Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 19:08, курсовая работа
Даная курсовая работа содержит совокупный анализ оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ, основанный на использовании современной практики президентского властвования в России. Рассматриваются основания и процедура отрешения от должности главы государства как в России, так и в зарубежных странах. Выявляются пробелы в действующем законодательстве, предлагаются формы их преодоления.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и виды оснований досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации…………………………………………………………………………..5
2. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации….12
3. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия…………………………………..…………16
4. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности……………………………………………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………………...…26
Список литературы………………………………………………………………………….….27
Из этого следует, что юридически не урегулирована и процедура о социальных гарантиях членам семьи умершего Президента и их материальном обеспечении. Такая норма в указанном Законе есть, но ведь она адресована семье того Президента, который умер после предоставления ему и членам его семьи гарантий.
Так же в Конституции РФ
не до конца решен вопрос на кого
возлагается временное
В основном Законе РСФСР 1978 г. в Статье 121-11 этот вопрос был представлен шире. «В случае отрешения Президента РФ от должности, отставки Президента РФ осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента РФ полномочия Президента РФ исполняет вице-президент РФ. В случае невозможности исполнения полномочий Президента РФ вице-президентом РФ они переходят последовательно к Председателю Совета Министров РФ, Председателю Верховного Совета РФ».
В США для того чтобы
ни при каких обстоятельствах
страна не оказалась без главы
исполнительной власти, в 1947 г. был принят
Закон о преемственности
В Конституции РФ указано только одно лицо, уполномоченное замещать главу государства, что создает тем самым реальную опасность безвластия, если на момент президентской вакансии Председатель Правительства РФ будет отсутствовать.
Хочется отметить коллизии замещения Президента Председателем Правительства, при котором не срабатывает ряд весьма важных конституционных механизмов. Заблокированной оказывается возможность реализации Правительства РФ предоставленного статьей 134 Конституции РФ права внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции, поскольку сам Председатель Правительства, как и.о. Президента, этого права Конституцией лишен, а Правительство не может пользоваться своими полномочиями отдельно от своего главы. Проблематичным в этой ситуации становится право думского запроса Председателю Правительства, поскольку он одновременно исполняет обязанности главы государства, которому запрос не может быть адресован.
Трудно представить и
политическую ответственность Правительства,
возглавляемого исполняющим обязанности
главы государства: естественно, что
замещающий Президента не может отправить
в отставку федеральное правительство,
которое он же и возглавляет. В
этих условиях думский вотум недоверия,
как и запрос этого доверия
самим Правительством, лишается смысла.
Заблокированным при
Таким образом, вероятно, что при невозможности в силу разных причин осуществления Президентом РФ своих обязанностей они, помимо Председателя Правительства, должны осуществляться Председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Причем в первую очередь Председателем Совета Федерации учитывается выборное происхождение председателя верхней палаты российского парламента, а во вторую - главой федерального Правительства14.
2. Конституционно-правовая процедура отставки
Президента Российской Федерации
Отставка главы государства может быть только добровольной, учитывая его высокий конституционный статус и занимаемое место в государственной иерархии, исключающее подчинение кому-либо. Под отставкой Президента Конституция РФ понимает добровольное прекращение главой государства своих полномочий, то есть самоотставку.
В основе отставки могут лежать различные причины: состояние здоровья, усталость, осознание своей неспособности справляться с грузом проблем, лежащих на плечах Президента, конфликтные ситуации с парламентом, семейные и иные личные обстоятельства15.
Добровольная отставка не
исключает существование
Подобная процедура позволяет президенту «красиво уйти со сцены» во многих случаях: по причинам личного характера, не подлежащих разглашению, в случае, когда сложная процедура отрешения не доведена до конца, а отношения с высшими органами государственной власти создают «нерабочую» обстановку и т.д. Отставка может рассматриваться как почетная, но для этого необходимо обозначить ее причины, как это предусмотрено в отношении судей.
Конституции других государств, напротив, предусматривают ее косвенно, достаточно широко формулируя положения статей, посвященных досрочному прекращению полномочий президента. Например, в ст. 57 Основного Закона ФРГ подчеркивается, что «полномочия Федерального Президента в случае каких-либо препятствий или досрочного освобождения от должности осуществляются президентом Бундестага». В Конституции Франции в ст. 7 говорится о том, что если пост Президента по какой бы то ни было причине окажется вакантным или Конституционный Совет по запросу Правительства абсолютным большинством голосов констатирует обстоятельства, препятствующие Президенту осуществлять свои функции, то они временно возлагаются на председателя Сената».
Конституция РФ не предусматривает
процедуры «принятия» или «непринятия»
отставки Президента и не регулирует
процедуру отставки - перед кем
Президент должен заявить о своей
отставке, получает ли эта акция
какое-либо правовое оформление, с какого
момента вступает в силу отставка,
каким образом оформляется
Недостаточность конституционного регулирования отставки препятствует реализации этого института. Учитывая возможность насильственного принуждения к отставке, последняя должна иметь юридические удостоверения ее добровольности. Очевидно, что Президент должен сделать заявление об отставке органу, достаточно властному и авторитетному, который бы констатировал добровольность отставки. Только в этом смысле конституция может устанавливать принятие отставки главы государства. Но принятие отставки логически допускает ее отклонение. В отношении главы государства отказ в принятии отставки может последовать лишь в случае убеждения в недобровольности его отставки.
В этой связи интересен
опыт законодательного регулирования
отставки Президента в Азербайджанской
Республики. В соответствии с ст.
117 Конституции этого государства
при уходе в отставку Президента
соответствующее заявление
В Кыргызстане полномочия Президента могут быть прекращены по заявлению об отставке, сделанному им на совместном заседании палат (ст. 50 Конституции Кыргызстана). Отставка Президента Беларусии принимается нижней палатой Парламента - Палатой Представителей Национального Собрания (ст. 87 Конституции Беларуси).
Поскольку в Российской Федерации ни в Конституции, ни в федеральном законодательстве не урегулированы вопросы такого рода, рассмотрим, как на практике была оформлена отставка Президента Б.Н. Ельцина.
Президент обратился по телевидению
и радио с обращением к жителям
России 31 декабря 1999 г., в котором
сообщил о своём уходе в
отставку. В тот же день он подписал
Указ № 1761 «Об исполнении полномочий
Президента Российской Федерации». В
этом Указе он объявил, что в соответствии
с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ прекращает
с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. исполнение
полномочий Президента РФ. Одновременно
этим же Указом Президентом было определено,
что полномочия Президента временно
исполняет Председатель Правительства
РФ с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. В этот
же день был издан Указ Президента
РФ № 1762 «О временном исполнении полномочий
Президента Российской Федерации», подписанный
исполняющим обязанности
Анализ правовых актов
и действий, совершенных Президентом
31 декабря 1999 г. в связи с отставкой,
лишний раз убеждает в необходимости
законодательного регулирования соответствующих
процедур. Скажем, в, казалось бы, имеющем
ключевое значение для досрочного прекращения
полномочий Президента по рассматриваемому
основанию Указе № 1761 содержится
лишь общая ссылка на ч. 2 ст. 92 Конституции,
в которой, как уже упоминалось
выше, предусмотрены все три
Следует также заметить, что Указ об отставке Президента и другие соответствующие указы были опубликованы официально только 5 января 2000г. (в связи с праздниками «Российская газета» не выходила). Думается, что такого рода акты, как акт об отставке Президента и вступлении в должность временно исполняющего обязанности Президента, не могут вступать в силу без их незамедлительного опубликования. Обнародование их через телерадиоканалы не достаточно.
Возникает и такой вопрос: должен ли какой-либо орган государственной власти юридически констатировать факт состоявшейся отставки Президента Российской Федерации, ибо Конституция связывает с этим фактом очень серьезные правовые последствия - переход исполнения полномочий Президента к Председателю Правительства Российской Федерации и назначение досрочных выборов главы государства.
Как считает С.Г. Колбая: «При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Думается, что вполне уместным было бы закрепление аналогичных положений и в отношении ухода главы государства с поста»18.
По мнению О.В. Брежнева «соответствующее полномочие мог бы осуществлять Совет Федерации, ибо Конституция (п. «д» ч. 1 ст. 102) относит назначение выборов Президента, в том числе досрочных, к его ведению»19.
Сказанное выше показывает
необходимость нормативно-
Представляется, что Президент РФ заявление об отставке должен сделать в Конституционном Суде РФ, как органе сугубо юрисдикционном. Отставка главы государства является, прежде всего, конституционным действием, правомерность которого с позиций добровольности отставки требует юридического удостоверения Конституционным Судом как органом, решающим исключительно вопросы права. Аргументом в пользу этого предложения может служить тот факт, что именно Председатель Конституционного Суда приводит Президента РФ к присяге. Очевидно, что принятие отставки Президента Российской Федерации Конституционный Суд РФ должен осуществлять в порядке специального судебного производства путем принятия Постановления в пленарном заседании с незамедлительным опубликованием решения в официальных изданиях. Отставка Президента РФ, будучи конституционным основанием досрочного прекращения его полномочий, не должна служить целям политической конъюнктуры и манипулирования президентской должностью.
3. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
В качестве второго основания досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации ч. 2 ст. 92 Конституции является «стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия». Как и в случае с отставкой, порядок досрочного прекращения президентских полномочий по этому основанию не урегулирован федеральным законодательством.
Информация о работе Досрочное прекращение полномочий президента рф