентября 1996 г. №
1378 «О временном исполнении
15. Указ Президента Российской
Федерации от 5 ноября 1996 г. № 1534
«О возложении на Председателя
Правительства Российской
16. Указ Президента Российской
Федерации от 6 ноября 1996 г. № 1535
«О прекращении временного
17. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 октября 2009 г. - М. : Эксмо, 2009. - 176 с. // СЗ РФ. 1996 г.
18. Козлова Е.И., Кутафин
О.Е. Конституционное право
19. Конституционное право государств Европы: Учеб. Пособие для студентов юрид. вузов и фак. // Отв. Ред. Д.А. Ковачев. - М.: Волтерс Клувер, 2005 г.
Информация о работе Досрочное прекращение полномочий президента рф