Федеральное собрание – парламент Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Цели курсовой работы – проанализировать современный конституционно-правовой институт российского парламента, раскрыть характерные признаки и черты Федерального Собрания РФ как парламента демократического государства.
Для достижения этих целей ставятся следующие задачи: проследить эволюцию представительных органов в Российском государстве, перечислить основные принципы деятельности Федерального Собрания, выявить основные черты Федерального Собрания как постоянно действующего представительного и законодательного органа государственной власти РФ, рассмотреть основные полномочия Федерального собрания и порядок его формирования, осветить проблемы парламента РФ с точки зрения его структуры и принципов построения. Кроме того, необходимо проанализировать источники литературы по данной теме и отразить точки зрения разных авторов по некоторым вопросам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Исторические корни российского парламентаризма 5
ГЛАВА 2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 7
2.1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 7
2.2. ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И ЧЕРТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ КАК ПАРЛАМЕНТА 10
2.2.1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 11
2.2.2. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КАК ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ВЛАСТИ 19
2.2.3. КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 29
2.2.4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОРГАН 32
2.2.5. ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ 36
Глава 3. Проблемы становления и дальнейшего развития Федерального Собрания РФ. 43
Заключение 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 87.63 Кб (Скачать файл)

          В постановлении Конституционного  Суда РФ от 11.11.1999 года № 15-П  «По делу о толковании статей 84 (пункт «Б»), 99 (части 1, 2 и 4) и  109 (часть 1) Конституции Российской  Федерации» разъяснено: «Роспуск  Государственной Думы Президентом РФ означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией РФ полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом РФ, Советом Федерации, другими органами государственной власти».7

Представительный  орган государства должен функционировать  непрерывно. При демократическом  режиме недопустимы долгие перерывы в деятельности парламента. Конституция  РФ предусматривает, что только с  момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются (ч. 4 ст. 99).    

Конституция устанавливает дополнительные ограничения  права роспуска Президентом Государственной  Думы, чтобы обеспечить стабильность функционирования законодательной  власти. Тем самым Конституция  отдает приоритет народному волеизъявлению.

Совет Федерации  не может быть распущен Президентом  РФ ни при каких обстоятельствах. «В отличие от всех других органов  власти Совет Федерации никогда  и ни на день, ни на минуту не прекращает своих полномочий. Известно, что  по Конституции есть основания для  досрочного отрешения от должности  Президента, Правительство может  уйти в отставку, Государственную  Думу можно распустить досрочно, Совет  Федерации – нет. В этом стабилизирующее  начало государственной власти и  большая ответственность, возложенная  на Совет Федерации». 8

Особый режим  военного и чрезвычайного положения, предусматривающий некоторые ограничения  прав и свобод человека и гражданина, определяет необходимость непрерывного функционирования в этот период парламента, обеспечивающего представительство  всех слоев и социальных групп  населения страны, а также субъектов  РФ. В чрезвычайных, экстремальных  условиях это способствует сохранению стабильности демократического режима и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Принцип несовместимости  полномочий депутата Государственной  Думы  с  его  одновременным  пребыванием  на  государственной  службе, замещением другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной деятельности (ч. 3 статьи 97 Конституции РФ) неразрывно связан с принципом профессионализма депутатского корпуса Государственной Думы и необходимостью полной реализации депутатом своих профессиональных качеств на постоянной основе.

Нормы Федерального закона о выборах депутатов Государственной  Думы (п. 1—3 ст. 85) предусматривают, что  после подписания протокола о  результатах выборов и незамедлительного  извещения об этом зарегистрированного  кандидата, избранного депутатом Государственной  Думы, последний обязан в пятидневный  срок представить в Центральную  избирательную комиссию копию приказа  либо иного документа об освобождении от прежних обязанностей, несовместимых  со статусом депутата Государственной  Думы, или копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. И только после  этого, соответствующая избирательная комиссия регистрирует избранного депутата Государственной Думы и выдает ему удостоверение об избрании.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы в соответствии с Конституцией и Федеральным законом "О статусе  члена Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" обладают неприкосновенностью в течение  всего срока полномочий. Такая  гарантия установлена Конституцией для обеспечения независимости  законотворческой и иной деятельности парламентариев, исключения влияния  на выбор позиции по тому или иному  вопросу под угрозой уголовного преследования.

 

 

2.2.5.  Внутренняя структура Федерального Собрания

Согласно  ст. 95 Конституции РФ, Федеральное  Собрание состоит из двух палат —  Совета Федерации и Государственной  Думы. Данная статья устанавливает  двухпалатную структуру Федерального Собрания. Такая структура закреплена в ст. 11 первой главы Конституции, что означает недопустимость ее изменения в рамках действия настоящей Конституции.

В Российской Федерации двухпалатность парламента — относительно новое явление, возникшее  только в 1990 г., когда в составе  Верховного Совета РСФСР были сформированы Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с революции  1917 г.,  высший представительный орган России, формально являвшейся федерацией, был однопалатным, в то время как Верховный Совет СССР состоял из двух палат, что, очевидно, считалось достаточным. Но двухпалатность в  Российской  Федерации  в  период с  1990 по 1993 г. оказалась не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, доминирующую роль играл Президиум — руководящий орган всего парламента, подавлявший инициативу палат.

Конституция 1993 г. сохранила двухпалатную структуру, но внесла в нее значительные изменения.

Новые принципы двухпалатной структуры и ее отличия  от двухпалатной структуры бывшего  Верховного Совета состоят в следующем:

1) Палатам  придано новое наименование. Это  вызвано тем, что наименование  палаты Совет национальностей утратило свою логическую основу, т.к. субъектами Федерации стали не только национальные, но и территориальные образования — края, области, города федерального значения. Поэтому палата представительства субъектов получила наименование — Совет Федерации. В свою очередь это потребовало изменения наименования палаты общенационального представительства, для которой, учитывая российский исторический опыт, было принято наименование — Государственная Дума.

2) Палаты  заседают раздельно (ч.1 ст. 100 Конституции  РФ). В Верховном Совете палаты заседали и решали все вопросы, как правило, совместно. Принцип раздельного заседания палат, закреплённый в ч.1 ст.100 Конституции РФ, обусловлен федеративным государственным устройством России. Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации, где представлены субъекты Федерации, и Государственной Думы, являющейся палатой общенародного представительства. Поэтому у палат различная компетенция, они относительно независимы друг от друга, самостоятельно осуществляют свои законодательные полномочия и определяют внутренний порядок деятельности, принимая каждая свой регламент (ч.4 ст.101 Конституции РФ). Случаи, когда палаты собираются совместно, определены в Конституции исчерпывающим образом и не подлежат расширительному толкованию. Согласно п.3 ст.100 Конституции РФ палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий президента РФ, посланий конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

3) Не предусмотрено  наличие Председателя Федерального  Собрания (такого рода пост был  присущ Верховному Совету).

         4)   За каждой из палат  закреплен самостоятельный перечень  вопросов их ведения (ст. 102 и  103 Конституции РФ). Специальная компетенция  предусматривает исключительное  право одной палаты принимать  решение по тому или иному  вопросу в полном объеме.

К ведению  Совета Федерации относятся:

а) утверждение  изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение  указа Президента Российской Федерации  о введении военного положения;

в) утверждение  указа Президента Российской Федерации  о введении чрезвычайного положения;

г) решение  вопроса о возможности использования  Вооруженных Сил Российской Федерации  за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение  Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение и освобождение от должности Первого  заместителя Генерального прокурора  РФ - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности  Генерального прокурора Российской Федерации;

к) назначение на должность и освобождение от должности  заместителя Председателя Счетной  палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению  Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства  Российской Федерации;

б) решение  вопроса о доверии Правительству  Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов ;

д) назначение на должность и освобождение от должности  Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным  конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его  от должности.

5) В Конституции  нет особой статьи, закрепляющей  компетенцию, вопросы ведения Федерального Собрания в целом (как это было применительно к Съезду народных депутатов и Верховному Совету).

6) Каждая  из палат образует отдельно  свои комитеты и комиссии. Ранее  в Верховном Совете были общие комитеты Верховного Совета.

7) Различны  полномочия палат и в сфере  законотворчества. Федеральные законы  принимает Государственная Дума, а Совет Федерации их одобряет.

          8) Конституцией Российской Федерации  установлено, что заседания Совета  Федерации и Государственной  Думы являются открытыми. Открытость  деятельности парламента – важнейшее  качество, на котором основывается  авторитет и влияние представительной  власти. Принцип открытости заседаний  палат — проявление демократичности  российского парламента.

9) Конституция РФ устанавливает, что каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Этим положение отличается от ранее существовавшего, когда обе палаты Верховного Совета РФ имели единый регламент. Регламенты палат Федерального Собрания отражают специфику каждой палаты, они поэтому не идентичны.

Палаты  устанавливают внутренний распорядок своей деятельности не только в регламентах, но и отдельными решениями. Так, согласно Регламенту Государственной Думы, процедуры проведения заседаний палаты, рассмотрения иных вопросов ее деятельности, не предусмотренных Регламентом, принимаются на заседании палаты и оформляются протокольно.

В соответствии с ч. 1 ст. 101 Конституции РФ, Совет  Федерации избирает из своего состава  Председателя Совета Федерации и  его заместителей, Государственная  Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Регламент Совета Федерации устанавливает, что Председатель палаты избирается тайным голосованием. Регламент Государственной Думы допускает возможность и открытого голосования. Решение о количестве заместителей Председателя палаты принимает сама палата. Регламенты палат предусматривают наличие и первого заместителя Председателя палаты.

Председатель  Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. В регламентах Совета Федерации и Государственной Думы помимо полномочий председателей палат, закрепленных в Конституции, установлены и другие их полномочия: председатель палаты организует работу Совета палаты, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата палаты, утверждает его структуру и штаты, назначает и освобождает от должности руководителя Аппарата, направляет соответствующим субъектам законотворческой деятельности законопроекты и федеральные законы, подписывает постановления палаты, и иных мероприятий, связанных с законодательной деятельностью. Роль председателей палат сведена преимущественно к организационным функциям, они не вправе осуществлять политическое руководство палатой.

Заместители Председателя палаты замещают Председателя в его отсутствие, решают вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с распределением обязанностей между ними.

Важную роль в организации работы палат играют Совет Государственной Думы и  образуемый в Совете Федерации Совет  палаты.

В состав Совета Государственной Думы входят Председатель палаты, который ведет его заседание, и руководители депутатских объединений. Право решающего голоса имеют  руководители объединений. В Совете палаты правом решающего голоса обладают все лица, входящие в его состав: Председатель Совета Федерации, его  заместители, председатели комитетов  и постоянных комиссий палаты.

Совет Государственной  Думы, в частности, формирует проект примерной программы законопроектной работы палаты на текущую сессию, проект календаря рассмотрения вопросов палатой на очередной месяц и проект порядка работы палаты на очередное заседание, созывает внеочередные заседания палаты, назначает комитет, ответственный за подготовку внесенного законопроекта, дает согласие на назначение и освобождение от должности Руководителя Аппарата палаты. Сходными полномочиями обладает и Совет палаты, образуемый в Совете Федерации.

Информация о работе Федеральное собрание – парламент Российской Федерации