Форма государства как организация государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы очевидна. Ведь сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос государства, его природе и роли в общественной жизни.

Целью данного курсового проекта является детальное рассмотрение всех элементов формы государственного устройства:

- форму правления;

- форму устройства;

- форму политического режима;

- раскрыть понятие и признаки формы государства;

- рассмотреть все принципы формы государства, которые определяют основания, порядок и пределы формы государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3

Глава 1. Понятие формы и структуры государства……………..………….…..5
1.1 Понятие формы государства………………………...……………..…....… 5
1.2 Форма правления и государственное устройство…………………............9
1.3 Понятие и типология политических режимов…………….………...........22
Глава 2. Форма Российского государства……………….……………………..27
2.1 Форма правления в России………………………………….…………….27
2.2 Форма государственного устройства России…………………..…...…...30
2.3 Политический режим Российского государства……...……………..…..35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………….…...……...43

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, можно сделать следующий вывод что: форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

     Понятие формы государства охватывает:

- организацию  верховной государственной власти, источники её образования и  принципы взаимоотношений высших  органов власти между собой  и населением;

- территориальную  организацию государственной власти, соотношение

- государства как целого с его составными частями;

- методы  и способы осуществления государственной  власти.

    В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

1.2 Форма  правления и государственное устройство

     Форма правления - это способ организации  и формирования верховной государственной  власти.

     Данная  категория показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют.

    Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам проявления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве.

    Существенные  черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с республикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные инструменты достижения единых задач и целей.

    Однако  экономический строй общества, определяя  всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

    Среди факторов, обусловливающих специфику  конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности.

    При анализе формы государства следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции. В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.

     Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Не демократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии. Таким образом, форма правления рассказывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

     Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

    Монархия - форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии и осуществляет пожизненно, выполняя и функции главы государства, и функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление.

     Основными признаками классической монархической  формы управления являются:

- существование  единоличного главы государства,  пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

- наследственный  порядок преемственности верховной  власти;

- представительство  государства монарха по своему  усмотрению;

- юридическая  безответственность монарха. 

     Монархия  возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.

     В свою очередь монархия делится на:

- абсолютную;

- ограниченную (парламентарную, конституционную);

- дуалистическую;

- теократическую;

- парламентарную.

     Абсолютная  монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.

     По  формуле Петровского Воинского устава - « самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

     Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

     Власть  в центре и на местах принадлежит  не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом.

     Государственное вмешательство в частную жизнь  в эпоху абсолютизма приобретает  более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление.

     Конституционная (ограниченная) монархия -  форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

     Как форма правления, конституционная  монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

     Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство  формируется из представителей  определенной партии (или партий) получивших большинство голосов  на выборах в парламент;

- лидер  партии, обладающий наибольшим числом  депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной,  исполнительной и судебной сферах, власть монарха фактически отсутствует,  она является символической;

- законодательные  акты принимаются парламентом  и формально подписываются монархом;

- правительство  согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.

При дуалистической монархии государственная власть носит  двойственный характер. Юридически и  фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Правительство в дуалистических монархиях формируется  независимо от партийного состава в  парламенте и не ответственно перед  ним. Монарх при этом выражает преимущественно  интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.

     В некоторых государствах монарх возглавляет  не только светское, но и религиозное  управление страной. Такие монархи носят название теократические (Саудовская Аравия, Ватикан - феномен, религиозный лидер является главой государства - «Государство в государстве»). В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Повеления монарха приобретают юридическую силу, лишь, будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента.

     Республика-это  форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок несущим ответственность перед избирателями.

     Республике  присущ демократический способ образования верховных органов государства. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Общими  признаками республиканской формы  правления являются:

- существование  единоличного и коллегиального  главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление  государственной власти не по  своему велению, а по поручению  народа;

- юридическая  ответственность главы государства  в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность  решений верховной государственной  власти.

     Республиканская форма правления в окончательном  виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни  она видоизменялась, приобретала  новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

     Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме  государственного устройства на:

- парламентарные;

- президентские;

-смешанные  (полупрезидентские).

     Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

     В такой республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

     Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Информация о работе Форма государства как организация государственной власти