Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:38, курсовая работа
Актуальность выбранной темы очевидна. Ведь сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос государства, его природе и роли в общественной жизни.
Целью данного курсового проекта является детальное рассмотрение всех элементов формы государственного устройства:
- форму правления;
- форму устройства;
- форму политического режима;
- раскрыть понятие и признаки формы государства;
- рассмотреть все принципы формы государства, которые определяют основания, порядок и пределы формы государства.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие формы и структуры государства……………..………….…..5
1.1 Понятие формы государства………………………...……………..…....… 5
1.2 Форма правления и государственное устройство…………………............9
1.3 Понятие и типология политических режимов…………….………...........22
Глава 2. Форма Российского государства……………….……………………..27
2.1 Форма правления в России………………………………….…………….27
2.2 Форма государственного устройства России…………………..…...…...30
2.3 Политический режим Российского государства……...……………..…..35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………….…...……...43
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (по конституции 1947 года), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее
характерные черты
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность
правительства перед
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической
президентской республикой
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием.
Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
Конституция Российской Федерации, устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольности парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.
Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между формами не существует. Их сближают общие задачи и цели. Отсюда следует, что форма правления существует двух видов:
а) республиканская, которая подразделяется на:
- парламентскую;
- президентскую;
- смешанную.
б) монархическая, которая подразделяется на:
- абсолютную;
- ограниченную;
- теократическую;
- конституционную:
дуалистическую и парламентскую.
Форма государственного устройства - это способ территориальной организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.
Государства
современного мира по форме национально-
Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова - как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально - экономической и политической основе государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).
В
узком смысле слова - для характеристики
территориальной (национально-территориальной)
организации государственной
При характеристике государственного устройства как одной из форм государства имеется ввиду второе (узкое значение этого термина). Таким образом, формы государственного устройства - это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой. С точки зрения государственного устройства государства можно подразделить на унитарное (единое государственное образование), федерации (союзы, относительно самостоятельных, в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, кантонов, штатов, земель и тому подобное), конфедерации (государственно - правовые объединения, союзы суверенных государств).
Унитарное (единое, от. лат. «unus» - «один») государство отличается полным политическим единством, оно не делимо. Отдельные административно - территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.
Федерация соединенное, союзное (от. лат «fedus» - «союз») государство. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств - членов федерации. При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причём сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств - членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую систему. Немало стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально - политических причин. Федерацией по своему государственному устройству является и Россия. В составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 89 субъектов, в их числе 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения - Москва, Санкт Петербург, 1 автономная область - Еврейская автономная область и 10 автономных округов. Все субъекты Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, по национальному и этническому составу и другим параметрам.
Конституция России также закрепляет, что каждый субъект Федерации республика «имеет свою конституцию и законодательство». Что же касается всех остальных субъектов Российской Федерации, то каждый из них имеет «свой устав и законодательство».
Федеративное
устройство России основывается на таких
принципах, как принцип государственной
целостности, принцип единства государственной
власти, принцип разграничения
Менее распространённой в мире по сравнению с унитарным государством и федерацией является конфедерация.
Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государство, образующее конфедерацию полностью сохраняет свою самостоятельность, имеют свои собственные органы законодательной, исполнительной власти и другие органы.
Одни учёные считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких - либо организаций, в том числе и различных государств. Примерами таких организаций являются ООН, НАТО и другие.
Конфедерация
нередко рассматривается как
промежуточное звено на пути движения
государств к федерации. В настоящее
время конфедерацией в
Можно сделать вывод, что государственное устройство бывает двух основных видов:
- унитарное;
- федеративное.
Понятие “политический режим” есть одним из общепринятых в современной политологии. Эта научная категория, которая характеризует способы, формы, способы и методы реализации политической власти, оказывает содействие адекватной оценке сущности государства, поскольку в границах одной формы правления на различных этапах ее развития политическое жизнь может существенно видоизменяться по характеру и содержанию. Общество и государство могут быть открытыми, закрытыми, промежуточными; демократическими, тоталитарными и авторитарными; военизированными, гражданскими и смешанными; клерикальными, теократическими и пр. Все это обуславливает существенные отличия во взаимоотношениях между личностью, обществом и государством в различных странах, которые и сказываются на своеобразности политического режима. Политический режим теснее и более непосредственно связан с сущностью государства, чем другие ее формы.
Таким образом, политический режим - система способов и методов осуществления политических властей; модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и население.
-Любой политический режим определяется тремя основными факторами: процедурами и способами организации властных институтов и непосредственным осуществлением власти;
-стилем принятия общественно-политических решений;
-взаимоотношениями между политической властью и гражданами.
В более конкретном понимании понятия “политический режим” охватывает: порядок формирования представительских учреждений; положение и условия деятельности политических партий; правовой статус личности, права и обязанности граждан; порядок функционирования карательных и правоохранительных органов; соотношение и регламентацию разрешенного и запрещенного.
Любой политический режим зависит от таких факторов: соотношение политических сил в общественном организме; лица общенационального лидера и качества правящей элиты; исторической и социокультурных традиций; политической культуры населения. Чтобы отдать себе отчет сущность политического режима, надлежит помнить, что он создается спонтанно, вследствие общих усилий многих субъектов политического процесса, и не может быть установленный конституциями или другими законами.
Существует
много классификаций
Исходя из трехчленной классификации, проанализируем содержание и характерные особенности каждого из политических режимов - тоталитаризма, авторитаризма и демократии.
Тоталитаризм - это своеобразный способ организации общества, который характеризуется всесторонним и всеобъемлющим контролем властей над обществом, покорением общественной системы государства, коллективными целями, всеобщей идеологией.
“Тоталитаризм” как общий термин был внедрен Б. Муссолини для характеристики фашистского движения в Италии и для отмежевания его от нацистского движения в Германии. Теория тоталитаризма сложилась в 3О-40-х гг. с появлением фашизма и его разновидностей. В понятийном обозначении тоталитаризм - это режим, который осуществляет тотальный (всеобъемлющий) контроль над населением, опираясь на систематическое использование насилия или на его угрозу.
Информация о работе Форма государства как организация государственной власти