Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:38, курсовая работа
Актуальность выбранной темы очевидна. Ведь сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос государства, его природе и роли в общественной жизни.
Целью данного курсового проекта является детальное рассмотрение всех элементов формы государственного устройства:
- форму правления;
- форму устройства;
- форму политического режима;
- раскрыть понятие и признаки формы государства;
- рассмотреть все принципы формы государства, которые определяют основания, порядок и пределы формы государства.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие формы и структуры государства……………..………….…..5
1.1 Понятие формы государства………………………...……………..…....… 5
1.2 Форма правления и государственное устройство…………………............9
1.3 Понятие и типология политических режимов…………….………...........22
Глава 2. Форма Российского государства……………….……………………..27
2.1 Форма правления в России………………………………….…………….27
2.2 Форма государственного устройства России…………………..…...…...30
2.3 Политический режим Российского государства……...……………..…..35
Заключение………………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………….…...……...43
- субъекты федерации в различных формах, но обязательно принимает участи в решениях общефедеральных вопросов. Организационной формой этого является верхняя палата, в конституциях точно определены вопросы, которые не могут быть решены без ее участия (например, внесение поправок в федеральную конституцию), для обсуждения важных вопросов созывается совещание. Для решения наиболее важных вопросов совещание созывает президент, с приглашением руководителей федерации и субъектов.
Российская Федерация в этом смысле несколько отличается от ряда других федераций. Природа современной российской федеративной государственности состоит в том, что она зиждется на конституционно-договорном, добровольном разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Базовым документом, заложившим принцип разграничения предметов ведения и полномочий, является федеративный договор, содержание и положения которого вошли в Конституцию Российской Федерации.
На основе федеративного договора и Конституции Российской Федерации добровольно разграничили предметы ведения и полномочия все (кроме Чеченской республики) составные части бывшей РСФСР, т.е. исторически сложившегося государства.
Многовековая история России, ее полиэтничность, экономико-географические различия и прочие не могли не отразиться на характере современной российской федеративной государственности. Это не могло не найти отражение в Конституции Российской Федерации, закрепивший разный статус субъектов федерации, породивший концепцию их разнотипности.
Так, ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации провозглашает равноправие всех субъектов российской федерации.
Ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации начинается следующими словами: «В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации…», а далее в алфавитном порядке перечисляются сначала республики, затем края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Такое расположение дает основание считать, что субъекты Российской Федерации подразделяются на различные типы. Если бы вопрос состоял только в их наименованиях, то поэтому формальному признаку следовало бы все субъекты федерации перечислить по алфавитному признаку. Доказательством тезиса о делении субъектов федерации на типы служит и конституционное положение о том, что статус различных типов субъектов федерации определяется различными видами нормативных правовых актов: статус республики – Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Следовательно,
в Конституции Российской Федерации
закрепляется своеобразное разделение
субъектов федерации, в зависимости от
того, к какому типу они относятся – национально-государственному
(республики), административно-
На практике же эти противоречия в плане отношения субъектов федерации с другими субъектами и с федерацией еще более очевидны. Так, республики заняли более прочное место, чем другие типы субъектов федерации, в системе федеративных отношений. По отношению к нм федеральные органы государственной власти, как правило, воздерживаются от каких-либо характерных для унитарного государства методов воздействия. Этого нельзя сказать о других типах субъектов федерации. То есть, как бы фиксируются элементы асимметрии российского федерализма. В асимметричных федерациях объем полномочий разных субъектов не одинаков. В составе федерации могут быть другие части: федеральные округа, федеральные территории, федеральные владения, имеющие иное правовое положение, чем субъекты федерации. Не субъекты федерации управляется федеральными властями.
Существующие формальное различие субъектов федерации по типам, обуславливающее их разностатусность, приводит к неравноправию в системе экономических отношений.
В
современной форме
Практика
политического развития Российского
государства такова, что рассматривают
политические системы национальных
республик субъектов Российской
Федерации как политические системы
с индивидуальными
Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов.
Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России имеют свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.
Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществления необходимо, кроме всего прочего, значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы. Для этого нужны обширные капиталовложения. В то же время реформирование России осуществляется с целью повышения эффективности экономики, которая сама нуждается в значительных дополнительных инвестициях. Поскольку функцию мобилизации рабочей силы выполнял именно тоталитаризм, то станет очевидным, насколько сложно решить проблему адекватной замены тоталитарных механизмов принуждения к производительному, но малооплачиваемому труду.
Следует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринимает тоталитарную власть как нормальное явление. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств, которые отличают нынешнюю политику от тоталитарной. Нет единой, навязываемой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.
В то же время власть еще больше отделилась от народа, нежели при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под контроля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.
С другой стороны, налицо черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве (хотя существует определенный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдается), особенно на местах; нет ведущей идеологии и политической партии; в экономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии форм собственности (однако при этом не выработаны механизмы, определяющие собственность на землю, сильны позиции государственных ведомств, командные высоты в хозяйственном механизме находятся в руках монополистов - финансово-промышленных групп, финансовой олигархии, «естественных монополий», что, безусловно, подменяет принцип свободной конкуренции монопольностью); при внешней независимости (политической и идеологической) средств массовой информации и коммуникации налицо их фактическая связь с финансовыми «империями».
Как изменился политический режим в России за последние годы? На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания - Совет Федерации - включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений.
Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно Президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет.
Усилению авторитарных тенденций способствуют такие привходящие факторы, как:
- перманентный рост преступности;
- природные катаклизмы;
- этнорегиональные конфликты;
- военные столкновения;
- нестабильность ситуации внутри правящих элит.
Нужно отметить, что тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественно новые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальных ресурсов; оборотной стороной этого процесса может оказаться аморфность и паралич потестарных функций.
Итак, говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое - не кануло окончательно в Лету. Но идеал политического развития заявлен; это - демократизм и правовое государство.
Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Сказать какое - трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью будет приводить к противоречию между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.
Проведенное исследование формы правления позволило сформулировать следующие выводы.
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами, тогда можно говорить о соответствии формы государства его содержанию. Если выдавать за форму правления только какой-то один элемент, о строгой взаимосвязи между формой государства и его содержанием не будет.
Форма правления – это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.
Информация о работе Форма государства как организация государственной власти