Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 19:38, курсовая работа
В настоящее время информация о недвижимости имеет значительную ценность и может предоставляться самым разным лицам, использующим ее как в личных, так и в коммерческих целях. Развитие информационного общества в России в начале XXI века требует новых подходов в предоставлении такой информации регистрирующими органами, с одной стороны, наиболее полно и оперативно, с другой - так, чтобы при этом не были ущемлены интересы собственников недвижимости. Такая задача в настоящее время возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), являющуюся преемником Федеральной регистрационной службы. От того, насколько успешно она с ней справляется, во многом зависит развитие рынка недвижимости в Российской Федерации.
- создание единой федеральной
информационной системы в
- переход к государственному
учету зданий, сооружений, помещений,
объектов незавершенного
- создание системы
В рамках перечисленных направлений должен быть решен широкий круг задач:
- технологическое объединение
обособленных в настоящее
- создание эффективной
регистрационно-учетной
- повышение качества
- создание системы внутреннего контроля (мониторинга) качества государственных услуг;
- организация интерактивного
обслуживания граждан, организаций,
органов государственной
- оптимизация и рациональное
использование существующей
- применение современных
подходов по территориальному
выбору места расположения и
подбору оптимального формата
пунктов приема граждан, исходя
из интенсивности потока
- внедрение автоматизированных
систем электронного
- создание системы
- обеспечение передачи
федеральным учреждениям
- создание и внедрение
механизма обеспечения притока
внебюджетных финансовых
- обеспечение перехода
к государственному
- разработка и внедрение
ориентированных на качество
государственных услуг
- формирование нормативной
правовой базы, необходимой для
развития и эффективного
Согласно Концепции, обособленные организационные структуры систем регистрации прав и кадастрового учета должны быть преобразованы в целях создания единой системы регистрации прав и кадастрового учета, при этом организационная структура такой единой системы должна включать:
- центральный аппарат Росреестра и территориальные органы Росреестра в субъектах Российской Федерации;
- находящиеся в ведомственном подчинении Росреестра и осуществляющие отдельные полномочия в сфере регистрации прав и кадастрового учета федеральные учреждения и их филиалы.
В целях передачи отдельных полномочий в сфере регистрации прав и кадастрового учета подведомственным Росреестру федеральным учреждениям потребуется проведение мероприятий, направленных на комплексное совершенствование работы указанных учреждений.
К полномочиям находящихся в ведомственном подчинении Росреестра федеральных учреждений будут отнесены функции по приему заявлений на государственную регистрацию прав, по осуществлению кадастрового учета, предоставлению информационных услуг, а также полномочия по ведению и развитию информационных систем ЕГРП и ГКН.
В то же время все права на информационные системы ЕГРП и ГКН, включая соответствующее программное обеспечение, а также документацию, связанную с ведением ЕГРП и ГКН, должны оставаться у Российской Федерации в лице Росреестра.
Еще одной новацией Федерального закона № 210-ФЗ является установление порядка предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах - МФЦ (глава IV Федерального закона), что имеет прямое отношение к государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правила организации деятельности таких центров определены Постановление Правительства РФ от 3 октября 2009 г. № 796 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг» СЗ РФ. 2009. № 41. Ст. 4782.. Такие центры являются государственными или муниципальными учреждениями, создаваемые субъектами РФ или муниципальными образованиями в целях организации централизованного предоставления государственных или муниципальных услуг.
П. 1 Правил предусмотрено, что на базе МФЦ предоставляется не менее 50 государственных (муниципальных) услуг по следующим направлениям:
- социальная поддержка населения;
- регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя;
- регулирование
Как можно убедиться государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним прямо включена Правительством РФ, во-первых, в число государственных услуг и, во-вторых, эта услуга может и в перспективе должна реализовываться с участием МФЦ. Государственные услуги в центре предоставляются такими способами, как:
- прием и выдача документов;
при этом для исполнения
- прием, обработка и выдача
документов (информации) осуществляются
центром самостоятельно, без передачи
документов в иные органы и
организации, с использованием
- прием, обработка и выдача
документов (информации) осуществляются
в центре сотрудниками
При реализации своих функций многофункциональные центры вправе запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления государственных услуг, в органах, их предоставляющих, а также получать от них соответствующие документы и информацию. Предоставление услуг в МФЦ осуществляется на основании соглашений о взаимодействии. Примерная форма соглашения о взаимодействии утверждается Минэкономразвития. Соглашение о взаимодействии должно содержать:
- наименование сторон соглашения о взаимодействии;
- предмет соглашения о взаимодействии;
- перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре;
- права и обязанности
органа, предоставляющего
- права и обязанности многофункционального центра;
- порядок информационного обмена;
- ответственность сторон
за неисполнение или
- срок действия соглашения о взаимодействии;
- материально-техническое
и финансовое обеспечение
Таким образом, предоставление государственных услуг в многофункциональном центре осуществляется по принципу «одного окна» при однократном обращении заявителя с запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги осуществляется МФЦ.
Как уже отмечалось, согласно ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г., нотариат призван обеспечивать в соответствии защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Т.е. действия нотариусом носят публично-правовой характер и осуществляются от имени государства.
Статья 35 Основ относит к числу нотариальных действий удостоверение сделок и необходимых для них документов, что прямо относится и к сделкам на недвижимое имущество. Кроме того, нотариусы вправе передавать заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, а также принимать на хранение документ. Согласно ст. 15 Основ, нотариус имеет право составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. Более того, в числе прав нотариуса, установленных ст. 15 - возможность представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.
При этом нотариус обязан проверить право- и дееспособность субъектов сделки, их полномочия по распоряжению имуществом, правомерность приобретения имущества, отсутствие на нем обременений, разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона (ст. 43, 54 Основ).
Таким образом, с точки зрения действующего законодательства нотариусы вполне могут по поручению гражданина осуществлять от его имени действия, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Наряду с расширением практики государственной регистрации прав через МФЦ это способствовало бы упрощению для граждан процедуры государственной регистрации прав. Кроме того, массовое участие нотариусов в осуществлении прав заявителя в процедурах государственной регистрации прав послужило бы весомым фактором универсализации и дебюрократизации этих процедур, оно могло бы стать эффективной антикоррупционной мерой в сфере государственной регистрации прав. Нотариат, как и адвокатура - это институт гражданского общества, наделенный публично-правовыми функциями. Поэтому расширению участия нотариусом в осуществлении государственных функций следует расценивать и как особую меру гражданского контроля над органами государственной власти.
Информация о работе Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии