1.
Федеративное устройство России:
понятие, признаки, принципы.
Федеративное
устройство - форма государственного устройства,
при котором части сложного государства
являются государствами или государственными
образованиями, обладающими некоторыми
признаками государственности. Федеративное
устройство характеризует состав государства,
правовое положение его составных частей
- субъектов федерации, их взаимоотношения
с самим государством.
Принципы федеративного
устройства.
Федеративное устройство РФ
основано на конституционных
принципах, закреплённых в статье
5 Конституции РФ:
Государственная
целостность РФ. Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Суверенитет РФ распространяется на всю её территорию. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Единство системы
государственной власти. Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти. Полномочия федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РФ. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.
Разграничение предметов
ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и её субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Равноправие и самоопределение
народов. Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, а также права коренных малочисленных народов.
Равноправие субъектов
РФ (принцип симметричной федерации). Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Субъекты РФ имеют равную компетенцию (круг предметов ведения и полномочий), хотя есть и небольшие различия (например, в праве установления государственного языка), равное представительство в Совете Федерации, на равных основаниях заключают договора и соглашения с Российской Федерацией и другими её субъектами.
Особенности федеративного
устройства России.
Российская Федерация - неоднородная
федерация, построенная по национально-территориальному
принципу, причём республики, автономные
округа образованы по национальному принципу,
а края, области, города федерального значения
- по территориальному принципу. Российская
Федерация является конституционной,
а не договорной федерацией, поскольку
Конституция РФ имеет верховенство и высшую
юридическую силу, а Федеративный договор
не является государствообразующим (его
сущность и содержание - разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти РФ и
органов государственной власти субъектов
РФ). Несмотря на неоднородность федерации
и различный конституционно-правовой
статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает
равноправие её субъектов, поэтому вопрос
о симметричности или асимметрии Российской
Федерации является дискуссионным. В составе
РФ есть несколько сложнопостроенных
субъектов - краёв и областей, в состав
которых входят один или несколько автономных
округов либо автономная область.
Признаки федеративного
устройства:
- Состоит из субъектов федерации
- В федеративном государстве
верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным
органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция
между федерацией и её субъектами разграничивается
федеральной конституцией.
- В некоторых федерациях субъекты
обладают правом принятия собственной
конституции, имеют собственные внутренние
высшие законодательные, исполнительные
и судебные органы.
- Основную общегосударственную
внешнеполитическую деятельность в федерациях
осуществляют федеральные государственные
органы. Они официально представляют федеративное
государство в межгосударственных отношениях.
- Обязательным признаком федеративности
государства считается двухпалатная структура
федерального парламента. Одна палата является
органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.
- Субъекты федерации не имеют права сецессии,
т.е. права свободного выхода из состава
федерации,
- Субъекты федерации не являются государствами
в собственном смысле этого слова, т.к.
они не обладают государственным суверенитетом.
2. Состав Российской
Федерации: виды и количество субъектов
федерации, изменения в составе государства.
Субъект Российской Федерации или
сокращённо субъект федерации — название территориальной единицы верхнего
уровня в Российской Федерации.
Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и
состоит из равноправных субъектов Российской
Федерации.
Согласно Конституции, Российская Федерация
состоит из 85 субъектов — республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной
области, автономных округов. Каждый субъект
федерации, помимо федеральных органов,
имеет свою исполнительную (как правило, губернатора или главу),
законодательную (региональные парламенты)
и судебную (конституционный (уставный)
суд субъекта) ветви власти. Субъекты имеют свою собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство,
принимаемое региональными парламентами.
Субъекты федерации имеют по два представителя
в верхней палате российского парламента — Совете Федерации.
Во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти все субъекты
федерации между собой равноправны. Субъекты
имеют полномочия решать вопросы, отнесённые
Конституцией к ведению субъектов. Субъекты
Российской Федерации не имеют права выхода
из её состава.
В РФ 22 республики, 3 города федерального
значения, 9 краёв, 1 автономная область,
46 областей и 4 автономных округа.
Современная Россия унаследовала перечень
регионов от РСФСР (за
рядом исключений в виде переименований
и преобразований). В 1992 году российскими
регионами был подписан Федеративный
договор о разграничении полномочий,
который был включён в текст Конституции
РСФСР 1978 года. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция,
насчитывалось 89 субъектов. С 1
марта 2008 года после объединения
регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации,
а с 18 марта 2014 года после
присоединения Республики
Крым к России и образования двух новых субъектов
— Республики Крым и города федерального значения Севастополя субъектов
в Российской Федерации стало 85.
Изменения в федеративном
устройстве России после прекращения
существования СССР
1990-е
Все Советские Социалистические
Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года — автономные области и АССР)
стали республиками.
Поскольку все автономные округа
получили возможность выхода из состава
областей и краев посредством принятия
соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской
области.
Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
Города республиканского подчинения
РСФСР Москва и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград) были преобразованы
в города федерального значения.
31 марта 1992 года регионы Российской Федерации
(за исключением Татарстана, Чечни («Ичкерии»), а также Ингушетии) подписали договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти — федеративный договор, который был включён в действовавшую конституцию.
Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская,
Карачаево-Черкесская, Хакасская преобразованы
в республики.
С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области,
автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург,
а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
Сокольский район Ивановской области перешёл в состав Нижегородской
области.
2000-е
7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу1 декабря 2005 года.
17 апреля 2005 года был проведён референдум по
присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
23 октября 2005 года был проведён референдум по
объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов.
Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
16 апреля 2006 года был проведён референдум по
присоединению Усть-Ордынского Бурятского
АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
11 марта 2007 года был проведён референдум по
объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 марта 2008 года.
2010-е
1 июля 2012 года территория города Москвы увеличена
в 2,4 раза за счёт сопредельных районов
Московской области.
18 марта 2014 года на Крымском полуострове были образованы Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
3. Порядок
изменения правового статуса
субъекта в составе Российской
Федерации.
Под статусом субъекта РФ обычно понимается "совокупность полномочий,
прав и обязанностей или система государственно-правовых
компетенций в осуществлении им власти
на своей территории в качестве субъекта
правоотношений с Федерацией и другими
государственными образованиями", а
также его принадлежность к определенному
виду субъектов РФ: республике, краю, области,
городу федерального значения, автономной
области, автономному округу. Нормы, определяющие
основы статуса субъекта РФ, отражены
в конституционном законодательстве,
что и характеризует данный статус как
конституционный, т.е. юридически закрепленный
на высшем конституционном уровне. Конституционный
статус субъекта РФ устанавливается федеральной
Конституцией и конституцией (уставом)
соответствующего субъекта РФ и характеризуется
обладанием субъектом всей полнотой
государственной власти на своей территории,
за исключением полномочий, которые находятся
в ведении федеральных органов государственной
власти.
Конституция РФ допускает возможность
изменения статуса субъекта РФ. Согласно
ч. 5 ст. 66 статус субъекта РФ может быть
изменен по взаимному согласию Российской
Федерации и ее субъекта в соответствии
с федеральным конституционным законом.
Таким образом, ни Российская Федерация,
ни ее субъекты не вправе в одностороннем
порядке изменять конституционный статус
субъектов РФ.
Федеральный конституционный закон об
изменении статуса субъекта РФ еще не
принят, хотя его проекты разработаны
давно. Вместе с тем в конституциях (уставах)
некоторых субъектов РФ определен порядок
выражения согласия субъекта на изменение
его статуса. В уставах отдельных субъектов
РФ устанавливается порядок выражения
согласия на изменение их статуса.
Конституционно-правовой статус субъекта
РФ согласно федеральному законодательству
может быть изменен двумя способами: