Федеративное устройство России: понятие, признаки, принципы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 18:47, реферат
Описание работы
Федеративное устройство - форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение его составных частей - субъектов федерации, их взаимоотношения с самим государством.
3) автономная область,
автономные округа. Автономные образования
образованы , как и республики, по национальному
принципу и имеют в наименовании субъекта
Российской Федерации наименование титульной
национальности. В отличие от республик
автономные образования не имеют своих
конституций (только уставы), своего гражданства,
государственного языка. В соответствии
с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению
законодательных и исполнительных органов
автономной области, автономного округа
может быть принят федеральный закон об
автономной области, автономном округе.
5.
Разграничение предметов ведения
и полномочий между Российской
Федерацией и ее субъектами.
Понятие
«предметы ведения» используется Конституцией
РФ в двух значениях.
Первое и основное значение
связано с обозначением с помощью данной
категории вопросов ведения Российской
Федерации и ее субъектов. Их перечень
закреплен в главе 3 Конституции РФ — «Федеративное
устройство.
Вместе с тем, категория «предметы
ведения» рассматривается и в другом аспекте.
Он связан с обозначением их как составной
части понятия «компетенция» органа государственной
власти
Компетенция государственного
органа определяется через два ее элемента:
предмета ведения и полномочия. Под компетенцией
государственного органа понимается совокупность
его властных полномочий по определенным
предметам ведения
Конкретное полномочие органа
государственной власти означает юридическое
закрепленное за органом государства
право и одновременно, как правило, обязанность
принятия правовых актов и осуществление
иных властных мер, направленных на решение
конкретных задач и функций данного органа.
Разграничение
предметов ведения — это вопрос об отношениях
между Федерацией и ее субъектами, а вопрос
о разграничении компетенции и полномочий
касается отношений между отдельными
видами федеральных органов и органов
субъектов Федерации.
Суть предметов
ведения Российской Федерации и ее
субъектов производна от функций государства,
под которыми понимаются основные направления
его деятельности, выражающие сущность
и социальное назначение, цели и задачи
государства по управлению обществом
в присущих ему формах и присущими ему
методами.
Одна из особенностей функций
состоит в том, что они представляют собой
устойчивую, сложившуюся предметную деятельность
в той или иной сфере — в экономике, политике,
государственном строительстве, в праве
и т.д.
Таким
образом, в предметах ведения выражаются
и конкретизируются функции государства. Для более
успешной реализации они могут быть распределены
между государством в целом (Федерацией)
и его составными частями (субъектами
Федерации).
После принятия Конституции
РФ 1993 г. возникало и возникает много сложностей
с реализацией предметов ведения как Российской
Федерацией, так и ее субъектами.
Проблема определения компетенции
федеральных органов власти является
главной и наиболее сложной в любом федеративном
государстве. Федерация не может обладать
неограниченными полномочиями по управлению
страной, она обязана делиться этими полномочиями
с субъектами Федерации, без чего государственная
власть не может носить демократический
характер. Субъекты Федерации заинтересованы
в существовании сильной федеральной
власти, наделенной широкими полномочиями
для защиты и обеспечения общих интересов.
Но в то же время они не хотят утратить
своей самостоятельности и обладать правом
решать лишь второстепенные вопросы жизни
своего населения. Это — объективное противоречие
любой федерации, заставляющее власти
тщательно и оптимально проводить разграничение
компетенции государственных органов
федерации и ее субъектов.
Мировая практика выработала
формулу решения этой проблемы, которая
состоит в установлении:
· исключительной компетенции
федеральных органов власти;
· совместной компетенции органов
власти федерации и ее субъектов;
· исключительной компетенции
субъектов федерации.
Такое решение проблемы характерно
для США, ФРГ. Австралии и других федераций.
Российская Федерация следует
по этому испытанному пути (хотя термин
"исключительная компетенция" в ней
не употребляется.
Разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Федерации и ее субъектами возможно
только на основе Конституции, Федеративного
договора и иных договоров по этим вопросам.
Отнесение Конституцией тех
или иных вопросов к числу предметов ведения
Федерации означает установление исключительной
компетенции федеральных органов (Президента
РФ, Федерального Собрания, Правительства
РФ). Эти и только эти органы вправе издавать
по перечисленным вопросам присущие им
правовые акты (законы, указы, постановления),
осуществляя нормативное регулирование
и текущее управление. Предметы
ведения, таким образом, это и сферы
полномочий федеральных органов государственной
власти, в которые не вправе вмешиваться
органы государственной власти субъектов
Федерации.
Предметы
ведения Российской Федерации — это круг вопросов, отнесенных
Конституцией РФ к исключительному ведению
России как федерального центра.
В соответствии со ст. 71 Конституции
РФ в ведении Российской Федерации находятся:
· принятие и изменение Конституции
Российской Федерации и федеральных законов,
контроль за их соблюдением;
· федеративное устройство
и территория Российской Федерации,
· регулирование и защита прав
и свобод человека и гражданина; гражданство
в Российской Федерации; регулирование
и защита прав национальных меньшинств;
· установление системы федеральных
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти, порядка их организации
и деятельности; формирование федеральных
органов государственной власти;
· федеральная государственная
собственность и управление сю;
· установление основ федеральной
политики и федеральные программы в области
государственного, экономического, экологического,
социального, культурного и национального
развития Российской Федерации;
· установление правовых основ
единого рынка; финансовое, валютное, кредитное,
таможенное регулирование, денежная эмиссия,
основы ценовой политики; федеральные
экономические службы, включая федеральные
банки;
· федеральные энергетические
системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся
материалы; федеральные транспорт, пути
сообщения, информация и связь; деятельность
в космосе;
· внешняя политика и международные
отношения Российской Федерации, международные
договоры Российской Федерации; вопросы
войны и мира;
· внешнеэкономические отношения
Российской Федерации;
· оборона и безопасность; оборонное
производство; определение порядка продажи
и покупки оружия, боеприпасов, военной
техники и другого военного имущества;
производство ядовитых веществ, наркотических
средств и порядок их использования;
· определение статуса и защита
государственной границы, территориального
моря, воздушного пространства, исключительной
экономической зоны и континентального
шельфа Российской Федерации;
· судоустройство; прокуратура;
уголовное, уголовно-процессуальное и
уголовно-исполнительное законодательство;
амнистия и помилование; гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное
законодательство; правовое регулирование
интеллектуальной собственности;
· федеральное коллизионное
право;
· метеорологическая служба,
стандарты, эталоны, метрическая система
и исчисление времени; геодезия и картография;
наименования географических объектов;
официальный статистический и бухгалтерский
учет;
· государственные награды
и почетные звания Российской Федерации;
· федеральная государственная
служба.
В соответствии со ст. 72 Конституции
РФ, в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся:
· обеспечение соответствия
конституций и законов республик, уставов,
законов и иных нормативных правовых актов
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов Конституции Российской Федерации
и федеральным законам;
· защита прав и свобод человека
и гражданина; защита прав национальных
меньшинств; обеспечение законности, правопорядка,
общественной безопасности; режим пограничных
зон;
· вопросы владения, пользования
и распоряжения землей, недрами, водными
и другими природными ресурсами;
· разграничение государственной
собственности;
· природопользование; охрана
окружающей среды и обеспечение экологической
безопасности; особо охраняемые природные
территории; охрана памятников истории
и культуры;
· общие вопросы воспитания,
образования, науки, культуры, физической
культуры и спорта;
· координация вопросов здравоохранения;
защита семьи, материнства, отцовства
и детства; социальная защита, включая
социальное обеспечение;
· осуществление мер по борьбе
с катастрофами, стихийными бедствиями,
эпидемиями, ликвидация их последствий;
· установление общих принципов
налогообложения и сборов в Российской
Федерации;
· административное, административно-процессуальное,
трудовое, семейное, жилищное, земельное,
водное, лесное законодательство, законодательство
о недрах, об охране окружающей среды;
· кадры судебных и правоохранительных
органов; адвокатура, нотариат;
· защита исконной среды обитания
и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей;
· установление общих принципов
организации системы органов государственной
власти и местного самоуправления;
· координация международных
и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации, выполнение международных
договоров Российской Федерации.
Разграничение предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти её субъектов.
Такое разграничение является
одним из конституционных принципов федерализма
(статья 5). Разграничение предметов ведения
и полномочий осуществляется Конституцией
РФ, Федеративным договором, другими договорами
о разграничении предметов ведения и полномочий.
Федеративный договор - Договор о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти суверенных республик в составе
Российской Федерации; Договор о разграничении
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской
Федерации; Договор о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти автономной области, автономных
округов в составе Российской Федерации
31 марта 1992 года подписан Президентом
РФ и главами исполнительной власти субъектов
РФ (за исключением Татарстана и Чеченской
республики) и включён в действовавшую
Конституцию Российской Федерации - России.
Конституция РФ, принятая всенародным
голосованием 12 декабря 1993 года, иначе,
чем Федеративный договор разграничила
предметы ведения РФ (статья 71), совместного
ведения (статья 72) и ведения субъектов
РФ (статья 73). Действие большинства положений
Федеративного договора перекрыто Конституцией
РФ, в случае несоответствия Федеративного
договора и других договоров между органами
государственной власти РФ и её субъектов
действуют положения Конституции РФ. Договоры
и соглашения подписываются уполномоченными
представителями РФ и субъектов РФ в соответствии
с Федеральным законом "О принципах
и порядке разграничения предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ" (1999) и рассматриваются
в Совете Федерации, в законодательных
(представительных) органах субъекта РФ.
Предметом договора могут быть
конкретизация предметов ведения и полномочий,
условия и порядок их осуществления, вопросы
взаимодействия. Федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ могут по соглашениям передавать
друг другу осуществление части полномочий,
если это не противоречит Конституции
РФ и федеральным законам, соглашения
подписываются на основании федеральных
законов или договоров. Договоры и соглашения
не могут перераспределять предметы ведения,
установленные Конституцией РФ, в случае
противоречия договоров и соглашений
Конституции РФ и федеральным законам
действуют положения Конституции РФ и
федеральных законов.