Федеральное собрание – парламент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы – проанализировать современный конституционно-правовой институт российского парламента, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.
Для достижения этих целей ставятся следующие задачи: проследить эволюцию представительных органов в Российском государстве, перечислить основные принципы деятельности Федерального Собрания, выявить основные черты Федерального Собрания как постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти РФ, рассмотреть основные полномочия Федерального собрания и порядок его формирования, осветить проблемы парламента РФ с точки зрения его структуры и принципов построения. Кроме того, необходимо проанализировать источники литературы по данной теме и отразить точки зрения разных авторов по некоторым вопросам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Исторические корни российского парламентаризма 5
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 7
2.1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 7
2.2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ЧЕРТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАК ПАРЛАМЕНТА 10
2.2.1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 11
2.2.2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ 19
2.2.3. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 29
2.2.4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН 32
2.2.5. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 36
Глава 3. Проблемы становления и дальнейшего развития Федерального Собрания РФ. 43
Заключение 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Кафедра «Теория права и конституционное право»

 

Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Студента 2 курса заочной формы обучения

 

 

Тема: «Федеральное собрание – парламент Российской Федерации»

 

 

 

Студент_______________________

(подпись)

 

Преподаватель

доцент кафедры

кандидат юридических наук

______________________________

(подпись)

 

 

 

МОСКВА 2013

Оглавление

 

Введение 3

Глава 1. Исторические корни российского парламентаризма 5

Глава 2. Федеральное Собрание – парламент Российская Федерация 7

2.1. Конституционные гарантии и основные принципы деятельности Федерального Собрания 7

2.2. Характерные признаки и черты  Федерального Собрания как парламента 10

2.2.1. Федеральное Собрание как представительный орган государственной  власти 11

2.2.2. Федеральное Собрание как законодательный орган власти 19

2.2.3. Контрольная функция Федерального Собрания РФ 29

2.2.4. Федеральное Собрание – постоянно действующий, профессиональный орган 32

2.2.5.  Внутренняя структура Федерального Собрания 36

Глава 3. Проблемы становления и дальнейшего развития     Федерального  Собрания РФ. 43

Заключение 46

Библиографический список 48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена такому важному  органу государственной власти РФ, как парламент. Проблемы становления  и развития  российского парламента очень актуальны. От того, каким он будет, зависит укрепление демократии в нашей стране.

В соответствии со статьей 94 Конституции РФ Федеральное  Собрание - парламент Российской Федерации  – является представительным и законодательным  органом Российской Федерации.

Конституционное закрепление основ организации  и деятельности парламента РФ имеет  большое значение для развития российского  парламентаризма. Достаточно высокий  статус парламента и имеющиеся у  него "сдержки и противовесы" по отношению к Президенту, исполнительной и судебной властям, позволяют ему  обеспечивать стабильное функционирование демократических институтов власти в Российской Федерации.

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 3 Конституции закрепляет народовластие, выражающееся в том  числе и в представительной демократии. Эффективное функционирование парламента как проводника воли народа в законодательной  деятельности и осуществлении иных полномочий способствует становлению  демократического правового государства  в России.

Развитие  народного представительства - одно из важных средств обеспечения народовластия. Порядок формирования этого органа обеспечивает представительство всего  многонационального народа страны, всех ее субъектов.

Конституция именует Федеральное Собрание законодательным  органом, определяя в качестве его  основной функции законотворчество. Это единственный законодательный  орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет  права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую  силу и прямое действие на всей территории РФ.

Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве.

Вопросы, связанные  с организацией и деятельностью  Федерального Собрания, а также проблемы становления и дальнейшего развития данного органа государственной  власти РФ освещены в литературе достаточно полно, что говорит об изученности  данной темы.

Предметом рассмотрения  данной курсовой работы является сущность и основные черты  Федерального собрания – парламента РФ.

Цели курсовой работы – проанализировать современный  конституционно-правовой институт российского  парламента, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.

Для достижения этих целей ставятся следующие задачи: проследить эволюцию представительных органов в Российском государстве, перечислить основные принципы деятельности Федерального Собрания, выявить основные черты Федерального Собрания как  постоянно действующего представительного  и законодательного органа государственной  власти РФ, рассмотреть основные полномочия Федерального собрания и порядок  его формирования, осветить проблемы парламента РФ с точки зрения его  структуры и принципов построения.  Кроме того, необходимо проанализировать  источники литературы по данной теме и  отразить точки зрения разных авторов по некоторым вопросам.

 

 

 

 

Глава 1. Исторические корни российского  парламентаризма

 

Парламент как  государственно-правовой институт имеет  многовековую историю, однако, в отличие  от многих европейских стран, где  парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в  новейшем понимании этого термина) было создано после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г.  в результате длительной борьбы с самодержавием.

Нижней палатой  первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней - Государственный Совет. Государственная  Дума и Государственный Совет  имели равные законодательные права. На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента. После Февральской  революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу.

В ходе Февральской  и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы, провозглашенные  полновластными и единовластными органами народного представительства.

Политическая  доктрина того периода допускала  разделение функций органов управления, но полностью отрицала разделение властей. Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического  руководства обществом и государством. Так, за период 1930-1988 гг. Верховный Совет  СССР принял на сессиях лишь один процент  всех действовавших законов; в основном он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами  Президиума Верховного Совета.1

Таким образом, Верховный Совет СССР не обладал  даже подобием независимого и свободного органа власти, поскольку в тоталитарном государстве парламент только оформляет  решения руководства правящей партии.

Политическая  эволюция советской формы народного  представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988-1990 гг. была учреждена «двухэтажная»  парламентская система, включавшая Съезд народных депутатов и формируемый  им двухпалатный Верховный Совет. Стать  подлинным парламентом страны эти  органы власти также не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавшей  тогда Конституцией полномочий, противоречивших  принципу разделения властей, а во-вторых, в силу фактически существовавшего  вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного  парламентским представительным органам. 

Отсутствие  нормальной структуры представительного органа и его постоянное вмешательство в прерогативы исполнительной власти в немалой степени послужили причиной трагических событий октября 1993 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Федеральное Собрание – парламент Российская Федерация

2.1. Конституционные гарантии и основные принципы деятельности Федерального Собрания

 

В соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года, Федеральное Собрание  является парламентом РФ.

Согласно  Конституции РФ парламент Российской Федерации отвечает основным требованиям  парламента демократического государства. Порядок его формирования и деятельности показывает, что он является парламентом федеративного государства. Это и предопределило его наименование — Федеральное Собрание.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную  Думу) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч.1 ст.11). Поскольку эта  статья помещена в гл.1 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального  Собрания в системе органов государственной  власти можно только через сложный  порядок пересмотра самой Конституции  РФ.

           Другая важная гарантия, закреплённая  в «Основах конституционного  строя», состоит в том, что орган  законодательной власти как часть  системы разделения властей самостоятелен  по отношению к другим органам  государственной власти.2

В процессе своей деятельности парламент РФ не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный  правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий  конституционно-правовой статус.

Независимость – важнейшее условие успешного  выполнения парламентом своих функций. Федеральное Собрание не подчиняется  какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности, руководствуясь только Конституцией РФ. И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов.

         Вместе с тем законотворческая  независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие  институты конституционного права,  как референдум, поскольку с его  помощью могут быть одобрены  некоторые законы и без парламента; чрезвычайное и военное положение,  которые приостанавливают действие  законов; право Конституционного  Суда РФ объявлять законы неконституционными; право Президента РФ распускать  Государственную Думу при определённых  обстоятельствах и другие институты.  Эти ограничения вытекают из  принципа разделения государственной  власти на законодательную, исполнительную  и судебную. 

           Федеральное Собрание не обладает  никакими юридическими полномочиями  для вмешательства в компетенцию  и деятельность других федеральных  органов государственной власти. Принцип сдержек и противовесов  в организации системы высших  федеральных органов проведен  достаточно последовательно.

Федеральное Собрание основывается на принципиально  новом понимании народного представительства  по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти. Федеральное Собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов.

Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т. е. граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой,  открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом, в Федеральном Собрании представлены профессиональные политики безотносительно к их национальности или социальному положению.

В основу порядка  образования Федерального Собрания положены принципы федерализма и многопартийности.

Принцип федерализма  призван обеспечивать интересы многонационального народа Российской Федерации, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти. На практике этот принцип реализуется в двухпалатной структуре Федерального Собрания. Одна из палат — Государственная Дума — представляет весь народ страны в целом. Другая - Совет Федерации - состоит из представителей каждого субъекта Российской Федерации. Из этого следует, что при формировании Совета Федерации проводится принцип равенства субъектов Федерации. При существенных различиях и в территориальном отношении и по численности населения, субъекты Российской Федерации равно имеют по два представителя в Совете Федерации.

Многопартийная  система — это один из институтов современного общества, без которого невозможна представительная демократия. Парламент, как главный элемент  представительной демократии, не может  считаться демократически избранным  без соперничества партий в политической борьбе за депутатские мандаты. На принципе многопартийности основываются формирование и деятельность Государственной Думы.

Информация о работе Федеральное собрание – парламент Российской Федерации